Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Трехмерное геологическое моделирование при разработке нефтяных и газ

..pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
7.95 Mб
Скачать

1.7. Трехмерное моделирование насыщения

Целью этого этапа является получение пространственного распределения насыщенности в пределах залежей в виде кубов нефтеили газонасыщения (рис. 1.25).

Рис. 1.25. Фрагмент куба нефтенасыщенности с переходной зоной

Для моделирования характера насыщения пластов флюидами используют результаты исследований керна и интерпретации ГИС. Существуют два основных подхода к моделированию насыщения. Первый подход – горизонтальный метод распределения нефти в залежи с учетом законов физики пласта и данных по скважинам. При этом часто возникают противоречия с исходными данными по результатам интерпретации ГИС. Рассмотрим пример такого часто встречаемого противоречия на практике. В нижней части пласта по скважине геофизики выделили пропласток толщиной 2 м с насыщением нефтью 0,8, а в верхней части пласта выделили пропласток толщиной 0,7 м с насыщением нефтью 0,65. Для учета подобных противоречий применяют второй подход.

31

При втором подходе распределения нефтенасыщенности используют стратиграфический метод интерполяции значений нефтеносыщенности из скважин вдоль слоев 3Д-сетки. Для создания переходной зоны в пределах залежи применяют тренд, учитывающий критическое значение нефтенасыщенности на ВНК, и отметку ВНК [7]. Возможность задавать вес тренда при интерполяции позволяет получить изменение нефтенасыщенности в продуктивном пласте, соответствующее представлениям о физике нефтяного пласта, при этом значения нефтенасыщенности, определенные в скважинах, являются ключевыми. Критическая нефтенасыщенность на контуре нефтеносности задается в соответствии со значениями, рекомендуемыми по лабораторным исследованиям керна.

1.8. Трехмерный подсчет запасов

Подсчёт запасов нефти на основе трёхмерной геологической модели выполняется объёмным методом по формуле

 

Z = V · Kп · Kн · Kob · b,

(1.6)

где Z

– балансовые запасы нефти, тыс. т;

 

V

– геометрический объём пород коллекторов, тыс. м3;

 

Kп

– коэффициент пористости, д. ед;

 

Kн

– коэффициент нефтенасыщенности, д. ед;

 

Kob – пересчётный коэффициент, д. ед;

 

b

– плотность нефти, г/см3;

 

Объём нефтенасыщенных пород (V) рассчитывается суммированием значений объёмов ячеек 3Д-сетки, расположенных гипсометрически выше водонефтяного контакта, по кубу литологии. Коэффициенты пористости (Kп) и нефтенасыщенности (Kн) рассчитываются также суммированием тех же ячеек, только по кубам пористости и нефтенасыщенности. Значения плотности нефти и пересчётного коэффициента принимаются константами по данным лабораторных исследований. Результатом является куб запасов

(рис. 1.26).

32

Рис. 1.26. Фрагмент куба запасов

Существуют варианты подсчета запасов на модели с учетом полного объема ячеек и неполного. Под неполным объемом ячеек понимаются ячейки 3Д-сетки, которые находятся на границе водонефтяного контакта (ВНК) и делятся на две части. При подсчете запасов на неполную ячейку считается часть объема ячеек выше ВНК. При подсчете на полную ячейку, пересекаемые ячейки по доли объема выше ВНК (50 % объема ячейки выше ВНК) учитываются в подсчете запасов целиком либо исключаются из подсчета запасов.

На сегодняшний день в построении трехмерных геологических моделей существуют проблема корректной адаптации построенной трехмерной геологической модели и материалов по подсчету запасов [8]. Это связано с недавним развитием трехмерного моделирования, а методы и алгоритмы отходят от ранее разработанных и применяемых для двухмерных карт. Адаптацию модели в первом приближении можно рассматривать как минимизацию расхождения между двумя различными способами подсчета запасов. В трехмерной геологической модели изменениям могут подвергаться различные её части: структурный каркас, сетки разломов, кубы литологии, кубы пористости, кубы нефтенасыщенности, кубы объемов и кубы

33

запасов. По времени процесс адаптации геологической модели к двумерному подсчету запасов может занимать на порядок больше времени, чем непосредственно сам процесс построения модели.

Проблема обострена повышающимися требованиями к геологическим моделям со стороны Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) Российской Федерации. Особенно актуален этот вопрос на больших месторождениях, которые давно разрабатываются и по которым накоплено много информации разного формата. Часть информации, необходимой для геологического моделирования, бывает потеряна, некоторые исследования в скважинах не проводились. Чем меньше информации, тем больше расхождения между подходами при построении карт и создании трехмерной модели. Несмотря на актуальность, вопрос о согласовании результатов не изучен подробно. Некоторые методические приемы описаны в руководствах и рекомендациях по созданию 3Д-моделей. Они позволяют скорректировать модель и содержат, как правило, наиболее общие и простые методические приемы. Сам вопрос носит прикладное значение, с чем связана его малая теоретическая освещённость.

При построении трехмерной геологической модели в рамках промышленного подсчета запасов основную роль играет этап адаптации кубов литологии к материалам подсчета запасов. Адаптация литологии сводится к построению кубов, из которых получают карты эффективных и нефтенасыщенных толщин коллекторов, максимально соответствующих инструкции ГКЗ. Моделирование куба литологии является одним из наиболее трудоёмких этапов моделирования.

Рассмотрим способ адаптации 3Д-модели Полазненского месторождения к подсчету запасов на основе карт. На месторождении пробурены 92 скважины, 50 % скважин либо вскрывали только кровлю продуктивного горизонта, либо в них не проведен комплекс ГИС. Для таких скважин эффективная толщина (Hэфф) бралась по методике, принятой в ГКЗ. По всем скважинам с определенной эффективной толщиной рассчитывается коэффициент песчанистости

34

(Кпесч) в процентах, а потом он умножается на общую толщину (Нобщ) в необходимой для расчета скважине.

Hэфф = Кпесч · Нобщ,

(1.7)

где Кпесч – коэффициент песчанистости; Hобщ – общая толщина в скважине.

В результате эффективные толщины по кубу литологии отличаются от рассчитанных по принятой в ГКЗ методике. Различия обусловлены тем, что при построении куба литологии учитываются только скважины с выделенными пропластками.

Возникла задача адаптации куба литологии к картам эффективных (Нэфф) и эффективных нефтенасыщенных толщин (Нэф.н) так, чтобы минимизировать расхождение эффективных толщин в скважинах, где нет пропластков, и в межскважинном пространстве.

Возможно несколько вариантов решения данной задачи [11]: добавление искусственных скважин, использование программы, позволяющей изменять куб литологии согласно карте эффективных толщин, изменение доли песчанистости при дискретизации куба литологии. Перечисленные подходы не решают задачу адаптации куба литологии одновременно к двум картам Нэфф и Нэф.н. В действующих методических руководствах решения таких двойных задач не рассматривают. Создание куба литологии с учетом карт эффективных толщин, построенных заранее, во многих случаях не обеспечивает согласованности с картами нефтенасыщенных толщин, особенно в районе внутреннего контура нефтеносности. Это частично происходит потому, что двумерные построения карт нефтенасыщенных толщин при подсчете запасов часто выполняются по скважинам без учета структурного плана и карт эффективных толщин, как это рекомендуется делать в [12].

В результате подойдет методика, решающая задачу согласования результатов различных расчетов.

Решение поставленной задачи разбивается условно на три этапа:

35

1-й этап. Сортировка скважин. На этом этапе происходит отделение скважин, полностью вскрывших пласт (с выделенными пропласками), от скважин с недостающей информацией (с невыделенными пропластками).

2-й этап. Расчет расхождений между Нэфф или Нэф.н, рассчитанными по методике, принятой в ГКЗ, и кубу литологии, полученному в результате трехмерной интерполяции непрерывной кривой литологии. Процент расхождения (∆ϕ) определяется для скважин

с недостающей информацией.

3-й этап. Минимизация расхождения.

В результате применения предлагаемой методики разница в значениях эффективной толщины в скважинах составила 20– 30 см, а расхождение запасов – в пределах 5 %. Данная методика позволяет в короткое время скорректировать результаты литологического моделирования.

2.УЧЕТ ФАЦИАЛЬНОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ

СЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ МОДЕЛИ

Уже на этапе структурного моделирования можно оценить связи общих толщин пластов и фациальных обстановок, в условиях которых они формировались. Необходимо изучить, как общие толщины могут меняться в той или иной фациальной зоне, определить зависимости толщин от характера условий седиментации.

Для некоторых отложений скорость накопления и толщин весьма непостоянна, это необходимо учитывать. Нередко на расстоянии нескольких десятков километров толща одной и той же песчано-глинистой свиты может измениться в несколько раз. Подобные же быстрые изменения в толщинах наблюдаются в известняках [4].

Весьма резкие изменения в толщинах приходится нередко наблюдать при переходе от известняков к песчано-глинистым фациям,

36

причем иногда бывают более мощные известняки, а иногда – песчаники и сланцы.

На относительно небольшой площади общие толщины пород

впределах пласта могут отличаться лишь незначительно, и поэтому на основании одних лишь карт общих толщин очень сложно провести границы фациальных зон, можно допустить грубые ошибки, так как толщины накопившихся осадков в разных условиях могут быть примерно одинаковыми. Дебиты нефти, полученные из различных участков пласта, одинаковых по толщине, но отличающихся по условиям формирования и своему строению, могут колебаться

вдесятки раз.

Для реконструкции фациальных зон башкирского яруса и построения фациальных карт использовались как данные изучения керна, так и результаты интерпретации комплекса ГИС, полученные специалистами. Кроме того, анализ осуществлялся с учетом имеющегося представления о распределении фациальных зон на материалах работы о концептуальной модели строения Озерного месторождения на основе литобиофациального анализа и петрофизических исследований, выполненных в КамНИИКИГС [3].

Построение трёхмерной геологической модели Озерного месторождения осуществлено в интегрированном программном про-

дукте IRAP RMS.

Для построения структурных поверхностей продуктивных пластов были использованы поверхность отражающего горизонта, установленного по материалам сейсморазведки 3Д, а также результаты корреляции стратиграфических границ продуктивных пластов в скважинах (табл. 2.1).

Для геологического моделирования структурных поверхностей башкирских отложений была использована поверхность отражающего горизонта IП, отождествленного с кровлей башкирского яруса.

Моделирование структурных поверхностей башкирских отложений осуществлялось с использованием модуля IRAP RMSgeoform.

37

Таблица 2.1 Корреляция продуктивных пластов башкирского яруса

 

 

Стратиграфическая

 

ПермНИПИнефть

КамНИИКИГС

шкала башкирского

ИИндекс

 

 

яруса

 

 

 

 

 

Бш1

Бш1+Бш2

мелекесский

2b2mk

 

 

горизонт

 

Бш2

Бш3 верхняя часть

черемшанский

2b2cm

 

 

горизонт

 

Бш3

Бш3 нижняя часть

прикамский

2b1pk

 

 

горизонт

 

Учитывая размеры проекта и структурные особенности поднятий, для построения структурных поверхностей был выбран размер ячеек по горизонтали 50×50 м.

В связи с тем, что поднятие сохраняет форму и размеры по основным отражающим горизонтам и выполаживается от более древних отложений к молодым, построения велись методом схождения. В первую очередь была построена опорная поверхность (интерпретируемый горизонт, репер) по отражающему горизонту ΙП, а затем производились построение и наращивание толщин к соответствующей стратиграфической границе (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Сейсмический куб 3Д со структурными поверхностями кровли и подошвы башкирского яруса для расчета сейсмических атрибутов

в их пределах

38

Итогом моделирования явился набор структурных поверхностей геологических объектов в составе башкирских (Бш1, Бш2, Бш3) пластов.

Структурные карты по каждому пласту строились с использованием метода Global B-Spline interpolation. Для структурного моделирования был выбран размер сетки 50×50 м, так как он позволяет наиболее оптимально описать данную резкоамплитудную структуру.

На основании структурной модели были получены карты общих толщин пластов Бш1, Бш2, Бш3. Эти карты были исправлены и уточнены с учетом уже имеющихся представлений о региональном положении месторождения, о литологическом составе отложений и их связи с условиями осадкообразования, т.е. внесены изменения в направления изохор в межскважинном пространстве: где-то одноименные линии были разомкнуты, где-то соединены. На карты общих толщин наиболее продуктивных пластов Бш2 и Бш3 были нанесены фациальные зоны, выделенные на основе литобиофациального анализа и дополненные новыми результатами, полученными в ходе интерпретации предшествующей и вновь полученной информации [5]. Это фациальные зоны отмелей мелководного шельфа, приливно-отливных равнин, приливно-отливных каналов, отмельных каналов и зоны открытого мелководного шельфа.

На месторождениях Соликамской депрессии башкирские карбонатные отложения имеют отчетливо циклическое строение. Их формирование происходило преимущественно в условиях мелководного верхнего шельфа.

Анализ распределения фаций на площади позволяет выделить различные фациальные зоны, отличающиеся специфичными условиями седиментации. Для каждой фациальной зоны характерны свой набор литогенетических типов карбонатных пород и их устойчивые закономерные последовательности, образующие элементарные циклиты различных типов.

Наибольшую эффективную толщину имеют циклиты карбонатных песчаников. В контур залежи (пласты Бш2 и Бш3) входят

39

две фациальные зоны – зона приливно-отливных равнин и зона отмелей мелководного шельфа. Первая зона является низкопродуктивной, вторая – среднепродуктивной. Изучение секвенций продуктивных карбонатных отложений на месторождениях нефти является обязательным приемом фациального анализа и имеет важное прикладное значение.

Результаты структурного 3Д-моделирования фациальных зон и комплексного сейсмофациального анализа в дальнейшем были учтены при моделировании кубов литологии и пористости.

Учет фациальной зональности на этапе литологического и петрофизического моделирования осуществлялся путем задания для каждой фациальной зоны своих настроек интерполяции. Таким образом достигалось независимое распределение параметров в пределах каждой фациальной зоны (рис. 2.2). В результате получена

Рис. 2.2. Продольные и поперечные разрезы по трехмерному кубу пористости (Бш1,Бш2,Бш3), отфильтрованному в пределах эффективных толщин: 1 – контур водонефтяного контакта; 2 – границы зон, проведённые по сейсмофациальной схеме; ОМШ – отмели мелководного шельфа; ПОР – приливно-отливные равнины

40