Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Лекция 16. Стресс

.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
09.11.2022
Размер:
26.96 Кб
Скачать

4

Лекция 16

Стресс и общий адаптационный синдром

❶. Общие и частные процессы при стрессе и адаптационном синдроме

Оценку роли нервной системы в охранительных, адаптационных реакциях на неадекватные раздражители дали И.П.Павлов, А.Д.Сперанский, Л.А.Орбели. Канадский ученый Г.Селье обнаружил морфологические изменения в коре надпочечников, тимусе селезенке, в желудке на вводимый экстракт из яичков крупного рогатого скота. Изучение механизма действия позволило Г. Селье сформулировать учение о стрессе и дать определение: «Стрессом называется неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование, т.е. это неспецифическая реакция организма на любой раздражитель». Стресс характерен для целого организма. Стрессовую реакцию можно наблюдать при действии на организм неадекватных раздражителей механической, химической физической и биологической природы.

1.1. Эффект действия агента на организм зависит от трех факторов: свойств самого агента, внешних факторов и эндогенных факторов. При этом все агенты обладают как специфическими свойствами, определяющими реакции организма, свойственные только данному раздражителю, так и неспецифическими стрессорными эффектами. Поскольку все агрессоры имеют определенные специфические эффекты, то они не могут вызывать одинаковый ответ во всех органах. Более того, даже один и тот же агент будет действовать различно на разные органы в зависимости от внутренних и внешних факторов, которые определяют их реактивность.

1.2. В стрессорных ситуациях организм может отвечать посредством: а) нервной системы, путем врожденных и условных рефлексов; сознательным планированием защиты и автономными реакциями; б) путем ретикулоэндотелиальной иммунологически-фагоцитарной системы (системы фагоцитирующих мононуклеаров — иммунной системы) посредством образования антител и активации системы фагоцитирующих мононуклеаров; в) путем гормональных механизмов, которые значительно влияют на специфические адаптивные ответы.

Биологический смысл всех этих реакций состоит в мобилизации всех сил организма на борьбу с угрожающей ему опасностью.

Система иммунной защиты включается не только при инфекционной патологии, но и работает при экстремальных воздействиях.

1.3. Теории Г. Селье о стрессе построена на идее формирования стресс-реакции за счет особенностей протекания гормональных реакций.

Стресс-реакция может проявляться в виде двух синдромов:

1) генерализованного адаптационного синдрома - ГАС (общий адаптационный синдром ОАС);

2) местного адаптационного синдрома - MAC.

Стрессор, действуя на организм, помимо специфических изменений запускает начальную реакцию, которая состоит в выработке неспецифического стимула. Это может быть нервный импульс, химическое вещество или недостаток незаменимого метаболического фактора - «первый медиатор». Это действие, регулируется посредством нервных стимулов - медиаторов, поступающих от коры мозга и ретикулярной формации. Клетки гипоталамуса действуют как «преобразователи», трансформирующие нервные импульсы в гуморальный передатчик - кортикотропин-релизинг-фактор - КРФ. КРФ достигает передней доли гипофиза и стимулирует секрецию АКТГ. АКТГ поступает в кровь, достигает коры надпочечников и стимулирует секрецию кортикостероидов, главным образом глюкокортикоидов, таких как кортизол или кортикостерон, а также альдостерона.

Кортизол и кортикостерон

1. вызывают глюконеогенез, обеспечивая тем самым легкодоступный источник энергии для реакции адаптации;

2. облегчают осуществление различных других регулируемых ферментами адаптивных обменных реакций;

3. подавляют иммунные реакции, воспаление;

4. обуславливают тимиколимфатическую инволюцию, эозинопению и лимфопению, характерные для острого стресса. Инволюция тимиколимфатической системы и лимфопения, является результатом разрушения лимфоидных клеток, что приводит к активации гранулоцитопоэза и развитию нейтрофилеза, т.е. в крови нарастает количество микрофагов;

5. понижают проницаемость сосудов, предупреждают повышение проницаемости сосудистой стенки, вызванное гиалуронидазой, лейкотоксином;

6. глюкортикоиды понижают проницаемость гематоэнцефалического барьера, вследствие этого повышается устойчивость к действию нейротропных веществ (морфины, наркотики).

Альдостерон оказывает противовоспалительное действие, повышает чувствительность сосудов к катехоламинам, что способствует возрастанию артериального давления, повышает проницаемость мембран, что способствует выпотеванию жидкости в суставные полости, облегчает движение в суставах, стимулирует пролиферативную активность фибробластов.

При стресс-реакции повышается выработка в передней доле гипофиза и поступление в кровь СТГ, который повышает чувствительность тканей, органов и систем к провоспалительным гормонам (минералокортикоидам).

Кроме того, стрессорная реакция обеспечивается катехоламинами, которые высвобождаются из мозговой ткани надпочечников под влиянием ацетилхолина, и адреналином, который стимулирует механизмы общей адаптации. Адреналин создает легкодоступные источники энергии путем образования глюкозы из гликогена, свободных жирных кислот из запасов триглицеридов в жировой ткани; он ускоряет пульс, повышает кровяное давление, что улучшает кровоснабжение мышц, а также стимулирует деятельность ЦНС. Помимо этого адреналин повышает свертываемость крови и этим предохраняет организм от избыточной кровопотери в случае повреждения кровеносных сосудов.

Таким образом, вызванный любым фактором среды стресс выглядит, как генерализованная реакция мобилизации энергетических ресурсов, охватывающая весь организм. Происходит мобилизация энергетических и структурных ресурсов организма. Благодаря такому перераспределению кислород, субстраты окисления, а также предшественники, используемые для синтеза нуклеиновых кислот и белков, направленно поступают в системы, осуществляющие специфическую защиту. В этом биологический смысл стресс-реакции.

1.4. Для генерализованного адаптационного синдрома характерны несколько групп адаптивных реакций:

1. Процессы, направленные на обеспечение двигательных реакций (борьбы или убегания): повышение уровня сахара в крови для энергообеспечения, расширение зрачка (увеличение поля зрения), повышение артериального давления и учащение сердечного ритма, улучшение кровоснабжения мышц, повышение деятельности ЦНС.

2. Процессы, направленные на повышение свертываемости крови (предотвращение кровотечения), повышение пролиферативной активности клеток соединительной ткани (для восполнения дефекта ткани).

3. Процессы, направленные на активацию физиологических барьеров, препятствующих проникновению патогенного агента в организм: понижение проницаемости гематоэнцефалического барьера, активация дезинтоксикационной функции печени и т.д.

4. Процессы, направленные на подготовку к встрече с инфекционным агентом: активация гранулоцитопоэза (повышено образование микрофагов), предотвращение аутосенсибилизации организма.

1.5. Для местного адаптационного синдрома характерны выраженные изменения в месте действия стрессора. Эта область получила название область «мишени». Первый медиатор адаптации, образовавшийся в области «мишени», действует через гипоталамус на переднюю долю гипофиза, стимулируя освобождение АКТГ и СТГ. АКТГ, действуя на надпочечники, приводит к повышению в крови уровня глюко- и минералокортикоидов. СТГ сенсибилизирует ткань в области «мишени», следствием чего будет развитие воспалительного процесса в месте внедрения патогенного агента.

На MAC, как правило, накладывается ГАС, образованный развивающимися общими явлениями. ГАС вторично влияет на MAC с помощью нейрогуморальных механизмов.

Согласно теории Г. Селье различные специфические агенты различаются только по своей специфической активности, а неспецифические стрессорные эффекты (секреция АКТГ или кортикоидов) совершенно одинаковы.

❷. Стресс – как патогенетическая основа развития болезней. Под влиянием эндогенных и экзогенных факторов переносимая в норме стрессорная реакция может стать патологической и вызывать болезни адаптации. Стрессор избирательно повреждает те части тела, которые сенсибилизированы как этими обусловливающими факторами, так и специфическими влияниями первичного агента.

2.1. Реакция тревоги характерна для начальной стадии действия стрессора, суть ее состоит в генерализации защитных сил организма. Она представлена двумя фазами: фазой шока, когда происходит нарушение ряда функций, снижается резистентность организма, или смерть; фазой противотока, когда происходит усиление гормональной активности системы гипофиз - кора надпочечников, которая помогает организму преодолеть эти нарушения и нормализовать нарушенное равновесие.

Вторая стадия - «стадия устойчивости», при условии, что продолжающееся влияние стрессора соизмеримо с адаптацией. Признаки, характерные для реакции тревоги (ГАС), уже исчезают, и сопротивляемость выше нормы. Проявления этой фазы совершенно отличны, зачастую даже противоположны проявлениям, характерным для реакции тревоги.

Биохимический анализ стресс-синдрома показал, что гомеостаз зависит от двух типов реакций: синтаксических (от греческого «син» - вместе) и кататоксических (от греческого «ката» - против). Синтаксические импульсы действуют как тканевые успокоители, создавая состояние пассивной толерантности, которая позволяет симбиотически сосуществовать с повреждающими факторами, т.е. организм сосуществует с патогенным агентом и не борется с ним. Примеры: подавление воспаления и подавление отторжения трансплантатов. Наряду с синтаксическими реакциями, обеспечивающими пассивное сосуществование, существуют реакции активного сосуществования патогенного агента и организма, (примером может служить воспаление, основная цель которого заключается в ограничении раздражителя (микробов) с помощью баррикады из воспалительной ткани вокруг него для предупреждения его проникновения в кровь, что может привести к сепсису и даже смерти). Кататоксические агенты вызывают химические изменения, которые ведут активное наступление на патогенный агент посредством ускорения его метаболического разрушения.

2.2. Зависимость действия стресс-реакции на организм от силы раздражителей. На действия слабых раздражителей (малые дозы) возникает «реакция тренированности», которая протекает в три этапа: стадия тренировки, стадия перестройки и стадия тренированности. При действии слабых, пороговых раздражений в ЦНС развивается возбуждение, быстро сменяющееся охранительным торможением. Биологическая целесообразность этого феномена состоит в снижении возбудимости, реактивности по отношению к слабому раздражителю, на который целесообразно не отвечать. В эндокринной системе происходит с одной стороны - увеличение секреции глюкокортикоидов и АКТГ, а с другой - столь же умеренное увеличение секреции минералокортикоидов и функциональной активности щитовидной железы и половых желез.

При действии раздражителей средней силы происходит развитие «реакции активации». Раздражения средней силы являются оптимальными для возбуждения защитной деятельности организма. На такое раздражение наиболее целесообразно реагировать путем первичной активации защитных систем организма (стадия первичной активации). В мозгу развивается умеренное возбуждение. Секреция АКТГ и глюкокортикоидов близка к верхней границе нормы, повышается секреция минералокортикоидов, СТГ, ТТГ и гонадотропных гормонов гипофиза, увеличивается функциональная активность щитовидной железы и половых желез, однако это увеличение не носит характера патологической гиперфункции. Процессы обмена умеренно повышены и хорошо уравновешены. Активируются защитные системы организма. При повторении раздражений средней силы происходит своеобразная тренировка процесса возбуждения, в результате которой исходная возбудимость, реактивность умеренно повышается на фоне преобладания процесса возбуждения. Активность защитных систем организма стойко повышена в течение довольно длительного времени (стадия стойкой активации). Гормональный фон изменяется мало. В обмене веществ происходят фазовые изменения, поддерживающие состояние активации. Уровень энергетического обмена при этой реакции менее экономен, чем при реакции тренировки, но в отличие от стресса не приводит к истощению.

При действии раздражителей значительной силы, функциональная активность нейроэндокринной регуляции усиливается.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что стресс может служить патогенетической основой развития болезней. Стадия истощения, которая может возникнуть при стрессе, характеризует собой переход адаптивной реакции в патологию. Селье выделяет целую группу заболеваний, в развитии которых главную роль играют неспецифические стресс-эффекты, вызываемые патогенным фактором, и называет их болезнями адаптации или стресс-болезнями. При типичных стресс-болезнях в основе расстройств лежит недостаточность, избыточность или порочность реакции на стрессоры. (Например, неадекватные нервные или гормональные реакции),

Однако как нет чистых стрессоров (агентов, вызывающих только неспецифические ответы и не обладающих собственными специфическими влияниями), так и нет чистых болезней адаптации. Неспецифические компоненты участвуют в патогенезе каждой болезни, но нет болезней, обусловленных стрессом в чистом виде. Основание для отнесения болезни в эту категорию прямо пропорционально роли, которую в развитии заболевания играет плохая приспособляемость к стрессу. Таким образом, последствия стресс-реакции для организма могут быть как положительные, так и отрицательные. В связи с этим Г. Селье рекомендовал два типа стрессорных эффектов, а именно: «эустресс» (от греческого «эу» - хороший) и «дистресс» (от латинского «дис» - плохой), в зависимости от того, сочетается ли он с желательным или нежелательным эффектом, что в свою очередь зависит от условий. К сожалению четкой грани между этими формами нет.