Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

blizhnij-vostok-v-fokuse-politicheskoj-analitiki

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
4.29 Mб
Скачать

351

гационных и природоохранных технологий, проведения совместных экологических акций, что может быть полностью или частично оплачено международными организациями и в то же время иметь для России положительный международный резонанс.

Рost scriptum

Полностью оправдались и сбылись наиболее неблагоприятные прогнозы, относительно дальнейшего углубления водного кризиса и нехватки пресной воды в ближайшей перспективе в странах Ближнего Востока и Северной Африки, изложенные в экспертно-аналитическом докладе сотрудниками ЦБИ Института международных исследований МГИМО МИД России. Почти половина стран региона вступила в полосу длительного и масштабного кризиса водных ресурсов, наиболее острая фаза которого, как ожидается, наступит в преддверии 2040 г. По расчетам экспертов Института мировых ресурсов (WRI), в которых участвовали представители 167 стран мира, в зоне повышенного риска находятся 13 ближневосточных государств и территории, контролируемые Палестинской национальной администрацией. При этом 8 стран (Бахрейн, Кувейт, на палестинских территориях, Катар, ОАЭ, Израиль, Саудовская Аравия и Оман), включая ПНА, попали в список 10 государств мира, которые имеют самые скудные запасы пресной воды и наихудшие показатели ее качества550.

Гражданская война в Сирии была спровоцирована, в том числе, продолжительной засухой в юго-восточных провинциях страны. Именно засуха привела к разорению около полутора миллионов земледельцев, и их протест против бездействия властей стал одной из причин, приведших к началу затяжного конфликта, далеко вышедшего за рамки внутрисирийского гражданского противостояния.

По данным Всемирного Банка, в среднем объем запасов воды на душу населения на Ближем Востоке и в Северной Африке составляет всего 1200 куб. м, что примерно в шесть раз меньше по сравнению с общемировыми критериями. В связи с продолжающимся ростом численности населения и естественным увеличением спроса на воду ее потребление будет неуклонно сокращаться и составит не более 600 куб. м. к середине нынешнего века551.

550WRI Report: Ranking the World’s Most Water-Stressed Countries in 2040, August 26, 2015.

URL: http://www.wri.org/blog/2015/08/ranking-world%E2%80%99s-most-water-stressed- countries-2040

551By the numbers: Facts about water crisis in the Arab World. [Web Resource of the World Bank]. –

352

В соответствии с критериями ФАО, регион или страна считаются имеющими критический показатель дефицита воды, если в год на человека приходится менее 1000 куб. м воды. Этот показатель по шкале Института природных ресурсов равен четырем баллам. Если показатель дефицита достигает отметки пять баллов или 500 куб. м., то страна или регион определяются как территория с абсолютной нехваткой воды, не пригодная для обитания человека. Таким образом, значительная часть стран Ближнего Востока и Северной Африки приближается именно к такой отметке, и, судя по расчетам специалистов, она будет достигнута к 2040 году. Представленная ниже таблица наглядно подтверждает эти неутешительные прогнозы.

Таблица 13

Страны, которые достигнут наивысшего уровня дефицита воды к 2040 году

 

Страна

Уровень дефицита

 

воды

 

 

1.

Бахрейн

5.00

2.

Кувейт

5.00

3.

Катар

5.00

4.

Сан-Марино

5.00

5.

Сингапур

5.00

6.

ОАЭ

5.00

7.

ПНА

5.00

8.

Израиль

5.00

9.

Саудовская Аравия

4.99

10.

Оман

4.97

11.

Ливан

4.97

12.

Киргистан

4.93

13.

Иран

4.91

14.

Иордания

4.86

15.

Ливия

4.77

16.

Йемен

4.74

URL: http://blogs.worldbank.org/arabvoices/numbers-facts-about-water-crisis-arab-world

353

17.

Македония

4.70

18.

Азербайджан

4.69

19.

Марокко

4.68

20.

Казахстан

4.66

21.

Ирак

4.66

22.

Армения

4.60

23.

Пакистан

4.48

24.

Чили

4.45

25.

Сирия

4.44

26.

Туркменистан

4.30

27.

Турция

4.27

28.

Греция

4.23

29.

Узбекистан

4.19

30.

Алжир

4.17

31.

Афганистан

4.12

32.

Испания

4.07

33.

Тунис

4.06

Источник: WRI Report: Ranking the World’s Most Water-Stressed Countries in 2040.

Как видно, из 33 стран 17 находятся в Ближневосточном регионе. Среди 25 стран мира, которые в ближайшие десятилетия приблизятся к критическому уровню нехватки воды, 11 также располагаются в границах региона БВСА.

Между тем некоторые страны Ближнего Востока имеют один из самых высоких уровней потребления воды на душу населения. Если

вмире в среднем приходится примерно 500 куб. м воды в год на человека, то, например, в Саудовской Аравии данный показатель превышает 950 куб. м. Примерно такие же показатели характерны для ОАЕ, Катара и других стран ССАГПЗ. Известно, что эти страны производят до 75% от общемирового объема опресненной воды. Однако эта вода не пригодна для питья. Запасы местных природных пресных, преимущественно грунтовых, источников, не способны удовлетворять растущие потребности населения в питьевой воде. Предполагается с большой долей вероятности, что к 2050 г. вся пресная вода, которая будет потребляться

варабских странах Персидского залива, будет экспортироваться из-за рубежа.

354

В относительно благополучном Израиле, где существует высокотехнологичная система добычи воды и водоснабжения, уже сейчас лимит потребления воды на семью из 4-х человек составляет 7,5 куб. м в месяц, а за превышение лимита за каждый дополнительный литр нужно платить в четыре раза больше установленного тарифа.

Согласно новому исследованию, осуществленного совместно специалистами Института химии им. Макса Планка в Мюнхене и Кипрского института в Никосии, современные климатические изменения могут уничтожить и обезлюдить целые микрорегионы и некоторые страны Ближнего Востока и Северной Африки552. В своем исследовании ученые приходят к выводу, что миллионам людям попросту будет невозможно в самом ближайшем будущем находиться некоторых местах региона БВСА из-за постоянной жары. К 2050 г. ночная температура

вэтих регионах не будет опускаться ниже 30 градусов, а днем она может подниматься до 46 градусов, а уже концу века – до 50 градусов. К середине XXI века в результате глобального изменения климата произойдет катастрофическое ухудшение условий жизни подавляющего большинства населения Ближнего Востока и Северной Африки, обширные территории региона станут непригодными для обитания человека. Это,

всвою очередь, вызовет массовый исход десятков миллионов людей из этого региона.

Ситуация усугубляется тем, что в ряде стран региона БВСА (Ирак, Сирия, Ливия, Ливан, Йемен, территории, контролируемые ПНА) системы водоснабжения из-за нехватки капиталовложений или непрекращающихся военных действий либо уничтожена, либо устарела и не справляется с возрастающими потребностями. Так, по данным Международного комитета Красного Креста, в Сирии 60% вырабатываемой пресной воды не доходит до потребителя из-за повреждений, нанесенных станциям водоснабжения в результате военных действий553. Кроме того, на территориях, контролируемых боевиками террористических организаций ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра», деятельность которых запрещена в России, вводится специальный налог на пользование водой, которого не было до начала конфликта, вспыхнувшего осенью 2011 г. В Газе в результате серии израильских военных вторжений с применением авиации, были полностью уничтожены все водоочистительные сооружения.

552Climate-exodus expected in the Middle East and North Africa [Web Recourse of Max Planck Institute for Chemistry, Munchen]. – URL: https://www.mpg.de/10481936/climate-change- middle-east-north-africa

553Water Being Used as a Weapon in the Middle East, Red Cross Warns // Reuters, March 25, 2015.

355

Серьезное беспокойство вызывает тот факт, что вода становится оружием и средством достижения военно-политических целей для ИГИЛ и других террористических организаций, задействованных в сирийском конфликте554/ Существуют опасения, что террористические формирования в Сирии и Ираке будут намеренно загрязнять водные источники и выводить из строя системы добычи, очистки и доставки воды в качестве рычага политического шантажа и давления.

554 King M.D. The Weaponization of Water in Syria and Iraq // The Washington Quarterly. Winter 2016. P. 153–169.

ВНУТРЕНННЯЯ СИТУАЦИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ

А.В. Федорченко

Продолжение «Арабской Революции»: сирийские сценарии555

Одной из главных тем переговоров на саммите «Большой восьмерки» в Северной Ирландии в июне этого года стал сирийский кризис. Это вполне закономерно, учитывая сложность этой конфликтной ситуации и вовлеченность (прямую или косвенную) многих государств в сирийские события.

При всем кажущемся сходстве процессов «арабской весны» очевидна специфика каждой арабской страны.

Сирия уже заняла особое место в этом процессе трансформации. Гражданская война, которая уносит десятки тысяч жизней, многие сотни тысяч беженцев в соседние страны, обострение межконфессиональной и межэтнической составляющих внутреннего конфликта, вмешательство внешних сил – все это требует кардинальных решений.

Вцелом, в арабском мире смена политических режимов в направлении стабилизации и демократизации займет немало времени. «Революции» здесь легко начинаются, но могут длиться очень долго.

ВСирии конфликт, как и ожидалось, перешел в затяжную стадию. Правительственные войска и вооруженная оппозиция несут серьезные потери. Постоянно растет число жертв среди гражданского населения. По данным ООН, c марта 2011 г. в стране погибли около 70 тыс. человек. За два года противостояния десятки тысяч, а по другим данным, сотни тысяч сирийских беженцев осели в Ливане, Турции, Иордании, Ираке. Продолжается интенсивная инфильтрация боевиков и поставки оружия оппозиции.

555 Федорченко А.В. Продолжение «Арабской революции»: сирийские сценарии // Азия и Африка сегодня. – 2013. – № 8. – С. 42–48.

357

Основные вехи сирийского конфликта

Народные выступления с требованием проведения политических реформ начались в марте 2011 г. Первоначально власть сочетала использование жестких методов подавления демонстраций с проведением выборочных политических и экономических реформ.

Сирийские власти приняли ряд мер, направленных на частичную трансформацию существующего режима. 19 апреля 2011 г. правительство отменило режим чрезвычайного положения. В феврале 2012 г. прошел референдум по конституции. По официальным данным, в нем приняли участие 8 млн сирийцев (60% избирателей), из которых 89,4% проголосовали за новую конституцию.

В новой конституции нет статьи о «руководящей роли в государстве и обществе» правящей ныне Партии арабского социалистического возрождения (Баас). Новая конституция ограничивает президентское правление семью годами с возможностью выдвигать свою кандидатуру два раза, однако не принимает в расчет прошлые сроки. Теоретически 46-летний Башар Асад получает возможность законно остаться у власти до 2028 г. Выборы отныне должны быть обязательно альтернативными, а голосование – прямым, а не через одобрение кандидатуры на референдуме, как было ранее.

Однако сирийским властям не удалось перевести конфликт в политическое поле и наладить диалог с оппозицией. Реформы под предлогом укрепления безопасности были заморожены, усилилась силовая составляющая в политике власти по управлению сложившейся ситуацией, а различные оппозиционные силы, особенно вооруженные, утвердились в своей непримиримой позиции.

Сирийский кризис продолжал набирать силу как на национальном, так и международном уровне. 24 февраля 2012 г. на встрече «Группы друзей Сирии»556 в Тунисе более 60 стран открыто перешли на сторону оппозиции, признав ее «законным представителем сирийского народа»557.

556На международной конференции «Друзья Сирии», прошедшей в феврале 2012 г. в столице Туниса, была создана антиасадовская коалиция, к которой подключились более 60 государств и международных организаций, включая США, ЕС и ЛАГ. Руководимая США «Группа друзей Сирии» должна была продемонстрировать единство международного сообщества, готового действовать самостоятельно и не в рамках ООН, где оказывать давление на режим Б.Асада мешают обладающие правом вето Москва и Пекин. Ни Россия, ни Китай своих представителей на форум не отправили.

557О сирийских оппозиционных движениях до образования НКСОРС см.: Федорченко

358

ВДохе, столице Катара, в ночь с 11 на 12 ноября 2012 г. лидеры сирийских оппозиционных фракций подписали финальное соглашение

осоздании объединённой коалиции – «Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил» (НКСРОС). Ее основой стали Сирийский национальный совет и Национальный блок, представляющие так называемую внешнюю оппозицию. Коалицию возглавил известный исламский проповедник шейх Ахмад Моаз Аль-Хатыб.

Западные страны из «Группы друзей Сирии» сразу же признали объединённую оппозицию «единственным и легитимным» представительством сирийского народа. Главные спонсоры сирийских повстанцев – Катар и Саудовская Аравия призвали международное сообщество снабжать оппозиционеров оружием, а США и Евросоюз продолжали ужесточать санкции против Сирии.

Впротивовес этому Россия заняла твердую позицию, суть которой состояла в невмешательстве во внутренние дела Сирии, содействии началу мирного диалога между сирийскими властями и оппозицией, сбалансированном подходе ко всем вовлеченным в конфликт силам. На специальном заседании СБ ООН 4 февраля 2012 г. Россия, а также Китай наложили вето на предложенный Лигой арабских государств (ЛАГ) и поддержанный западными державами проект резолюции по Сирии, сформулированный как односторонняя поддержка оппозиции. Это вызвало резкую критику со стороны США и ЕС, стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

Однако НКСРОС существенно отличается от Переходного национального совета, который был создан, например, в Ливии. Сирийские политики и диссиденты, входящие в «правительство в эмиграции», – это в основном интеллигенты, которые в своей массе не имеют связей с исламскими радикальными организациями и выступают за развитие демократических преобразований, назревших политических и соци- ально-экономических реформ. «Внутренняя» и «внешняя» оппозиция исламистской ориентации вряд ли признает власть светских интеллектуалов, просидевших весь конфликт в дорогих гостиницах Европы, Турции и Катара. Формирование органа, где большинство принадлежит суннитам, также вызывает недовольство у представителей эт- но-конфессиональных меньшинств в Сирии, которые всерьез опасаются того, что их права будут ущемлены.

Важным шагом, направленным на сближение позиций противо-

А.В., Крылов А.В. Ближний Восток: возможные варианты трансформационных процессов. М., 2012.

359

борствующих сторон и стран, заинтересованных в скорейшем урегулировании конфликта, стало принятое 30 июня 2012 г. в Женеве коммюнике, подготовленное участниками «Группы друзья Сирии», Россией и Китаем. Документ содержал призыв к «созданию переходного управляющего органа, в который войдут члены действующего сирийского правительства, представители оппозиции и других групп на основе взаимного доверия». Коммюнике никак не определяло роль президента Б.Асада в переходный период. Возникла возможность для подготовки мирной смены власти в Сирии. Однако последующие события не позволили развить женевскую инициативу.

26 марта 2013 г. на 24-м саммите ЛАГ в столице Катара официальным представителем Сирии в этой организации была объявлена НКСРОС, что, по признанию российского МИД, перечеркнуло все предыдущие миротворческие усилия. Кроме того, ЛАГ, продолжая курс на признание и поддержку только одной стороны в конфликте, официально разрешила странам-членам оказывать военную помощь сирийской оппозиции.

Сценарии развития кризисной ситуации

По состоянию на начало лета 2013 г. конфликт зашел в тупик. В такой ситуации непросто делать прогнозы. Тем не менее, попытаемся наметить основные возможные векторы хода сирийских событий на среднесрочную перспективу.

Первый прогнозируемый вариант – затяжная война на истощение между правительственными силами и оппозиционными движениями. Не стоит забывать, что в арсенале Асада не только военная сила558, но и политический опыт – он может создавать замысловатые альянсы в составе не только алавитов, но с привлечением сирийских христиан, друзов и некоторых суннитских социальных групп посредством раздачи политических и экономических льгот. Еще один запасной вариант Асада - «сознательная децентрализация» в обмен на стабилизацию положения в стране. Имеется в виду ослабление контроля центра над этнической периферией, прежде всего курдскими районами.

Здесь следует подчеркнуть, что сирийское общество в целом на протяжении веков отличалось своим умеренным и толерантным подходом к решению политических и религиозных вопросов. Большинство

558 Сирийская регулярная армия насчитывает около 200 тыс. человек, 250 тыс. находятся в резерве, многие офицеры еще до «арабской весны» имели опыт участия в боевых действиях (в ходе арабо-израильской войны 1973 г.).

360

суннитов Сирии (примерно две трети населения страны) традиционно больше заинтересованы в стабильности, а не в разжигании вражды на религиозной почве. Политика правящей партии Баас учитывала экономические интересы влиятельных суннитских предпринимательских групп и традиции мирного сосуществования различных религиозных общин. Алавитский режим, главной опорой которого является армия, стремился укрепить союз с религиозными меньшинствами, прежде всего друзами и христианами559, наладить позитивное сотрудничество с суннитским большинством, и бескомпромиссно, жестко подавлял любые проявления религиозного экстремизма и сепаратизма.

6 января 2013 г. Б. Асад предложил план поэтапного выхода из внутрисирийского кризиса, предусматривающий, в частности, обязательство иностранных государств прекратить «финансовую поддержку террористов», созыв конференции по национальному диалогу, создание нового правительства, разработку новой конституции и объявление всеобщей амнистии.

Сила оппозиции – в разнообразной по форме внешней поддержке. «Революция» была бы обречена на поражение без постоянного притока иностранной помощи оппозиционерам (деньги, оружие, боеприпасы)

ивнешнего вмешательства (постоянный приток «революционеров» из-за рубежа – в основном из арабских стран). Особое значение имеет мощная политическая поддержка США, Великобритании, Франции, стран ССАГПЗ, Турции. Мечта оппозиции – «пробомбить» путь к власти с помощью НАТО, как это произошло в Ливии. Но НАТО не спешит вмешиваться таким способом.

Вооруженные формирования непримиримой сирийской оппозиции представлены силами «Сирийской свободной армии» (ССА), которая насчитывает 30-70 тыс. бойцов, состоит по преимуществу из суннитов, которые дезертировали после начала волнений из армии Сирии.

Кроме того, ССА постоянно пополняется джихадистами из Ливана, Ирака, Туниса, что власти этих стран не раз признавали официально, радикальных исламистов из движения «Джабхат ан-Нусра» (около 6 тыс. обученных и хорошо вооруженных бойцов), а также отрядами разрозненных джихадистских групп. Исламистские движения в Сирии

иза ее пределами делятся на три группы: «Братья-мусульмане», салафиты и джихадисты.

Как отмечает отечественный востоковед В.В.Наумкин, между ними «существуют достаточно серьезные противоречия. …При этом и внутри каждого из этих течений велико разнообразие взглядов и интер-

559 Сирийские христиане составляют около 10% населения страны.