Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Pavlova_O_Chechenskiy_etnos_segodnya

.pdf
Скачиваний:
34
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
28.68 Mб
Скачать

380

Чеченский этнос сегодня

2.Оказать помощь тому, кто застрял в дороге.

3.Гостеприимное принятие гостя, – напоминал Бахьа»1. «Если пока родители живы, дети не смотрят за ними как

надо, не лелеют их и если они думают, что они будут жить вечно, если они далее будут смотреть и лелеять своих вирдовых братьев

исестер, то благодать за это богоугодное дело достанется их отцу

иматери»2.

После возвращения на Родину он умер в начале 1960-х гг. и был похоронен рядом с отцом. Зиярат Деди и могила Багауддина в Урус-Мартане являются местами паломничества чеченцев и ингушей.

Тарикат накшбанди сильно отличается по своим ритуальным религиозным практикам от кадирийского тариката. Для накшбандийцев характерен тихий зикр (хафи), «который совершается в сидячем положении, индивидуально или коллективно, с мысленным повторением молитвенных формул»3. Зикр проводится внутри помещений, а не на открытых постороннему глазу пространствах, поэтому его часто называют скрытый вирд.

Кроме того, между представителями тарикатов существовала в прошлом разница и во внешнем виде. «Накшбандийцы носили длинные штаны навыпуск, китель военного образца, обязательно брились, даже старики»4. Эта разница во внешнем облике сохраняется среди потомков и последователей шейха до сих пор. В настоящее время среди мюридов Дени Арсанова принята светская одежда. В качестве головного убора используется строгая шляпа или фуражка; в мечеть одевается однотонная тюбетейка светлых тонов.

Учение Дени Арсанова распространено в Чечне, Ингушетии и в Северной Осетии. Есть небольшое число последователей сре-

1Арсанов А.-Р. Наследие: Собрание воспоминаний современников. Шейх Дени и Багауддин Арсановы. М., 2009. С. 153.

2Там же. С. 149.

3Булатов А.О. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе. История и трансформации.

М., 2006. С. 103.

4Там же. С. 103.

Религия в жизни чеченского общества

381

 

 

ди ногайцев. В настоящее время точное число последователей вирда неизвестно, но оно измеряется десятками тысяч человек.

Для потомков и последователей вирда Дени Арсанова важнейшим событием стало открытие в 2011 г. в Грозном медресе имени шейха Дени Арсанова. «Религиозно-образовательное учреждение находится в некогда принадлежавшем шейху доме. В декабре 2010 г. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров распорядился реконструировать жилое здание.

На торжестве присутствовали Глава ЧР Рамзан Кадыров, председатель Совета алимов ЧР Хож-Ахмед Кадыров, депутат Государственной Думы Адам Делимханов, первый заместитель Председателя Правительства ЧР Магомед Даудов и др.

Р. Кадыров отметил, что открытие медресе и присвоение ему имени шейха Дени Арсанова является данью уважения этому эвлия. «Большая радость, что мы сегодня открываем двери очередного религиозного заведения в нашей республике. Это медресе носит имя шейха Дени Арсанова. Он осуществлял благотворительность, его дом всегда был открыт для бедных, а в его деятельности основное место занимало примирение ссорящихся и кровников. Открывая медресе, мы выражаем глубокое уважение к этому великому человеку», – сказал Р. Кадыров.

Правнук шейха Дени Арсанова – Ибрагим – поблагодарил Главу ЧР за увековечение имени предка и восстановление его дома.

«В 1904 году мой прадед основал в этом доме медресе. Учебное заведение просуществовало вплоть до его гибели в 1917 году. Шесть лет назад наша семья выкупила дом предка. Здание находилось в полуразрушенном состоянии. Его дальнейшая судьба была неизвестна, пока, Рамзан Ахматович, Вы не дали поручение его реконструировать. Мы, семья Арсановых, выражаем Вам благодарность и глубокое уважение», – сказал И. Арсанов. После этого семья Арсановых подарила Главе ЧР Коран и принадлежавший шейху посох.

Учебный процесс в новом религиозно-образовательном учреждении начался в сентябре 2011 г. В программу медресе, поми-

Ибрагим Арсанов на ступеньках медресе Дени Арсанова в Грозном.
Фотография автора

382

Чеченский этнос сегодня

мо обучения основам религии, входят элементы светского образования: английский, итальянский и турецкий языки»1.

На фасад нового здания медресе вставлена плита, сохранившаяся от первого здания, на которой написано: «Эту школу построил Дени из Гални, сын Арса (да про-

стит его Аллах и помилует!), во имя Всевышнего и ради его Посланника (мир ему и благословение!). Да поможет Всевышний тем, которые применят здесь мастерство и старанье! Да поощрит нас Всевышний в сотворении добрых дел и жизни, которой Всевышний доволен!».

Вапреле 2013 г. мне посчастливилось побывать в медресе

ипознакомиться с правнуком шейха Дени – Ибрагимом АбдулРахмановичем Арсановым. Ибрагим – внук Алаудина Арсанова, сына шейха Дени и родного брата Багауддина Арсанова. На-ша беседа касалась не только деятельности медресе, но и вопросов религиозной и социально-бытовой жизни вирда Дени Арсанова. Поскольку накануне нашей встречи я посетила зияраты вирда в Урус-Мартане, то первые мои вопросы были связаны с особенностями посещения зияратов. Ибрагим Абдул-Рахманович рассказал о том, что на кладбище в Урус-Мартане похоронены шейх Дени и его дочь, которая умерла в возрасте 8 лет. В отдельном зиярате похоронены сыновья Дени – Багауддин и Ильяс Арсано-

1 [Электронный ресурс] URL: http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=9819

Религия в жизни чеченского общества

383

 

 

вы. Вокруг зияратов покоятся другие родственники и потомки шейха, а также последователи братства. Зияраты построены и поддерживаются на деньги общины. Посещение зияратов может осуществляться в любое время, но, как правило, посещение могил происходит утром в пятницу. Никаких особых ритуалов с посещением зияратов не связано, главное, чтобы посещающий был в состоянии ритуальной чистоты.

Отвечая на мои вопросы по поводу осуществления практики тихого зикра, характерной для накшбандийского тариката, Ибрагим Абдул-Рахманович рассказал, что зикр чаще всего носит индивидуальный характер. Он проводится на рассвете, после утренней молитвы. А в четверг вечером практикуется коллективный зикр, но при этом каждый осуществляет богопоминание про себя. Я попросила прокомментировать неоднократно слышанный мною факт, что при молитве последователи накшбандийского тариката не вынимают четок из кармана. И.А.-Р. Арсанов опроверг эту информацию, уточнив, что никаких жестких требований в его семье по этому поводу не существует. Потомок шейха неоднократно подчеркивал во время нашей беседы, что для последователей братства совершенно не характерны внешняя форма проявления религиозности и наличие каких-либо жестких требований, в частности, к одежде, кроме общих для всех чеченцев требований к ее опрятности и достаточной закрытости. Мужчины вирда носят строгий солидный костюм, а во время зикра на голове должна быть шляпа.

Правнук шейха Дени, рассказывая о суфизме и его значимости в жизни чеченского общества, подчеркнул, что шейхи регулировали общественно-религиозную жизнь чеченцев. Поэтому значение их деятельности и память о них очень велики, и прежде всего, потому, что они служат надежным отпором радикальному исламу. Важно понимать, что последователи разных шейхов уважают и чтут память не только своего Устаза, но и других. Именно это, по мнению Ибрагима Абдул-Рахмановича, отличает религиозные братства от сект. Дени-шейху принадлежат такие

384

Чеченский этнос сегодня

слова: «Нет никакой привилегии и избранности перед Всевышним из-за принадлежности тому или другому вирду, устазу. Есть лишь то самое, то сокровенное, то, что ты сам сделал в жизни на пути Аллаха»1. И этот принцип реализуется в медресе: ученики, посещающие школу, принадлежат к разным вирдам. В школе нет никакой внешней атрибутики, указывающей на ее связь с конкретным вирдом, кроме уже упомянутой плиты с портретом Дени на фасаде здания. Отбор преподавателей ведется только с учетом их профессионализма. Экскурсия по школе, посещение занятий в ней оставили очень приятные впечатления.

Юсуп-Хаджи Кошкельдинский был уроженцем села Кошкельды тайпа бильто. Он был соратником Али Митаева. Он был ярым противником советской власти и после прихода к власти большевиков эмигрировал в Турцию. Но похоронить себя завещал в родовом селе, что и сделал его сын Айдамир, который тайно провез тело отца на Родину. Зиярат Юсупа-Хаджи находится на кладбище села Кошкельды Гудермесского района2.

Умалат-шейх (Умалат-Хаджи, Умалат-Ахъяд) был выходцем из Дагестана, мюридом Мохмада Ярагинского. Пропагандировал газават в Чечне по поручению Шамиля; кроме того, занимался врачеванием, поэтому был уважаем среди чеченцев. Умер в 1850 г.; его зиярат находится в Сержень-Юрте и является одним из самых посещаемых в Чечне3.

Сугаип-молла Гойсумов (ХIайба) – уроженец села Белгатой Веденского района и тайпа белгатой. Один из видных религиозных деятелей Чечни конца XIX конца – начала XX в. (родился приблизительно в 20-е гг. XIX в. и умер в 1932 г.)4. Был пре-

1Албагачиев Р. Шейх-миротворец // [Электронный ресурс] URL: http://vesti95.ru/ news/social/465658964.html

2Вачагаев М. Шейхи и зияраты Чечни. С. 258–259.

3Там же. С. 223.

4Киндаров А.Г. ХIайба. Шейх Сугаип-мулла Гойсумов (Биографический очерк).

Грозный, 2012. С. 14–15.

Религия в жизни чеченского общества

385

 

 

красным ученым-богословом; его библиотека считалась одной из самых богатых частных библиотек на Северном Кавказе. Впоследствии она была вывезена в Тбилиси. Является автором публикаций по теме ислама и многочисленных назмов. Сугаипмулла владел несколькими языками; он придавал знанию разных языков большое значение и призывал к изучению языков своих родных и последователей. В 20-е гг. XX в. разрабатывал чеченский алфавит на основе арабской графики1. За огромный авторитет среди верующих российская и советская власть неоднократно подвергала его гонениям; в 1928 г. он был отправлен в тюрьму Ростова-на-Дону. Зиярат его находится в Шали2.

Узун-Хаджи родился в 1830 г. Был одним из главных противников деникинского движения. С его именем связана попытка реанимировать имамат Шамиля. Для этого он объявил о создании Северо-Кавказского эмирата, с центром в Ведено3. Возглавлял эмират, в который входила к 1919 г. вся горная Чечня, а также некоторая часть Дагестана. Правительство эмирата было интернациональным: туда входили чеченцы, ингуши, аварцы, кабардинцы. В марте 1920 г. большевики предъявили Узун-Хад- жи требование признать советскую власть. Но разногласия так и не были разрешены в связи со смертью Узун-Хаджи. Его зиярат находится в селе Шамиль-Хутор Веденского района4. Последователи Узун-Хаджи живут в Веденском и Шатойском районах Чечни.

Солса-Хаджи (Сулейман) Яндар – уроженец села Урус-Мар- тан, принадлежал тайпу гендергеной. Он был яркой личностью, приносил пользу людям, за что пользовался их уважением. Ярый противник советской власти, потому был у нее в немилости. Умер в 1929 г. Зиярат шейха, который посещают не только его последователи, находится в Урус-Мартане5.

1Киндаров А.Г. Указ. соч. С. 210–211, 219.

2Вачагаев М. Указ. соч. С. 202–205.

3Акаев В.Х. Ислам в ЧР. С. 36.

4Там же. С. 37 .

5Вачагаев М. Шейхи и зияраты Чечни. С. 200–201.

386

Чеченский этнос сегодня

Сулим-Хаджи (Сулейман) – аварец из Буйнакского района Дагестана. Его последователями являются жители Надтеречного, Урус-Мартановского и Ачхой-Мартановского районов Чечни. Шейх несколько лет провел в халбате, постигая Всевышнего. Умер в 1922 г. Его зиярат находится в Дагестане. Сын СулимаХаджи был расстрелян в 1937 г., а внук умер в Казахстане. Правнук Сулима-Хаджи живет сейчас в селении Али-Юрт Надтеречного района1.

Махма-шейх (молла) Каратаев родился в дагестанском селе Хунзах (по другой версии в селении Каратай Ахвахского района Республики Дагестан), происходил из тайпа къордой. Имеется и другая версия: предки Махма-Хаджи были родом из Сирии. В 1834 г. из Дагестана в Чечню переселились три брата Каратаевых: «Шамиль-Хаджи, Мухаммад (Махма-Хаджи) и Тахир-Хаджи. Шамиль-Хаджи переехал в Ведено (неподалеку от него основано село Шамиль-Хутор, названное в честь богослова Шамиля Каратаева), Махма-Хаджи перебрался в с. Бачи-Юрт, а младший из братьев Тахир-Хаджи остался в Курчали, где был местным имамом. В 1877 г. он трагически погиб. Старший брат Шамиль-Хад- жи, совершая паломничество в Мекку в девятый раз, скончался в 1914 г., и был похоронен в священном городе Мекке. Махма-Хад- жи, Мухаммад в третьем поколении (его отца и деда по отцу тоже звали Мухаммад) женился на уроженке села Ахкинчу-Барзой. В их семье было четыре сына (Ибрагим, Исак, Минкаил, Якуб) и три дочери (Маймонт, Минат, Эхират)»2.

Махма-Хаджи был мюридом Ташу-Хаджи. Его последователи компактно проживают в селе Бачи-Юрт Курчалоевского района, где находится зиярат шейха. Спецификой этого вирда нак-

1Вачагаев М. Шейхи и зияраты Чечни. С. 207–208.

2Дураева Х.Х. [Электронный ресурс] URL: // http://www.islamtuday.com/%D0%B3%D 0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F/%D0%BA%D1%83%D1%80% D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8 %D0%B9%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD/%D1%81%D0%B5%D0%B B%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%B8%D1%8E%D1%80%D1%82/

Религия в жизни чеченского общества

387

 

 

шбандийского тариката является зикр. «Первое, что бросается

вглаза, это сопровождение их зикра киванием головы, как делают это баматгириевцы и митаевцы. Однако их отличительной особенностью является то, что при этом они еще и размахивают широко руками. Это единственный вирд в Чечне из числа накшбандийцев, который свой зикр начинает, как и принято накшбандийцами, но по мере продолжения он переходит в громкий зикр и уже напоминает кадирийцев. Из накшбандийцев Чечни они единственные с громким зикром. Поскольку их Устаз Мохмадхьажи (Молла, шейх Махма-хьажи) Каратаев, по разным данным, совершал хадж в Мекку то ли 9, то ли 11 раз, можно предположить, что он опирался на ставшую ему известной практику других мусульманских общин. К примеру, такого рода исполнения зикра можно видеть в суфийских общинах Турции и в Ираке»1.

Несмотря на большое разнообразие вирдовых братств, «ислам в Чечне все-таки является единым». Существует большое уважение представителей различных вирдов к шейхам – руководителям других братств. В праздники или по поводу различных событий последователи разных братств посещают зияраты шейхов, проводят зикр.

Возникают дискуссии по поводу соотношения тайповой и вирдовой структуры чеченского общества. Необходимо отметить, что вирдовая структура носит надтайповый, а часто даже и надэтнический характер. Представители одного и того же тайпа могут быть последователями разных вирдов; к одному вирду могут принадлежать представители разных этносов. В отличие от тайповой, вирдовую и тарикатскую принадлежность можно поменять. Такие случаи не часто, но бывают, когда, например, человек, принадлежавший в кадирийскому тарикату, переходит

внакшбандийский тарикат, а из накшбандийского – в кадирийский. Поэтому представители одной семьи могут принадлежать к разным вирдам. «Кроме того, братство по вирду связано с удов-

1 Вачагаев М. Вирдовая структура Чечни // [Электронный ресурс] URL: http://www. chechen.org/page,2,355-zhurnal-chast.html

388

Чеченский этнос сегодня

летворением религиозно-эмоциональных чувств, что не присутствует в тейповой организации, и придает вирдовой общности сакральный характер»1. Важно отметить еще и тот факт, что велика роль вирдовых авторитетов в социальной и политической жизни. По мнению В.Х. Акаева, «потомки шайхов или вирдовые авторитеты обычно имеют больший вес в чеченском обществе, чем тайповские авторитеты… Вирдовые авторитеты также играют ключевую роль в примирении враждующих сторон, особенно кровников»2.

Соблюдение столпов ислама и других религиозных предписаний

Выполнение пятикратного намаза является главной обязанностью мусульманина. Наши респонденты назвали намаз среди важнейших чеченских традиций (см. табл. 2). Один из достоверных хадисов Пророка Мухаммада гласит: «Между верующим человеком и неверием – оставление молитвы»3.

Намаз (по-чеченски, ламаз) необходимо выполнять 5 раз в день, строго по расписанию, которое выдается верующим в мечети, так как расписание намазов привязано к конкретному региону. «Ежедневная пятикратная молитва-намаз является основой духовной дисциплины, оказывающей колоссальное влияние на жизнь каждого мусульманина и всей исламской уммы. Как один из главных признаков богобоязненности и благочестия мусульманина, ежедневная молитва требует от него силы воли и твердости характера. А несоблюдение заповеди молитвы есть признание собственной слабости и безволия, следование своим прихотям и капризам, что в конечном итоге может привести к духовному падению человека»4.

1Булатов А.О. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе. История и трансформации.

М., 2006. С. 104.

2Акаев В.Х. Ислам в Чеченской Республике. С. 46.

3Аляутдинов Ш.Р. Путь к вере и совершенству. СПб., 2010. С. 115.

4Там же. С. 118.

Религия в жизни чеченского общества

389

 

 

Призывает к началу намаза азан, который муэдзины возвещают с минарета мечети перед каждым намазом. В любом уголке Чечни слышен азан, раздающийся из многочисленных мечетей, а также транслируемый по радио.

Для намаза необходимо совершить омовение, для которого в мечетях, домах и общественных местах оборудованы специальные комнаты. После этого необходимо одеться в специальную одежду. Она должна быть обязательно чистой и прикрывать аурат: у мужчин часть тела до пупка и ноги до колен, а у женщины

– голову, шею, руки и верхнюю часть кистей, а также ноги, на которые одеваются носки. В магазинах исламской одежды женщинам можно купить специальное платье для намаза, которое очень удобно и предназначено специально для этого религиозного обряда.

Намаз возле зиярата в Хьаьжи-Эвла.

Фотография автора