Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
167.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
1.1 Mб
Скачать

1.2. Правовой аспект информационных операций и атак в социотехнической системе

Формирование отечественного законодательно­го регулирования в области информационных пра­воотношений прошло сложный путь. Признание обществом, а вслед за ним и законодателем факта существования информационного ресурса как ре­ального объекта, имеющего материальное выраже­ние, признание информации в качестве объекта гражданских прав, установление возможности при­знания права собственности физических и юриди­ческих лиц, государства на информацию, информационные системы, технологии и средства их обеспечения повлекло необходимость государ­ственного реагирования в области уголовно-право­вых запретов.

Самое важное на законодательном уровне — создать механизм, позволяющий согласовать процесс разработ­ки законов с реалиями и прогрессом информационных технологий. Зако­ны не могут опережать жизнь, но важно, чтобы отставание не было слиш­ком большим, так как на практике, помимо прочих отрицательных мо­ментов, это ведет к снижению информационной безопасности.

В настоящее время идет процесс формирования информационного права. Уже действует информационное законодательство — основной источник информационного права, и количество нормативных правовых актов в этой области неуклонно растет. В России суммарный массив актов информационного законодательства насчитывает сотни федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а если учитывать нормативные правовые акты субъектов Федерации, — то тысячи. Весь этот огромный массив источников информационного права нуждается в систематизации.

Информационное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с производством и потреблением информации, разработкой и применением информационных систем, технологий и средств их обеспечения, формированием информационных ресурсов и предоставлением их потребителю, обеспечением информационной безопасности.

Орган государственной власти или местного самоуправления, юридическое или физическое лицо, которые в соответствии с законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых нормами информационного права общественных отношений, являются субъектами информационного права [27].

С точки зрения проведения ИПО, субъектами информационного права выступают:

  1. Житель как гражданин - субъект общественно-политической жизни (носитель мировоззрения, обладатель правосознания и менталитета, духовных идеалов и ценностных установок, типичных для рассматриваемой территории).

  2. Житель как личность - индивид, обладающий сознанием, подверженный информационным воздействиям, результаты которых могут прямо угрожать его физическому или психическому здоровью.

3. Группы и массы людей - совокупность людей, обладающую общностью по какому-либо признаку (национальному, религиозному, профессиональному, родственному и т.д.) или совокупность людей, объединенных лишь территориальным общим нахождением (население, толпа и т.п.).

В связи с вышесказанным целесообразно рассматривать правовой аспект ИОА как правовое регулирование в ИКП и ИПП. Таким образом, будут рассматриваться те юридические факты, которые с достаточной полнотой характеризуют суть ИОА.

С учетом этого следует рассматривать два возможных объекта информационного права: информационно-кибернетическую безопасность и информационно-психологическую безопасность. Такой подход представляется корректным, что подтверждает проведенная аналогия с уголовным правом, где объектами права выступают безопасность личности, общества, конституционного строя РФ, окружающей среды и пр.

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Информационно-правовые нормы могут классифицироваться по форме выражения предписания. Здесь действуют три группы норм [71]:

Управомачивающие - нормы дозволения, предоставляющие субъектам право на совершение определенных действий;

Обязывающие нормы права закрепляют обязанность совершения определенных действий субъектами права;

Запрещающие нормы права предписывают не совершать определенные действия, которые признаются законодателем правонарушением, поэтому за их совершение устанавливается юридическая ответственность.

В таблицу 1.1 сведены законы и прочие нормы права, регулирующие отношения субъектов в ИПП и ИКП, где

– не урегулированные области.

Проанализировав состояние правового обеспечения в области ИОА, можно сделать вывод о том, что многие сферы деятельности субъектов регламентируются существующим законодательством. Вместе с тем, из таблицы видно, что многие вопросы остаются нерешенными:

- Недостаток обязывающих норм права по отношению к следующим субъектам: органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, производящие и потребляющие информацию, органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, разрабатывающие и применяющие информационные системы, технологии и средства их обеспечения, организации, предприятия, учреждения, формирующие информационные ресурсы и предоставляющие потребителям информацию из них, а также человек и группы людей, как объекты информационно-психологических воздействий. Поскольку основой для всех законов служит Конституция РФ, а законы в свою очередь развивают нормы Конституции, то становится очевидным, что недостаток конституционных норм приводит к невозможности принятия необходимых законов. Несмотря на то, что Конституция РФ одна из лучших демократических писаных конституций в мире, можно сделать вывод о том, что современная Конституция нуждается в определенной доработке, поскольку сегодняшние реалии требуют регламентации прав и обязанностей субъектов в таких сферах как: производство и потребление информации, разработка и применение информационных систем, формирование и предоставление информационных ресурсов, незаконные информационно-психологические воздействия (в том числе по средствам ИПО) на человека и группы людей.

- Недостаток управомачивающих норм в следующих сферах: электронная торговля и эмиссия, информационно-психологические воздействия (в том числе по средствам ИПО) на человека и группы людей. Здесь следует отметить, что на сегодняшний день разрабатывается несколько законопроектов, которые в обозримом будущем вступят в силу и некоторые пробелы устранятся: "Об электронной торговле", "Об электронном документе", "Об электронных сделках". На данный момент только одна норма регулирует данную область: статья 26.1 «Закона о защите прав потребителей» - «Дистанционный способ продажи товара». Утверждение вышеперечисленных законопроектов урегулирует возникающие споры в области электронной торговли.

Правовая защита от информационно-психологических воздействий на человека как на гражданина и на личность включает в себя законы об интеллектуальной собственности, авторских и смежных правах и пр. Но и в этой области существуют недоработки. Например, управомачивающих норм в области поиска, получения и передачи информации нет, хотя они должны развивать обязывающие нормы Конституции РФ. Законодатель пытается их устранить путем принятия законопроектов «О праве на информацию», «О персональных данных».

Кроме того, Федеральный Закон «О введении в действие части четвертой гражданского кодекса РФ» позволит гражданскому кодексу РФ с 1 января 2008 года регулировать отношения в области прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Что касается информационно-психологического воздействия на человека и группу людей, то поскольку не существует конкретных обязывающих норм в этой области, следовательно, и не существует управомачивающих и запрещающих норм. На основе некоторых статей Конституции РФ (ст.ст. 21, 29, 30) разработаны следующие Федеральные Законы: «О свободе совести и религиозных объединениях», «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О противодействии экстремистской деятельности». Заметим, что нарушение этого законодательства влечет за собой административную, гражданскую или уголовную ответственность. Но норм прямого действия, регламентирующих информационно-психологическое воздействие на человека (НЛП, гипноз и другие психологические приемы) и группу людей (массовые информационно-психологические воздействия) по средствам ИПО (СМИ: теле, радио кампании и печатные органы, листовки, плакаты, предметы повседневного обихода широкого использования; виртуально-психологические средства: компьютерные игры, Интернет-сайты; специальные технические средства), не существует. Безусловно, это является большим пробелом в современном законодательстве.

- Те же пробелы присущи и запрещающим нормам права. Если нет закона, регулирующего общественные отношения, то нет и запрещающих норм, предусматривающих ответственность за несоблюдение законодательства.

Для субъектов производящих и потребляющих информацию, а также разрабатывающих и применяющих информационные системы и технологии нет запрещающих норм (УК РФ, КоАП РФ), регламентирующих мошенничество с применением информационных технологий.

- Недостаток правовых норм по поводу правоотношений в глобальной сети Интернет. Общественные отношения в Интернет возникают между следующими субъектами: органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, производящие и потребляющие информацию, органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, разрабатывающие и применяющие информационные системы, технологии и средства их обеспечения, организации, предприятия, учреждения, формирующие информационные ресурсы и предоставляющие потребителям информацию из них, государственные структуры, должностные и иные лица, обеспечивающие информационную безопасность, а также человек как гражданин и как личность, группы и массы людей, как объекты информационно-психологических воздействий. То есть, в этих отношениях участвуют все субъекты информационного права. Таким образом, имеет смысл защитить правом все интересы, свободы и права субъектов в сети Интернет. На данный момент правовые нормы направлены на урегулирование отношений не в виртуальной среде и не регламентируют отношения, возникающие при использовании глобальной сети Интернет. Большим недостатком законодательства является отсутствие обязывающих норм (Конституции РФ), дозволяющих норм (законов, постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ), и, как следствие – отсутствие запрещающих норм (УК РФ, КоАП РФ), предусматривающих ответственность за правонарушения в сфере использования сети Интернет.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]