Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zachet_mup.docx
Скачиваний:
167
Добавлен:
25.12.2021
Размер:
101.83 Кб
Скачать

10. Классификация преступлений по международному уголовному праву.

Наиболее распространенной является классификация, в рамках которой выделяются два основных вида преступлений: международные преступления и преступления международного характера (конвенционные)

  1. Преступления против мира и безопасности человечества

    1. Преступления против международного мира

а) агрессия

б) незаконный оборот оружия массового поражения

в) нападения на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой

    1. Преступления против безопасности человечества

а) геноцид

б) экоцид

в) апартеид

    1. Военные преступления

а) применение запрещенных средств и методов ведения войны (в международных конфликтах)

б) применение запрещенных средств и методов ведения войны (во внутренних конфликтах)

в) наемничество

  1. Конвенционные преступления

    1. Против свободы человека (работорговля)

    2. Против основ общественной безопасности (Международный терроризм; пиратство)

    3. Против здоровья населения и общественной нравственности (оборот нарко и психо; посягательство на культурные ценности народов; оборот порнографии)

    4. Против мировой финансово-экономической системы (фальшивомонетчество, легализация преступных доходов)

    5. Коррупционные и иные должностные преступления

11. Соотношение преступлений международного характера и международных преступлений.

Международные преступления представляют повышенную опасность, т.к. подобные деяния воплощают преступную политику государства, т.е. агрессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными последствиями) и другие преступления.

От международных преступлений в указанном значении необходимо отграничивать преступления международного характера, к которым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей.

12. Транснациональные преступления.

Транснациональные преступления - общеуголовные преступления, подпадающие под юрисдикцию двух и более государств. Преступление носит транснациональный характер, если:

"а) оно совершено в более чем одном государстве;

b) оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

c) оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; или

d) оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве

13. Общие вопросы соотношения международного уголовного права и национального уголовного права.

Международное и национальное право имеют общие черты, присущие им как системам права - они представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов правил поведения, и выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

Реализация норм международного уголовного права идет через трансформацию национального законодательства за счет включения в него так называемых конвенционных преступлений и назначения национальными судами наказания за международные преступления. Но применение международных положений возможно лишь с оговорками: трансформация договорных норм, ратификация и опубликование договоров в соответствии с установленными в законах государства правилами; соответствие договоров общепризнанным принципам и нормам международного права; точность и конкретность международных договоров. Так, в России допускается применение судами норм международных договоров после их ратификации и опубликования в официальных источниках. Однако прецедентов применения норм международного права пока нет.

Несмотря на возможность внутригосударственных нормативно-правовых актов становиться источником международного уголовного права, последнее не просто не может быть тождественно национальному законодательству, но и обладает рядом особенностей.

Вопрос о соотношении международного и национального уголовного законодательства является составной частью более общей проблемы взаимодействия международного и внутригосударственного права. Доктриной разработано три принципа такого взаимодействия.

Один из них - принцип взаимодействия международного и внутреннего права - является прямо противоположным первому и выражает примат внутригосударственного права над международным. Он гласит: если имеются противоречия между нормативными положениями международного и национального законодательства, то подлежат применению нормы национального законодательства. Исходя из указанного принципа, государству принадлежит право принимать на себя обязательства, не противоречащие его идеям, и самому определять способы осуществления международных обязательств в своей внутренней сфере. Так, в части 1 ст. 15 Конституции РФ провозглашается: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Это общее положение распространяется и на область взаимодействия Конституции РФ и международных договоров. Согласно части 6 ст. 125 Конституции РФ «не

соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Другой - принцип приоритета международного права над внутригосударственным. Если указанный принцип понимать буквально, он конкретизируется следующими положениями: международное право не нуждается во внутригосударственной имплементации, и международное право может непосредственно регулировать внутригосударственные отношения и применяться национальными судами; общепризнанные принципы и нормы международного права непосредственно определяют содержание и применение национального законодательства; в случае расхождения между нормами внутреннего законодательства и положениями международного договора, применению подлежат последние; государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им норм международного права (ст. 29 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.); лицо может подлежать уголовной ответственности непосредственно на основе норм международного права (так, за преступления против мира и безопасности человечества физическое лицо может быть привлечено к ответственности международным трибуналом, а сами преступные деяния против человечности могут быть наказуемы «независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет»).

Если вышеназванные принципы вытекают из признания международного и внутреннего права составными частями единой правовой системы, то третий принцип - принцип дуализма - лежит в основании порядка, в соответствии с которым международное и национальное законодательства представляют собой две самостоятельные, не подчиненные друг другу правовые системы. Согласно дуализму нормы международного права должны быть имплементированы в национальное законодательство с санкции государства в соответствии с основополагающими принципами внутреннего права и с учетом других особенностей последнего. Иначе говоря, для придания международному праву силы в области внутригосударственных отношений необходимо принятие так называемого трансформационного акта. Принцип дуализма исключает возможность взаимодействия национального законодательства с теми международными договорами, которые не были ратифицированы и согласие на обязательность которых для государства не было принято в установленных внутренним правом порядке и форме. Следует отметить, что с точки зрения дуализма самое тесное взаимодействие международного и национального законодательства не ведет к их слиянию в единую правовую систему.