Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zachet_mup.docx
Скачиваний:
168
Добавлен:
25.12.2021
Размер:
101.83 Кб
Скачать

41. История разработки концепции военных преступлений. Современное состояние.

Военное преступление — это серьезное нарушение нормы международного гуманитарного права в контексте вооруженного конфликта, за совершение которого установлена индивидуальная уголовная ответственность на основе международного права.

Одним из самых ранних примеров международного процесса над военным преступником в является судебный процесс над Петером фон Хагенбахом, состоявшийся в 1474 года в г. Брайзахе, Германия, на котором Хагенбах был признан виновным в убийствах, изнасилованиях, лжесвидетельстве и других преступлениях против «законов Бога и человека». С целью подавления воли к сопротивлению Хагенбах создал в Брайзахе атмосферу террора и жестокости и совершил многочисленные насильственные действия против жителей города и соседних территорий. Объединенная коалиция (Франция, Берн, Австрия, города и рыцари Верхнего Рейна), положившая конец этим зверствам, учредила специальный трибунал, состоящий из 28 судей – представителей коалиции. Несмотря на то, что процесс над Хагенбахом существенно отличался от современного судопроизводства в международных уголовных трибуналах, его часто называют первым задокументированным международным судом по военным преступлениям.

В 1863 г по поручению президента США А. Линкольна Фрэнсис Либер, профессор права Колумбийского университета, подготовил «Инструкцию полевым войскам США» (известную также как «Кодекс Либера»), текст которой стал первой попыткой кодифицировать обычаи ведения военных действий. Инструкции, которые должны были соблюдать армии северян во время Гражданской войны в США, установили принцип индивидуальной уголовной ответственности за беспричинные насилия, такие как изнасилования, ранения, нанесение увечий или убийство. Как инструмент внутригосударственного права «Кодекс Либера» был обязателен только для американской армии. Тем не менее, в последствие он был взят за основу при первой попытке кодификации обычаев войны в ходе Брюссельской конференции 1874 г. и последующей разработки Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг.

Международные конвенции о законах и обычаях войны, принятые на 1-й и 2-й мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг. стали первыми многосторонними соглашениями, регулирующими ведение военных действий. Однако принцип индивидуальной уголовной ответственности в конвенциях не затрагивался, все внимание было сосредоточено только на правах и обязанностях государств как классических субъектов международного права.

В 1919 году с целью судебного преследования лиц, совершивших военные преступления во время Первой мировой войны, была учреждена Комиссия по ответственности инициаторов войны и применению наказаний, которая проанализировала действующие правовые нормы и представила список тридцати двух составов преступления, связанных с серьезными нарушениями законов и обычаев войны.

Версальский мирный договор (1919 г.) стал первым международной конвенцией, устанавливающей личную уголовную ответственность за нарушения международного гуманитарного права. Статья 227 Версальского мирного договора предусматривала, что германский император Вильгельм II за преступления против международной морали и нерушимости международных договоров должен предстать перед специально созданным международным трибуналом. Статья 228 устанавливала право держав-победительниц судить лиц, виновных в нарушении законов и обычаев войны, а Германия обязывалась их выдать. Однако никакого международного трибунала создано не было. Вместо этого державы-победительницы согласились на компромисс, предложенный правительством Германии, о проведении судебных процессов в Верховном суде Германии в Лейпциге. В итоге только тринадцать дел против предполагаемых военных преступников дошли до стадии судебного разбирательства, девять судебных процессов завершились вынесением приговора, ни одно из которых не было исполнено полностью.

В период между двумя мировыми войнами на международно-правовом уровне продолжалась разработка норм международного гуманитарного права. Созданная согласно Версальскому мирному договору Лига Наций, в 1925г. на конференции принимает Протокол о запрещении применения во время войны удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны (обычно именуемый как Женевский протокол). Он стал основным международным документом, юридически запрещающим применение химического, биологического и токсичного оружия.

Новой вехой становления международной уголовной ответственности за военные преступления и кодификации норм об ответственности за их совершение стали судебные процессы, состоявшиеся после окончания Второй мировой войны. В приговоре Нюрнбергского международного военного трибунала (1946 г.) в указывалось: «преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права». Кроме того, в ст. 6 (b) Устава Нюрнбергского трибунала военные преступления были определены как «нарушения законов или обычаев войны». При рассмотрении этого положения трибунал постановил, что нарушения Гаагских конвенций 1907 года и Женевских конвенций 1929 года «уже признаны военными преступлениями в соответствии с международным правом». По вопросу применимости положений указанных конвенций к сторонам, которые их не ратифицировали, трибунал отметил, что «решать этот вопрос нет необходимости», поскольку «к 1939 году эти правила, изложенные в Конвенции, были признаны всеми цивилизованными странами и стали считается декларативным в отношении законов и обычаев войны, о которых говорится в статье 6 (b) Устава».

В 1949 году, были приняты четыре Женевских конвенции о защите жертв войны, каждая из которых содержала список так называемых «серьезных нарушений» – преступных деяний, направленных против основополагающих прав лиц, относящихся к соответствующим категориям покровительствуемых лиц (раненые, больные, медицинский и духовный персонал, лица, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданские лица), – и устанавливала режим процессуального взаимодействия между государствами, направленного на привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении «серьезных нарушений».

В 1977 году были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям, первый из которых расширил список «серьезных нарушений», подлежащих криминализации в международных вооруженных конфликтах, второй – в вооруженных конфликтах немеждународного характера.

В 1998 г. был принят Римский Статут Международного уголовного суда (МУС), призванного осуществлять правосудие в отношении лиц, совершивших преступления против человечности, агрессию, геноцид и военные преступления. В соответствии со ст. 9 к данному Статуту прилагаются «Элементы преступлений», которые должны помочь Суду в толковании и применении норм материального права.