Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Развитие бактериологии и эпидемиологии

.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
13.11.2021
Размер:
17.25 Кб
Скачать

Развитие бактериологии и эпидемиологии. Противостояние контагиозной и миазматической теорий. Л. Пастер, И.И. Мечников, Р.Кох, Д.И. Ивановский.

В немецкой традиции противостояние двух подходов — миазматического и контагиозного — выразилось в противостоянии двух научных школ — мюнхенской физико-химической школы М. фон Петтенкофера и берлинской медико-бактериологической школы Р. Коха. С конца 1860-х годов, по мере накопления противоречивых фактов, способствовавших развитию бактериологии, в медицине начался «контагиозный поворот» — миазматическую теорию стали корректировать контагиозной. Природа одних болезней объявлялась исключительно миазматической, других — контагиозной (в число таковых, к примеру, вошли сифилис, сап, сибирская язва, корь, оспа, скарлатина, дифтерит), третьих — смешанной (холера, брюшной тиф, дизентерия, чума). Определяющую роль в переосмыслении патогенеза сыграли лишь работы Р. Коха, открывшего в 1882 году туберкулезную палочку, а в 1883-м — холерный вибрион и к середине 1890-х годов предоставившего доказательства того, что возбудителем болезни является конкретный микроорганизм, а факторы среды и предрасположенности к болезни лишь способствуют его распространению. Различные взгляды на этиологию эпидемических болезней служили обоснованием и для различных контрэпидемических мер — практических импликаций той или иной концепции патогенеза, тесно связанных с экономическими, социальными и геополитическими условиями. Представление о контагии обусловливало превентивные и репрессивные меры, целью которых было разорвать цепь передачи болезни и установить контроль за ее носителями, настоящими или возможными: карантины, санитарные кордоны, изоляция больных в лазарете или холерном бараке (вплоть до полного социального исключения), принудительная вакцинация, осмотр проституток, дезинфекция (в том числе вскрытие и окуривание корреспонденции) и уничтожение считавшихся зараженными вещей и жилищ. В свою очередь, представлением о миазмах, порожденных дурной средой обитания, страхом перед гниющими отбросами, стоячей водой и разлагающимися органическими остатками обосновывалась необходимость профилактических мер, направленных на улучшение и исправление природных и антропогенных факторов болезни: от осушения болот до устройства вентиляции, пропаганды вакцинации, борьбы со скученностью и контроля за качеством продуктов питания. Неслучайно именно с возрождением миазматической теории в версии немецкого химика и эпидемиолога М. фон Петтенкофера в середине XIX века был связан подъем санитарно-гигиенического движения в Западной Европе.

 Пастер установил, что микроорганизмы различаются не только по внешнему виду, но и по характеру жизнедеятельности: они вызывают разнообразные химические превращения в субстратах. Он доказал, что происходящее в виноградном соке спиртовое брожение обусловлено жизнедеятельностью микроорганизмов — дрожжей. Это открытие опровергло господствующую в то время теорию Ю. Либиха о химической природе брожения. Большой цикл работ Пастера был посвящен изучению причин «болезней» вина и пива. Пастер показал, что их возбудителями являются микроорганизмы, и чтобы предотвратить порчу, предложил прогревать напитки. Этот прием применяют и в настоящее время и называют пастеризацией. Пастер впервые обнаружил бактерии, не способные развиваться в присутствии воздуха, т. е. показал, что жизнь возможна и без кислорода. Пастер открыл природу инфекционных болезней человека и животных, установил, что эти болезни возникают вследствие заражения особыми микробами и что каждое заболевание вызывается определенным микроорганизмом. Он разработал и научно обосновал метод предупреждения заразных болезней (предохраняющие прививки), изготовил вакцины против бешенства и сибирской язвы. Значительным вкладом в микробиологию стали исследования немецкого ученого Роберта Коха (1843-1910). Им были введены в микробиологическую практику плотные питательные среды для выращивания микроорганизмов, что привело к разработке метода выделения микроорганизмов в так называемые чистые культуры, т. е. к выращиванию массы клеток каждого вида в отдельности. Этот метод открыл совершенно новые подходы для более углубленного изучения свойств микроорганизмов и вызвал бурное развитие микробиологии. Р. Кох выявил (1882) возбудителя туберкулеза, названного его именем — «палочкой Коха». Развитие микробиологии неразрывно связано с работами русских ученых. Родоначальником русской микробиологии считается И.И. Мечников (1845-1916), классические работы которого положили начало новому этапу в развитии науки. Центральной проблемой его исследований было изучение взаимоотношений паразита и хозяина — человека. Он создал фагоцитарную теорию иммунитета, в основе которой лежит способность макроорганизма противостоять инородным телам, в том числе и болезнетворным микробам. И.И. Мечников и Л. Пастер положили начало изучению антагонизма микробов, что явилось основой науки об антибиотиках. И.И. Мечниковым в Одессе была организована первая в России бактериологическая лаборатория. Ближайшим сотрудником И.И. Мечникова был известный русский микробиолог и эпидемиолог Н.Ф. Гамалея (1859-1949), изучавший многие вопросы медицинской микробиологии. Н.Ф. Гамалея организовал в 1886 г. в Одессе первую в России станцию по прививкам против бешенства (вторую в мире после Пастеровской станции в Париже). Вся его деятельность была направлена на решение важнейших вопросов здравоохранения в нашей стране.

В 1892 г. русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский открыл возбудителя мозаичной болезни табака, который по своим свойствам сильно отличался от бактерий. При фильтровании сока больных растений табака Д.И. Ивановский обнаружил, что через бактериальные фильтры проходят какие-то мельчайшие частицы, способные вызывать специфические поражения у здоровых растений. 1892 год считается годом открытия этих новых организмов — вирусов. Ивановский положил начало вирусологии, выросшей в самостоятельную область науки. Открытие вирусов сыграло огромную роль в развитии ряда научных дисциплин: биологии, медицины, ветеринарии и фитопатологии. Оно позволило расшифровать этиологию таких заболеваний, как бешенство, оспа, энцефалиты и многих других. Ивановский занимался также изучением процесса спиртового брожения и влияния на него кислорода, хлорофилла и других пигментов зелёных листьев, участвующих в процессе фотосинтеза. Известны также его работы и по общей сельскохозяйственной микробиологии. Ивановский был дарвинистом, подчёркивал зависимость организмов от условий окружающей среды и доказывал эволюционное значение этого факта. В дальнейшем Ивановским было проведено научное исследование воздушного питания растений, он сосредоточил своё внимание на изучении состояния хлорофилла растений, значении каротина и ксантофилла для растений, устойчивости хлорофилла к свету в живом листе и второго максимума ассимиляции. Эти исследования Ивановский проводил совместно с М. С. Цветом — создателем метода адсорбированного хроматографического анализа.