Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОПРОСЫ 64-72-1.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
13.09.2021
Размер:
148.38 Кб
Скачать

68. Организация государственного единства по Конституции ссср 1936 года.

Специальная глава под названием «Государственное устройство» была посвящена организации государственного единства.

В ней закреплялся статус СССР как единого союзного государства, определялась его компетенция. Вместе с тем подтверждался суверенитет союзных республик. Подобно Конституции 1924 г. этот суверенитет ограничивался, но только теми правами, которые были исчерпывающе закреплены за Союзом. Таким образом. к<и и прежде, проводилась идея ограниченного суверенитета. Конституция подтверждала безусловное право свободного выхода и Союза за союзными республиками (ст. 17). Она устанавливала приоритет законодательства Союза перед законодательством рее публик (ст. 20).

В отличие от прежней новая Конституция непосредственно ре­шала наиболее существенные вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также местных Советов. Каждому из этих звеньев были посвящены отдельные главы. В них определялись, в частности, основные вопросы, относящиеся к исключительным полномочиям Верховных Советов союзных республик (ст. 60 и 61), и пр. В статье 97 указывалось, что Советы депутатов трудящихся руководят деятельностью подчищенных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, ру­ководят местным хозяйственным и культурным строительством устанавливают местный бюджет. Обстоятельно определила Конституция также систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.

Конституция СССР 1936 г., как уже отмечалось, закрепил новую избирательную систему, принципиально отличную от той, которая сложилась еще в первые годы Советской власти Эта система выглядела более демократичной и приближалась к тем, которые существовали в буржуазных государствах. Во всяком случае, прежняя специфичная система выборов отпала.

Если прежде избирательное право было всеобщим только для трудящихся, то теперь классовые ограничения были сняты. Собственно говоря, они отпали сами собой, поскольку исчезли эксплуататоры, а следовательно, и лишенцы. Лишались избирательных прав только две категории граждан: умалишенные и лица осужденные с лишением избирательных прав. Правда, вторая категория в 30-х гг. резко расширилась. С этими исключениям принцип всеобщности соблюдался достаточно последовательна Число участвующих в выборах приближалось к 100%, на обеспечение возможно более полной явки избирателей для голосе были направлены все усилия партийных, комсомольских, Профсоюзных органов. Да и процент голосования за выдвину­тых кандидатов был весьма высок, также приближаясь обычно к: 100%. Правда, у избирателей чаше всего не было настоящего вы­бора при голосовании, поскольку выдвигался лишь один кандидат. При этом, конечно, ничто не мешало голосовать против этого кан­дидата.

В новом избирательном праве исчезло прежнее неравенство городских и сельских избирателей. Теперь нормы представитель­ства стали едиными для всех граждан.

Отпала и прежняя многостепенность выборов. Теперь во все представительные органы от сельсовета до Верховного Совета СССР выборы проводились непосредственно избирателями. Это укрепляло связь избирателей с депутатами, ставило последних под контроль. Избиратели стали чаще обращаться к депутатам с раз­личными житейскими нуждами.

Серьезно укреплял демократизм выборов переход к тайному голосованию. Он обеспечивал более свободное волеизъявление избирателей. На практике граждане не только голосовали, но и нередко высказывали свои эмоции надписями на бюллетенях для голосования.

Был изменен и принцип организации выборов. На смену преж­нему, производственно-территориальному, принципу пришел но­вый, чисто территориальный, т.е. голосование стало проводиться не на предприятиях, не по месту работы, а только по месту жи­тельства. Правда, выдвижение кандидатов производилось, как и раньше, на предприятиях и в учреждениях.

Начиная с первых выборов в Верховный Совет СССР, прове­денных в 1937 г., избирательные кампании стали проводиться как праздник, с большой торжественностью и парадностью. Они за­вершали избирательную кампанию, которая была, в сущности, большой формальностью, ритуалом демократии, ибо само выдви­жение кандидата обычно уже предопределяло его избрание. Од­нако партийные органы, подбиравшие кандидатов, заботились о том, чтобы в составе избранных были представлены в должных Пропорциях различные социальные группы — рабочие, крестьяне, Интеллигенция, возрастные категории, не только коммунисты, но и беспартийные, не только мужчины, но и женщины и т.д. Предпочтение отдавалось не способности гражданина умело выполнять Депутатские обязанности, а его производственным показателям, поэтому в составе депутатов оказывались стахановцы, передовые колхозники, выдающиеся деятели искусства и, разумеется, партий­ный актив