Скачиваний:
2
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
43.86 Кб
Скачать

8. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 ук рф)

Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 ук рф)

В научной литературе существует мнение о наличии в рассматриваемом составе дополнительного непосредственного объекта.

В качестве такого предлагают считать интересы правосудия, поскольку признание организации террористической осуществляется судом, что сопровождается запретом деятельности данной организации на территории Российской Федерации, и ее дальнейшее функционирование нарушает отношения по обеспечению неукоснительного исполнения решений суда.

В ч. 4 ст. 35 Уголовного кодекса РФ понятие преступной организации предусмотрено как синоним понятия преступного сообщества. Однако в этом составе террористическую организацию нельзя рассматривать в качестве разновидности преступного сообщества. Законодатель при описании преступления использует анализируемый признак в понимании Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В указанном законе нет понятия террористической организации.

Часть 2 ст. 24 этого Закона указывается, что организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность  запрещению) по решению суда в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. 205206, 208, 211, 220, 221, 277, 280, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.

Единый федеральный список организаций, признанных Верховным судом РФ террористическими, размещен на официальном сайте Национального антитеррористического комитета РФ.

Признак «организация деятельности» для характеристики общественно-опасного деяния используется также в составе преступления, предусмотренном ст. 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации». Применительно к экстремистской организации в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» разъясняется, что под организацией ее деятельности следует понимать действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации). Данное понятие может быть использовано для уяснения содержания одноименного признака в ст. 205.5 УК РФ.

Участие в деятельности организации подразумевает совершение каких-либо действий в интересах организации для достижения поставленных целей (например, создание сайтов, подготовка материалов, распространение информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности).

В случаях совершения организатором (руководителем) или участником террористической организации конкретных преступлений содеянное

квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных

ст. 205.5 УК РФ и статьями Особенной части УК РФ, предусматривающими ответственность за совершенные преступления.

Субъект данного преступления общий  вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет. Члены террористической организации в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие преступления в ее составе, подлежат ответственности лишь за те конкретные преступления, уголовное преследование за которые установлено с 14-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла. Обязательным признаком является осведомленность лица о наличии вступившего в законную силу решения суда о признании организации террористической. При этом не требуется, чтобы виновный буквально знал о включении этой организации в федеральный список.

Так, по делу Сайбаталова, констатируя нарушение ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд указал, что «в отсутствие официального опубликования решения Верховного суда Российской Федерации о признании "<...>" террористической организацией Сайбаталов не мог предвидеть того, что за свою принадлежность к этой организации он будет привлечен к уголовной ответственности», поскольку официальный список запрещенных организаций был опубликован «только в июле 2006 года, спустя много времени после совершения преступлений, в совершении которых обвинялся заявитель, а сообщение журналистами о решении Верховного суда Российской Федерации не может заменить собой официальную публикацию текста решения или, по крайней мере, его резолютивной части; только публикация в официальном источнике может обеспечить надлежащее и надежное указание на правовые нормы, применимые в конкретном деле».

Однако с такой постановкой вопроса не согласился Верховный суд РФ, который подтвердил, что лицо действительно могло быть привлечено к уголовной ответственности и осуждено лишь в случае, «если виновный знал, что ... организация, в которой он состоит, ликвидирована или запрещена по решению суда, которое вступило в законную силу».

Как следует из материалов уголовного дела, и это нашло отражение в Постановлении Европейского суда, Сайбаталову было известно о решении Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года (которым «деятельность международной религиозной политической партии <...> признана противоречащей Конституции Российской Федерации, террористической и запрещена на территории Российской Федерации"), поскольку эта информация была широко освещена в средствах массовой информации (п. 92 Постановления).

Данное обстоятельство установлено также судом, постановившим приговор, в котором, в частности, указано, что Сайбаталов в декабре 2003 года был допрошен в качестве свидетеля по аналогичному уголовному делу и ему было разъяснено, что имеется решение Верховного суда РФ о запрете деятельности партии "..."; у П. был обнаружен и изъят документ «Разъяснения по поводу арестов», в котором в связи с арестами членов "..." также говорится об этом решении суда.

На основании этих и других данных, в том числе показаний осужденных по делу П., В., Ш., которым даны в приговоре подробный анализ и соответствующая оценка содержания текста одной из изъятых листовок с текстом, начинающимся словами: «Решением ВС РФ партия названа террористической и экстремистской...», суд первой инстанции пришел к выводу об информированности Сайбаталова о запрещении деятельности партии судом Российской Федерации.

Именно этим, по мнению суда, была обусловлена скрытность и глубокая конспирация деятельности членов данной организации, использование ими специальных сигналов оповещения. При таких обстоятельствах утверждать, что Сайбаталов не мог предвидеть того, что за свою принадлежность к организации "..." он будет привлечен к уголовной ответственности, резюмировал Верховный суд РФ, оснований не имеется105.

Какие-либо преступные цели организации в ст. 205.5 УК РФ в отличие, например, от ст. 205.4 УК РФ не указаны.

В примечании к ст. 205.5 УК РФ содержится норма об освобождении от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в деятельности террористической организации, с конкретизацией случаев, когда такое прекращение добровольным не признается. Не может признаваться добровольным прекращение участия в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.

Действие этого примечания не распространяется на организаторов деятельности террористической организации.