Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Третий семестр 3 занятие.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
50.85 Кб
Скачать

Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 ук рф)

Объект преступления – здоровье граждан.

Предметом деяния служат наркотические средства, психотропные вещества и аналоги.

Объективная сторона состоит в склонении к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Под склонением в смысле рассматриваемой статьи следует понимать любые умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (уговоры, предложения, дача совета и т.п.), а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и другие действия с целью принуждения к приему наркотических средств или психотропных веществ лица, на которое оказывается воздействие.

Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ может выражаться в любых умышленных действиях, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ лицом, на которое оказывается воздействие. При этом для признания преступления оконченным нс требуется, чтобы склоняемое лицо фактически употребило наркотическое средство или психотропное вещество.

Если лицо, склонявшее к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, при этом сбывало указанные средства или вещества либо оказывало помощь в их хищении или вымогательстве, приобретении, хранении, изготовлении, переработке, перевозке или пересылке, его действия надлежит дополнительно квалифицировать при наличии к тому оснований по соответствующим частям ст. 228, 228.1 или 229 УК РФ.

Для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически потребило наркотическое средство или психотропное вещество. Таким образом, состав преступления – формальный: деяние окончено с момента согласия потерпевшего.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Субъект осознает, что склоняет другое лицо к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, и желает этого. Цель, хотя в законе прямо не указана, вытекает из существа действий: заставить потерпевшего потреблять соответствующие вещества.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированным признаком рассматриваемого деяния по ч. 2 ст. 230 признается его совершение:

  • – группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (и. "а");

  • – в отношении двух или более лиц (п. "в");

  • – с применением насилия или с угрозой его применения (п. "г").

Под насилием понимается причинение вреда здоровью любой

степени тяжести, а также побои и истязания.

Часть 3 ст. 230 в качестве особо квалифицированных признаков деяний, предусмотренных ч. 1 и 2, называет их совершение:

  • – в отношении несовершеннолетнего (п. "а");

  • – повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями понимается самоубийство потерпевшего, покушение на самоубийство, развитие у потерпевшего наркотической зависимости, тяжелое заболевание, связанное с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, заражение ВИЧ-инфекцией и т.п.

Согласно примечанию к ст. 230 действие данной статьи не распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СТАТЬЯХ 230.1-230.2 УК РФ

Дата: 11 октября 2018г.

Проблема допинга в российском спорте в последние годы является актуальной, это связано с тем, что в 2015 - 2016 гг. были ужесточены антидопинговые меры, повлекшие отстранение ряда российских спортсменов и паралимпийцев от участия в Олимпийских играх в г. Рио-де-Жанейро1. В связи с этим Федеральным законом от 22.11.2016 N 392-ФЗ2 были введены статьи 230.1. и 230.2 УК РФ.

По сути, новые уголовно-правовые нормы направлены не против спортсменов, принимающих допинг, а против тех, кто их окружает, а именно лиц которые в целях достижения лучших результатов воздействуют на здоровье спортсменов. Поэтому акцент сделан именно на склонении (принуждении) спортсменов к использованию допинга, потому что, как показывает практика, их подталкивают к использованию другие лица - тренеры, врачи, иные лица, ответственные за подготовку спортсменов к соревнованиям3. Бывают также ситуации, когда спортсмен даже не подозревает об использовании допинга. В связи с этим установлена ответственность за использование в отношении спортсменов запрещенных методов и (или) субстанций4.

Законодатель относит преступление, предусмотренное ст. 230.1-230.2 УК РФ, к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ)5. Общественная опасность данного преступления выражается в нарушении законодательства в области физической культуры и спорта, причиняющего вред здоровью непосредственно участникам спортивных соревнований, а также в нанесении ущерба авторитету спорта в РФ.

Рассматриваемые составы преступления имеют общие родовой, видовой и непосредственный объекты преступлений. Родовым объектом этих преступлений выступают отношения в сфере общественной безопасности и общественного порядка. Видовым - общественные отношения по охране здоровья населения и общественной нравственности.

По поводу определения признаков объекта в литературе высказываются различные позиции. Проведем их анализ.

Одни считают, что основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 230.1 УК РФ являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения6.

Вторые полагают, что это общественные отношения в сфере реализации спортсменом права на физическое и психическое здоровье, а также на защиту этических принципов и образовательных ценностей, провозглашенных Олимпийской Хартией, при занятии физической культурой и спортом7.

Третьи отмечают, что непосредственный объект - "это общественные интересы в области спорта, связанные с использованием препаратов, запрещенных к применению и не обязательно причиняющих вред здоровью"8.

Следует отметить, что, несмотря на некоторые незначительные расхождения большинство ученых солидарны в определении объектов рассматриваемых преступных деяний. При этом некоторые называют и дополнительный объект, как общественные отношения, обеспечивающие законный порядок в сфере спорта9.

На наш взгляд основным непосредственным объектом являются общественные отношения по охране здоровья спортсменов, а дополнительным - отношения в сфере установленного законодательством порядка употребления допинга.

Таким образом, не отрицая выделение складывающихся в сфере спорта отношений в самостоятельный объект уголовно-правовой охраны, следует признать их в рассматриваемом случае дополнительным непосредственным объектом.

Согласно диспозиции статьи потерпевшими являются спортсмены. Понятие «спортсмен» не раскрывается в УК РФ, но содержится в различных правовых актах, а именно в Федеральном законе РФ от 04.12.2007 N 329-ФЗ 10, в ТК РФ11 и в Приказе Минспорта РФ от 09.08.2016 N 94712.

В юриспруденции отмечается, что для разрешения вопроса о наличии потерпевшего в рассматриваемых преступлениях следует обратиться к объектам преступного посягательства, а именно к физическому и психическому здоровью спортсмена. Таким образом, при выполнении объективной стороны причиняется вред здоровью потерпевшего (ст. 230.2 УК РФ) или создается реальная угроза причинения ему такого вреда (ст. 230.1 УК РФ)13.

С учетом анализа исследованных нормативно-правовых актов и юридической литературы следует отметить, что понятие «спортсмен» формулируется по-разному. По Федеральному закону N 329-ФЗ это физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях. По ТК РФ оно касается выполнения лицом, работающим по трудовому договору определенной трудовой функции связанной с подготовкой к спортивным соревнованиям или с участием в спортивных соревнованиях. В Приказе Минспорта России N 947 лицо занимающееся спортом на международном или национальном уровне. Для правильного и единообразного толкования понятия потерпевшего, следует дополнить примечание к ст. 230.1 УК РФ пунктом 3, в котором определить понятие «спортсмен» как лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях различного уровня, независимо от возраста, профессионального мастерства, а также наличия либо отсутствия у него контракта.

Из исследований ученых отмечается, что в статьях 230.1, 230.2 УК РФ субстанции и методы, запрещенные для использования в спорте, исследователи относят к предмету преступления. Видимо это происходит по аналогии со ст. 230 УК РФ14. Если же обратиться к определению предмета преступления, то под ним традиционно понимают вещь материального мира, по поводу которой совершается преступление, или путем воздействия на которую, причиняется вред общественным отношениям.

В рассматриваемых составах спортсмены либо склоняются к использованию субстанций или методов, либо в отношении спортсменов используются эти субстанции, чтобы добиться лучших результатов в спорте либо повысить их конкурентоспособность. В таком контексте их скорее следует относить к средствам совершения преступления. Поскольку вред общественным отношениям причиняется не по поводу запрещенных субстанций или методов и не путем воздействия на них, а путем склонения спортсмена к их использованию или использовании их в отношении спортсмена.

Таким образом, можно подвести итог, что в основном мнения ученых совпадают в определении непосредственного объекта преступления. Для определения понятия потерпевшего необходимо обращаться к иным нормативно правовым актам, на основании которых было сформулировано понятие спортсмена. С учетом общепризнанных понятий предмета и средств совершения преступления приходим к выводу, что субстанции и методы, запрещенные для использования в спорте, следует относить к средствам совершения преступления.

Также следует напомнить, что наметившаяся тенденция гуманизации уголовного законодательства и вероятность закрепления в УК РФ института уголовного проступка позволило бы отнести деяние, закрепленное ч. 1 ст. 230.1 УК РФ к данной категории с учетом его незначительной общественной опасности. Квалифицированные же виды, закрепленные в ч. 2,3 ст.230.1 и 230.2 УК РФ за которое наряду с другими видами наказаний, предусмотрено наказание в виде лишения свободы остались бы преступлениями.