Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Doc1.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
36.04 Кб
Скачать

Глава 9. Исполнение приказа или распоряжения

§ 1. Понятие приказа (распоряжения)

Согласно ч. 1 ст. 42 УК РФ, не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действовавшим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения.

Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.

Существует презумпция законности приказа или распоряжения, изданного в надлежащей форме лицом, обладающим на это правом, и адресованного лицу, обязанному подчиняться, что обусловлено требованиями исполнительской дисциплины, необходимыми для нормального существования общества и государства.

Приказ (распоряжение) — это основанное на законе и облеченное в установленную форму властное требование о выполнении действий (бездействия), обращенное к лицу, обязанному подчиняться.

Приказом или распоряжением традиционно признается акт управления, имеющий властный характер и изданный в рамках компетенции государственного органа или должностного лица. Такой акт управления имеет обязательную силу для лиц, которым адресован. Следовательно, приказ или распоряжение представляет собой основанное на законе или подзаконных актах властное требование компетентного лица, адресованное лицу, обязанному подчиняться и предписывающее ему совершить какие-то действия или воздержаться от их совершения.

Характерно, что акты, имеющие властный характер и направленные на обеспечение функционирования различных организаций, издаются также и лицами, выполняющими организационно-распорядительные обязанности в коммерческой или иной организации. И эта сфера в настоящее время весьма широка. Думается, что они также являются субъектами приказа или распоряжения наряду с государственными органами и должностными лицами, поскольку наделены властными полномочиями по отношению к своим подчиненным, которых в случае невыполнения своих требований могут подвергнуть различным мерам дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Что касается формы приказа или распоряжения, то она может быть различной: устная, письменная, путем передачи властных требований через иных лиц, по телефону, по электронной почте или с помощью иных средств связи, посредством жеста (например, инспектор ГИБДД останавливает машину с помощью движения жезла). Форма приказа или распоряжения имеет значение в случае, если она установлена нормативным актом. Но поскольку такое требование о соблюдении формы предписания имеет место не всегда, то можно согласиться с мнением о том, что форму следует считать факультативным условием, характеризующим приказ или распоряжение.

Существуют пределы приказа или распоряжения во времени, они действуют до выполнения изложенных в них требований либо до истечения указанного в них срока, либо до их отмены. В связи с этим исполнитель, причинивший вред общественным отношениям после истечения срока действия приказа, не может ссылаться на этот акт как на обстоятельство, исключающее преступность своего деяния.

С позиции ч. 1 ст. 42 УК РФ значение имеет приказ (распоряжение), во исполнение которого лицо совершает предписанные ему действия (бездействие), причиняющие вред общественным отношениям, охраняемым законом. Этот вред подпадает под признаки конкретного преступления, предусмотренного Особенной частью УК. Вместе с тем, поскольку ч. 1 ст. 42 УК РФ предусматривает ситуацию, когда приказ не воспринимается исполнителем как заведомо незаконный, не может быть и речи о таких преступлениях, как убийство, причинение вреда здоровью и других деяниях, преступность которых очевидна. На практике встречаются следующие варианты действий во исполнение приказа, который не воспринимался исполнителем как незаконный: загрязнение атмосферы, нарушение правил охраны водных биологических ресурсов и некоторые другие. Наиболее характерные примеры связаны с взаимодействием человека и техники, выполнением распоряжений, имеющих сложное техническое содержание, на что справедливо обращал внимание М. С. Гринберг. Так, оценка производственного процесса как единого целого с пониманием целесообразности отдельных его составляющих, осознание необходимости выполнения конкретных (иногда неординарных) действий могут быть в ряде случаев доступны лишь лицам, занимающим руководящие должности. Рядовые работники нередко оказываются не в состоянии оценить взаимосвязь явлений, а потому и незаконность отданных руководителем распоряжений. Вред, причиненный исполнителем обязательного приказа или распоряжения, не влечет для него уголовной ответственности и признается актом социально допустимого, целесообразного поведения такого лица. Подчиненный, выполнивший, как он полагал, законное распоряжение своего начальника, не может отвечать за наступившие последствия, предвидеть которые был обязан не он, а лицо, отдавшее распоряжение. Таким образом, исполнитель приказа причиняет вред невиновно, поэтому уголовной ответственности в этом случае подлежит только лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Подобные ситуации оцениваются как посредственное причинение вреда, и юридически исполнителем такого преступления признается лицо, отдавшее обязательный приказ (распоряжение).

Вместе с тем возникает вопрос о том, соответствует ли причинение вреда при исполнении приказа общей характеристике обстоятельств, исключающих преступность деяния. Существенным отличием исполнения приказа от других обстоятельств, предусмотренных гл. 8 УК РФ, является то, что в основе признания непреступным причинения вреда при иных обстоятельствах лежит субъективное право, а при исполнении приказа — обязанность подчиняться. Сомнения нет, что положения ч. 1 ст. 42 УК РФ способствуют охране отношений власти и подчинения. Как известно, властные отношения существуют во всех сферах социальной жизни, поскольку необходимым является управление деятельностью людей. Без выполнения требований законных приказов и распоряжений государственная, производственная и иная дисциплина становится недостижимой, происходят сбои в деятельности различных организаций, наступает анархия. Данная норма, с одной стороны, гарантирует правовую безопасность исполнителя приказа, не осознававшего его незаконность, а с другой стороны, повышает ответственность лиц, наделенных властью, за отдаваемые ими приказы или распоряжения.