Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2093

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
08.01.2021
Размер:
352.75 Кб
Скачать

1

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная лесотехническая академия»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Педагогика спорта

Методические указания для студентов всех специальностей и преподавателей

7

Воронеж 2011

2

ББК 75.1

Григорьева, И. В. Педагогика спорта [Текст]: методические указания для студентов всех специальностей и преподавателей / И. В. Григорьева, Е. Г. Волкова; Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2011. – 30 с.

Печатается по решению учебно-методического совета ГОУ ВПО «ВГЛТА»

(протокол № от

2011 г.)

Рецензент: доцент кафедры физического воспитания ВИВТ,

канд. пед. наук А.С. Фетисов

7

3

Введение

Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем. Кроме того, очевидно, что педагогика спорта как главный предмет среди дисциплин, на основе которых ведется подготовка учителей физкультуры, сосредоточена на вопросах студенческого спорта и преподавания физкультуры, в результате чего у нее остается мало возможностей для изучения проблем спорта с позиций педагогики.

С другой стороны, если педагогика спорта до сих пор перепоручала исследование спорта другим наукам (например, медицине, психологии, социологии), то происходило это, возможно, также и потому, что мы живем в мире, который насыщен разного рода педагогическими мероприятиями.

Нередко встречается мнение, что опытный тренер вполне может отказаться от советов педагогов, опирающихся на положения своей науки. Вместо этого он предпочитает полагаться на свой педагогический «здравый смысл». Поскольку многие тренеры считают себя опытными педагогами, принимать рекомендации от «эксперта по педагогике» в лице ученого им кажется совершенно лишним, равносильным для них 7 признанию в собственной некомпетентности.

Не будет ошибкой предположить, что и эта довольно распространенная точка зрения способствовала развитию пассивности педагогики спорта в изучении проблем спорта, ее отставанию в этой области. Совершенно очевидно, что причины этого явления лежат на различных уровнях и взаимообусловлены. С одной стороны, это какая-то нерешительность педагогики спорта, лишь время от времени, спорадически проявляющей готовность заниматься проблемами спорта, с другой - те, кто причастен к

4

спорту, как кажется, не очень-то заинтересованы в сведениях, которыми располагает педагогика спорта, поскольку она не может предоставить им чисто технические данные о выполнении тех или иных движений и действий.

Несмотря на отсутствие, достаточно эффективного диалога между педагогикой спорта и спортом, налаживанию которого в немалой степени мешают существующие предрассудки, педагогические аспекты спорта нельзя игнорировать. Поэтому уже сейчас, в предвидении будущего, можно сформулировать следующий тезис - все многообразие проблем спорта всецело входит в сферу компетенции педагогики спорта.

I Место педагогики спорта в системе наук

1. Отношение между педагогикой спорта и общей педагогикой

Если взглянуть на дискуссии, которые велись в прошлом вокруг педагогики спорта, в ретроспективе, то с уверенностью можно будет сказать, что и сама педагогика спорта, и круг проблем, определяющих ее содержание, в своей значительной части изначально принадлежали к компетенции общей педагогической теории. Вопросы физического воспитания и образования, стоящие у истоков развития педагогики спорта, неразрывно связаны с кругом общепедагогических проблем.

Одним из свидетелей этого факта, как мы выяснили, был Руссо, в работах которого это соединение всеобщего и особенного прослеживается очень отчетливо. То же самое можно сказать о Песталоцци, который7 в рамках своей общепедагогической теории также поставил проблемы физического воспитания и образования. Обобщая эти явления, можно сделать вывод — судьба современной педагогики спорта с самого начала неразрывно связана с общей педагогикой. Педагогика, с тех пор как она усилиями сначала Руссо, а затем Гербарта и Шлейермахера стала развиваться как наука Нового времени, также проявляла интерес к физическому воспитанию, хотя проблема физического воспитания не всегда рассматривалась и обсуждалась во всех деталях; иногда размышления на эту тему являлись не более чем

5

своего рода «придатком» к изучению прочих проблем. Но, как бы то ни было, несомненно, что современная педагогика спорта постепенно выросла из общей педагогики, но при этом они постоянно оставались в самой тесной связи. Отсюда вытекает то обстоятельство, что студенты спортивных учебных заведений обязательно должны приобретать знания по общей педагогике. Это было понятно уже Шпису, который намеревался включить в свою научно обоснованную программу подготовки учителей гимнастики сведения по педагогике, причем двояким образом: во-первых, как составную часть специальных наук (то есть в качестве педагогики спорта); во-вторых, как часть общей педагогики. Самое интересное и в высшей степени примечательное в этом не столько то, что звучащие весьма современно высказывания раздавались уже более ста лет назад, сколько то, что подтвержденная на теоретическом уровне, неопровержимая связь между общей педагогикой и физическим воспитанием была осуществлена уже Шписом на практическом уровне, в области подготовки преподавателей гимнастики.

Однако после этой повторной исторической реминисценции обратим внимание на современную связь между педагогикой спорта и общей педагогикой. При этом сразу же можно заметить, что и педагогическая наука претерпела значительные изменения, лучшим доказательством чего служит существование педагогики спорта. Почему? С начала XIX в. педагогика Нового времени начала освобождаться от оков философии и теологии, она на первых порах приобрела черты общей педагогики (Герберт, 1806), содержавшей в себе ядро весьма специальных проблем, которые рассматривались, однако, больше в общем плане. По мере того как педагогика становилась научной дисциплиной (процесс, достигший своего апогея во второй трети нашего столетия), в ней усиливались7 процессы дифференциации. На основе общей педагогики развивалось все большее число различных специальных дисциплин. К таким специальным педагогикам принадлежат, например, педагогика трудновоспитуемых, социальная педагогика, педагогика школы, криминальная педагогика, сексуальная педагогика, педагогика, изучающая проблемы иностранцев, и в том числе педагогика спорта. Наметилась своеобразная тенденция — общая педагогика во все большей степени расчленяется на специальные педагогики.

6

Это имеет главным образом две причины. Во-первых, наука, в известной мере, по самой своей «сути» является такой деятельностью, которая в процессе обретения знаний опирается на специализацию и дифференциацию. Во-вторых, эти науки не парят где-то в надзвездных сферах, в безвоздушном пространстве, а всецело связаны с конкретной повседневностью, которая и определяет их самые насущные проблемы. Наука всегда является отражением своего времени, реагируя на события и процессы, происходящие в обществе. И если согласиться со множеством аналитиков, изучающих проблемы современной эпохи, которые утверждают, что современный мир отличается исключительной сложностью, то напрашивается вывод, что и сегодняшняя наука крайне сложна по своей структуре; но именно это и делает ее дифференцированной. Педагогика и вместе с ней педагогика спорта являются примерами этих процессов дифференциации, неразрывно связанных с миром, в котором мы живём.

Каждая наука имеет свои, присущие только ей категории. К таким неотъемлемым понятиям и основополагающим феноменам педагогической науки относятся — воспитание, образование, обучение, преподавание, школа. Если общая педагогика стремится рассматривать эти феномены возможно более общим способом, независимо от конкретных ситуаций, то цель специальных педагогик состоит в том, чтобы учитывать всю специфику этих явлений.

В ходе многочисленных процессов дифференциации внутри педагогических наук педагогика спорта в последнее время проявляет себя как частная дисциплина, интересующаяся только своими специфическими проблемами (как, например, педагогика досуга или социальная педагогика) в общем комплексе педагогического знания. Однако этот процесс находится еще только в самом начале. При этом педагогика спорта, 7получая, как и раньше, важные импульсы от общепедагогической теории образования и используя их, сама вносит вклад в общую педагогику.

Испытывая влияние дискуссий, ведущихся по проблемам общей педагогики, получая от них творческие стимулы, она в то же время сама обогащает общую педагогику, пополняя ее запас знаний. Вне всякого сомнения, между педагогикой спорта и общей педагогикой существуют отношения взаимности.

7

Поэтому непростительной ошибкой было бы делать вывод о том, что особенное (педагогика спорта) могло бы существовать без ссылок на общее.

Однако в равной степени ошибочным было бы при определении места педагогики спорта в системе наук забывать о ее родстве с наукой о спорте, ибо она, вне всякого сомнения, является одновременно и частью науки о спорте.

2. Отношение между педагогикой спорта и наукой о спорте

По сравнению с педагогикой наука о спорте значительно моложе как организационно оформленная научная дисциплина. Именно наука о спорте может помочь обосновать выдвинутый нами тезис о том, что развитие определенных наук зависит не только от внутренних, но и в гораздо большей степени от внешних факторов. Хотя, как мы уже знаем, многие века велись общие рассуждения о физическом воспитании, физических упражнениях, гимнастике и спорте, все это, как выяснилось, еще не вело к возникновению самостоятельной, занимающейся лишь своими специфическими проблемами, науки о спорте. Возникла она лишь тогда, когда уже нельзя было не замечать возрастающего общественного значения спорта, и спорт, вопреки всем скептикам, был воспринят широким кругом специалистов как предмет, в высшей степени заслуживающий изучения. В 20-е годы были созданы первые кафедры «теории физического воспитания», явившейся предшественницей «науки о спорте». В значительной мере благодаря неустанным усилиям Карла Дима в Берлине была основана первая Высшая школа физических упражнений. Все это было неоспоримым свидетельством того, что пришло время, когда спорт готовы были признать7 объектом научного анализа. При этом, однако, нельзя заблуждаться на тот счет, что сначала научные исследования отставали от преподавательской деятельности. Необходимо сказать о том, что, несмотря на пришедшее к спорту и науке о нем признание, их все еще воспринимали с немалыми оговорками, которые зачастую оказывались ничем иным, как плодом предубеждений. Был сделан первый многообещающий шаг, не больше. Новый и решающий импульс наука о спорте получила в 60-е годы. С этого времени началось бурное, невиданное ранее развитие. Благодаря непрерывно

8

растущему «общественному интересу» к спорту и стремительному, столь же невиданному ранее проникновению науки во все сферы современной жизни, произошел и резкий скачок в развитии науки о спорте, выразившийся в создании множества учебных кафедр и исследовательских программ.

Даже из этих скупых сведений о развитии науки о спорте можно извлечь важную, частично выводящую за рамки науки о спорте, информацию, позволяющую сделать некоторые обобщения.

1.Развитие науки решающим образом зависит от общественноисторических условий эпохи. При этом — и это обстоятельство нельзя недооценивать — наука о спорте выиграла не только от растущей роли спорта в обществе, но и благодаря довольно широкой финансовой поддержке государственных и иных инстанций. В период финансовых затруднений науке о спорте несомненно было бы куда сложнее реализовать свои безусловно справедливые притязания.

2.Без одобрения, поддержки и помощи извне наука, разумеется, не может развиваться. Поэтому недостаточно на основе убедительно сформулированных и остроумных теорий дать обоснование и способствовать развитию науки о спорте. Не менее важным является внешнее признание и предоставление средств, которые позволят осуществить дальнейшее развитие науки.

3.Упрочение статуса науки о спорте еще ничего не говорит о ее исследовательском потенциале и теоретической базе. И если, оценивая положение нынешней науки о спорте, учесть, что она находится еще на ранней стадии своего развития, станет ясно, что эта наука не может похвастаться ни выдающимися открытиями, ни целостными всеобъемлющими концепциями и теоретическими построениями.

Для нас важно знать, что именно связывает спортивную7 педагогику с еще не до конца сформировавшейся наукой о спорте. Чтобы отметить на этот вопрос, нужно учесть следующее немаловажное обстоятельство — наука о спорте поддерживала после второй мировой войны тесные отношения с педагогически наукой как таковой. Каким представлялся ученым характер их отношений, можно увидеть на примере некоторых попыток классификации науки о спорте в ее отношении к другим наукам. Гак, например, в начале 50-х годов Дим выступил с речью под крайне показательным названием — «Наука о спорте как педагогика». Это название говорит за себя; оно

9

означает, что выступавший причислял науку о спорте к области педагогики. Более десяти лет спустя сходную мысль высказал Трупе, точно так же связавший науку о спорте с педагогикой.

Общность мнений заключается здесь в том, что наука о „спорте в силу ее предмета находится в определенной зависимости от педагогики. Вопреки продемонстрированным схемам классификации, наука о спорте, как мы уже показали, пошла по другому пути; она обособилась от педагогики, обрела самостоятельность и в настоящее время стремится теоретически оформить этот факт, вырабатывая собственное «самосознание».

В настоящее время специалисты в этой области определяют эту дисциплину как науку о действиях, в центре которой стоят спортивные и игровые действия человека, связанные с движением. Ряд наук различного происхождения исследует предмет этой науки. Дим ставит науку о спорте на «рубеже» между гуманитарными и естественными науками, сюда необходимо причислить и социальные науки.

Наука о спорте развивается среди этих трех групп наук. Нередко ее называют также интеграционной наукой, поскольку ее цель заключается в том, чтобы объединить результаты, полученные различными науками о человеке в аспекте его спортивного и игрового поведения.

Пока наука о спорте существует только как идея, как представление о такой интеграционной науке о действиях; на практике она почти всегда выступает как частная конкретная наука — как психология спорта, социология спорта или история спорта и т.п. Представление о выполняющей интеграционную функцию науке о спорте принадлежит больше к области желаний и обещаний, нежели к сфере реальности.

За названием «наука о спорте» скрывается поэтому, в сущности, конгломерат различных частных сфер научной деятельности7, совокупность которых и образует науку о спорте как таковую. По сравнению с развитием педагогики здесь наблюдается до известной степени прямо противоположный процесс — если от общей педагогики постоянно отделяются все новые и новые специальные науки, обретающие затем самостоятельное существование, то у истоков науки о спорте стоят частные дисциплины, которые рано или поздно должны примости к созданию обшей науки о спорте.

10

Педагогика спорта связана с наукой о спорте потому, что она занимается исследованием того же предмета, что и наука о спорте — двигательной активности человека. Говоря более конкретно, педагогику спорта связывают с наукой о спорте такие феномены, как тело, движение, игра, достижение, соревнование, соперничество и т.п.

Основные категории науки о спорте занимают центральное место и в педагогике спорта, в то же время они являются неотъемлемыми, внутренне необходимыми (и как неверно полагают, присущими только ей) категориями педагогики. Педагогика спорта изучает двигательную активность, руководствуясь критериями педагогики. Такое двойственное положение педагогики спорта, являющейся и частью педагогики, и отраслью науки о спорте, неизбежно приводит к тому, что она вступает в контакт с многочисленными смежными дисциплинами, сотрудничает с ними и испытывает их влияние.

3. Определение предмета педагогики спорта

Без определения предмета исследования немыслима никакая наука, ибо благодаря этому вырабатывается, пусть даже достаточно расплывчатое, представление о том, что же изучает данная наука. Определение предмета позволяет выяснить, что вообще в рамках конкретной научной дисциплины необходимо и желательно исследовать в рамках конкретной научной дисциплины. Такого рода определения предмета обладают той особенностью, что они в большинстве случаев носят очень общий характер, а кроме того, зависят от исторических процессов, меняющих характер общественных отношений; в них, следовательно, нет ничего7 статичного, установленного раз и навсегда, истинного на псе времена. Часто именно смещения понятий позволяют проследить интересные процессы, происходящие в различных научных дисциплинах.

Ярким примером этого является педагогика спорта, хотя мы чаще всего в своих рассуждениях вели речь именно о педагогике спорта, все же так было не всегда. Часто упоминаемые понятия «теория физической культуры», «теория физического воспитания», «гимнастическое воспитание», или «теория телесного воспитания», и т.д. заставляют обратить внимание на тот

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]