Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

113

.pdf
Скачиваний:
15
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
281.66 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ»

________________________________________________________________________

С.П. Вайле, Э.А. Васильев

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО БАНДИТИЗМА

ЛЕКЦИЯ

МОСКВА 2011

УДК 351.74

Рекомендовано к опубликованию Редакционно-издательским советом ФГУ «ВНИИ МВД России»

Р е ц е н з е н т ы:

В.Г. Гриб, доктор юридических наук, профессор; А.И. Кундетов, кандидат юридических наук

Вайле С.П.

Характеристика современного бандитизма»: Лекция / С.П. Вайле, Э.А. Васильев. – М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011. – 32 с.

Дана характеристика современного бандитизма, которую авторы представили совокупностью признаков, характеризующих саму преступную группу – банду как объединение лиц; ее участников; преступную деятельность банды.

Для оперативно-начальствующего состава ОВД, участвующего в деятельности по борьбе с бандитизмом, курсантов, слушателей, преподавателей высших и средних специальных образовательных учреждений и научных сотрудников, а также всех интересующихся указанным вопросом.

УДК 351.74

2

© Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России», 2011

Успешность, эффективность борьбы с преступлениями отдельного вида базируется на знании обобщенных характеристик таких преступлений, полученных в ходе научно обоснованных исследований соответствующих конкретных материалов о них.

Характеристика бандитизма имеет ряд специфических черт. В первую очередь они связаны с тем, что бандитизм является групповым преступлением, подразумевающим относительно длительное существование банды и в подавляющем большинстве многоэпизодную преступную деятельность. Характеристика групповых преступлений значительно отличается от характеристики единичных преступных посягательств, совершенных отдельными лицами, поскольку должна содержать черты, связанные с групповым характером преступной деятельности.

Характеристика бандитизма сочетает в себе группы признаков характеризующих: 1) саму преступную группу – банду как объединение лиц; 2) ее участников; 3) преступную деятельность банды.

Выделение указанных групп признаков не случайно, поскольку на протяжении своего существования бандитизм в основном олицетворял два аспекта: сами криминальные формирования – банды и характер их преступной деятельности.

Рассмотрение указанных выше элементов характеристики бандитизма считаем необходимым начать с наиболее масштабной группы свойств, характеризующих преступную группу в целом.

Анализируя данный блок признаков следует отметить, что банда – это в первую очередь некое объединение людей, которому свойственно наличие определенных мотивов объединения, характерных путей формирования, некого числа участников, структурной организации (структурного построения) и др.

Итак, в основе формирования любого объединения людей (в том числе и банды) лежат взаимоотношения ее участников, возникшие в связи с рядом обстоятельств, на основе определенной мотивации. В

3

результате проведенного исследования было установлено, что мотивом объединения лиц в банды на современном этапе являются:

в 4% случаев – родственные отношения; 10% случаев – совместная трудовая деятельность ее участников; 12,5% – принцип «землячества»; 27% – общность национальности;

43% – расположение мест жительства ее участников; 62% – общность интересов (в основе которой детская дружба,

совместная служба в армии, работа в схожих отраслях деятельности, занятия в спортивной секции, совместное проведение досуга)1.

Вкачестве основы такой мотивации, как общность интересов, по нашему мнению, можно рассматривать наличие у лиц в прошлом судимости или их совместное отбытие наказания. Респонденты особо отметили, что указанное имеет место в 62% случаев. Так, к примеру, было установлено, что бандам Республики Татарстан более характерно объединение участников по месту проживания и общности интересов (разновидностью которых отчасти является наличие судимости у участников объединения или же совместное их отбывание наказаний); в основу объединения большинства банд, орудующих в крупных городах, например таких, как Москва, положены принципы единства национальности, «землячества» и родства, а также общности интересов участников (в том числе указанное ранее наличие у них судимости или же совместное отбывание ими наказаний); определяющим фактором объединения банд Пермской, Самарской, Тульской, Читинской областей является именно наличие судимости или же совместное отбывание наказаний.

Вкачестве примеров объединения банд из числа ранее судимых лиц могут служить следующие: состоящая из трех участников банда О., организованная в 2002 г. и действующая на территории Архангельской области (двое ее участников были ранее дважды судимы, организатор и руководитель банды О. имел три судимости);

1 Процентное соотношение – результат проведенного в ходе исследования опроса. Всего в ходе исследования было опрошено 200 оперативных сотрудников из семи федеральных округов России: Краснодарского края, Челябинской, Свердловской, Московской, Омской областей, республик Башкортостан, Татарстан, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республики, а также СанктПетербурга и Ленинградской области. Здесь и везде, где значение превышает в сумме 100%, связано с тем, что респондентам было предложено выделить несколько ответов.

4

банда П., А. и Т. (ранее неоднократно судимых, совместно отбывавших наказания, имеющих дружеские доверительные отношения между собой, состоящая из 13 соучастников, 11 из которых были не только ранее судимые, но и совместно с организаторами в различное время отбывали наказание), совершившая в период с ноября 1999 по февраль 2003 г. на территории г. Н. Новгорода и Нижегородской области 17 разбойных нападений2.

Классическим примером объединения участников банды по месту проживания служит казанская банда «Тяп-ляп», члены которой являлись жителями микрорайона завода «Теплоконтроль».

На современном этапе характерными путями формирования банд является:

а) перерастание преступных групп в банды в процессе осуществления групповой преступной деятельности (на это указало 57% опрошенных из Москвы, Тулы, Самарской, Тульской, Псковской, Пермской, Читинской областей, республик Татарстан, Удмуртия, Тыва, Красноярского региона и Приморского края);

б) изначальное создание банды (22%); в) формирование банды на основе молодежных преступных

группировок (21%)3.

В своем развитии банды проходят два основных этапа:

1) период организации, который в свою очередь включает: стадию создания группы4 (знакомство, общение, изучение друг друга, выделение так называемого лидера, установление общих интересов и т.п.); стадию преступной ориентации – этап формирования преступного замысла, ядра группы, сближение (сплоченность) участников, приискание средств совершения преступления, оружия и т.п.5;

2По материалам СК при МВД России по ПФО.

3Яркий пример – казанская банда «Тяп-ляп», возникшая на базе молодежной группировки.

4См.: Шматов М.А. Расследование насильственных завладений государственными и общественными денежными средствами, совершенных организованной группой лиц: Учебное пособие. Волгоград: Высшая следственная школа МВД СССР, 1987. С. 15-17.

5См.: Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981. С. 41-108.

5

2) период преступной активизации, который, на наш взгляд,

характеризуется наличием у группы всех квалифицирующих признаков банды, в частности сложившегося преступного руководства, высокой степени организации самой группы, планирования ее преступной деятельности, вооружения и т.д.

Всреднем в 12% случаев численность банд составляет 2 – 3 участника. При этом необходимо отметить, что в результате проведенного нами изучения практических материалов обнаружены единичные случаи банд с численным составом участников два человека (где в большинстве случаев имели место, но не были подтверждены данные об участии в банде других лиц). Характерным примером столь малочисленных бандгрупп является банда Р. и Л.6, которой на протяжении восьми лет на территории Кемеровской области был совершен ряд тяжких преступлений: убийство одного из местных криминальных авторитетов, грабежи, кражи автомобилей с последующим вымогательством вознаграждения за их возврат, «крышевание» мелкой наркоторговли и др. В 23% случаев число участников банды насчитывает от 10 и более человек7.

В65% случаев количество участников банды в среднем колеблется от трех до семи человек.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время большинство банд являются немногочисленными, однако существуют банды численностью несколько десятков человек.

Вбольшинстве случаев (87%) состав современных банд на протяжении их существования остается неизменным. Вместе с этим имеют место факты (в 23% изученных случаев), когда банды пополняли свой состав новыми членами или (в случае утраты одного из участников) восстанавливали состав путем приобщения нового участника.

Группа людей, целенаправленно занимающихся какой бы то ни было совместной деятельностью, выполняющая для этого

определенные функции, не может не обладать структурной

6 Уголовное дело возбуждено прокуратурой Кемеровской области в сентябре

2004 г. по ч. 1, 2 ст. 209 УК РФ.

7 Так, например, совершившая на территории Москвы более 40 нападений банда Т. насчитывала порядка 17 человек, банда А., орудовавшая на территории Амурской области еще с 2001 г., – 30 человек, а банда Ф., совершавшая с 2000 г. преступления в Тюменской области, – 50 человек.

6

организацией, в качестве одного из составляющих элементов которой выступает отношение руководства и подчинения. Основываясь на изучении практических материалов, установлено, что структурная организация любой банды зависит, помимо прочего, от ее численного состава и имеет внешнее и внутреннее проявление.

Внутренняя структурная организация банды представляет собой совокупность некоторого числа ее участников, особым образом связанных между собой системой отношений, основанных на принципе «руководство – подчинение».

Вэтой связи необходимо отметить, что в научной литературе участников преступных формирований (в частности, банд) классифицируют: по характеру выполняемых функций в соответствии с нормами уголовного закона – тогда в составе банд выделяют организаторов, руководителей и участников; с учетом психологических особенностей личности членов банд подразделяют на лидеров, авторитетов, активных участников и др.

Врезультате проведенного специального исследования были установлены наиболее часто встречающиеся на современном этапе схемы внутренней организации банд.

Большинству (в среднем 70%) современных банд присущ упрощенный вид внутреннего организационного строения, когда организатор преступной группы одновременно является ее руководителем, осуществляя руководство как бандой в целом, так и деятельность каждого из ее членов (см. схему 1 приложения)8.

Имеют место случаи, когда организатор банды не осуществляет

еенепосредственное руководство (см. схему 2 приложения). Указанный факт имеет место, например, тогда, когда в группе

появляется новый участник, который по своим личностным

8 Такое строение характерно для банд, существующих как в крупных городах, в частности Москве и Санкт-Петербурге, так и в более мелких – Омске, Туле, а также в ряде республик и областей: Тульской, Челябинской, Пермской, Псковской областях, Республиках Удмуртия, Адыгея и Тыва. Характерным примером такой внутренней организации может служить основанная в 2002 г. банда О., совершавшая преступления на территории г. Архангельска. Состав указанной банды насчитывал три человека. Будучи ее организатором и одновременно руководителем, О. самостоятельно заблаговременно подбирал объекты нападений, осуществлял деятельность по подготовке преступления, распределяя роли между участниками и т.п. При этом он сам принимал активное участие в совершении нападений.

7

качествам, возможностям, опыту превосходит остальных, в том числе и организатора, и при этом имеет стремление завоевать лидерство и руководство в группе. Указанное обусловливает возникновение конфликта в банде, разрешением которого зачастую становится устранение одного из ее членов.

Нередко встречаются банды, в которых руководство осуществляют совместно несколько участников (см. схему 3 приложения).

Примером малочисленной банды с указанным типом структурной организации может служить уже упоминавшаяся банда Е. –Т., совершавшая нападения на водителей и пассажиров транзитного автотранспорта, следующего по маршруту Тюмень – ХантыМансийск. Ее руководящее звено включало в себя двух человек. При этом неоднократно ранее судимый Т. был организатором преступной группы. Сплотившись на почве имеющегося криминального опыта и отбытия наказания в местах лишения свободы, Е. и Т. составляли костяк банды и одновременно ее руководящее звено. Совместно ими тщательно разрабатывались планы предстоящих нападений, распределялись действия каждого ее участника. Их мнение было согласованным и определяющим.

Примером двойного руководства в многочисленной банде может являться банда К. и Г., насчитывающая более 15 участников, которыми вплоть до 2004 г. совершались вооруженные разбойные нападения на жителей Ростова-на-Дону, а также нескольких районов Ростовской области. К. и Г. являлись организаторами и руководителями данного преступного объединения.

Наряду с указанным практика свидетельствует об усложнении внутренней организации банд на современном этапе. Так, в среднем 30% банд присуща более развитая структура, которой свойственно наличие многоуровневого руководства (см. схему 4 приложения). Установлено, что количество руководящих звеньев и уровней во многом зависит от численности преступной группы и в большей степени присуще бандам многочисленным.

Руководящее звено первого уровня может быть представлено единолично организатором банды либо объединением нескольких ее участников (в числе которых и организатор банды). Указанное звено осуществляет руководство аналогичными звеньями низшего уровня, а также другими участниками банды и деятельностью банды в целом. При этом руководители низших уровней осуществляют

8

руководство и контроль за выполнением отдельными участниками преступного объединения, поставленных конкретных задач.

Представленное строение свойственно бандам Республики Татарстан, Самарской, Читинской, Пермской областей, отчасти бандам в Республике Удмуртия, Москве и Санкт-Петербурге. В качестве примера такого многоуровневого руководства можно привести организованную в 1996 . и действующую на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области банду Ш. Последний лично проводил отбор членов банды, оценивая их качества и способности, навыки владения оружием и т.д.; непосредственно планировал преступления, получал вознаграждения за их исполнение, финансировал деятельность банды. Руководителями второго уровня были назначены Г. и Д. Они принимали участие в подыскании объектов преступных нападений, отвечали за материальное обеспечение и организацию преступной деятельности на объекте нападения, контролировали деятельность участников банды по подготовке конкретных нападений9.

Практика свидетельствует о том, что руководители низших уровней могут являться «главарями» выделенных в составе банды бригад, участники которых осуществляют отдельное направление в масштабе преступной деятельности банды (см. схему 5 приложения). Примером подобной внутренней организации служит банда Ф., которая состояла из четырех преступных группировок численностью до 10 человек каждая. Каждая из групп имела своего руководителя. Общее руководство бандой осуществлял сам Ф.

Характеризуя внешнее проявления организационного устроения

банд на современном этапе (под которым мы понимаем наличие и характер взаимосвязи банд с иными преступными объединениями), необходимо отметить следующее: в 58% изученных нами случаев банда являлась самостоятельным преступным объединением10; в 17% – взаимодействовала с другими криминальными объединениями для решения разного рода задач; в 25% – входила в состав других преступных формирований – организованных

9

По материалам уголовного дела, возбужденного прокуратурой

 

г. С.-Петербурга.

10 В среднем 60% опрошенных оперативных сотрудников (из Москвы, Омска, Республики Адыгея, Тулы, а также Тульской, Пермской областей и Приморского края) утверждают, что современные банды существуют вне каких бы то ни было преступных организаций, действует самостоятельно, имея свой управленческий центр и «общаг».

9

преступных сообществ (ОПС) в качестве структурной единицы. Преступная деятельность таких банд является либо силовым прикрытием «основной» преступной деятельности ОПС (в качестве которой может выступать наркобизнес, торговля людьми, автобизнес

ит.п.), либо одним из ее направлений, дающим постоянный доход. Так, банда «Хайдеровский двор» наравне с тремя бандами и

четырьмя ОПГ являлась структурной единицей ОПС «Жилка», существовавшего в г. Казани с 1997 по 2001 г.; банда В. являлась структурным подразделением ОПС, состоящего в 2006 – 2007 гг. на оперативном учете в УБОП УВД по Ивановской области.

Перейдем к рассмотрению вооружения современных банд. Характеризуя его, 25% опрошенных в процессе исследования оперативных сотрудников указало, что участники банд используют «любой доступный вид оружия».

В настоящее время оружие на территории РФ действительно доступно и бесконтрольно. Непринятие на государственном уровне своевременных жестких мер по контролю за хранением и оборотом огнестрельного оружия, его распределением, незаконной торговлей, боевые действия, ведущиеся в Чечне и других «горячих точках», обусловили насыщение страны оружием и концентрацию его у населения. Вместе с этим усугубляет сложившуюся ситуацию низкое качество работы сотрудников подразделений лицензионно-разре- шительной работы МВД, уполномоченных контролировать легальный оборот оружия у гражданского населения.

Уровень и качество вооружения банд является отличительной особенностью бандитизма нового тысячелетия. На настоящий момент основу вооружения банд составляет огнестрельное оружие, а именно:

более 50% – криминальное огнестрельное оружие (обрезы гладкоствольных ружей, газовые пистолеты, расточенные под боевой патрон, и др.);

48% – боевое огнестрельное оружие, состоящее либо состоявшее ранее на вооружении ВС РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и другое;

35% – гражданское огнестрельное оружие (чаще всего охотничье нарезное и гладкоствольное оружие)11.

11 Указанное характерно для большинства банд Москвы, Омска, Тулы, Хабаровска, Читинской, Тульской, Пермской, Псковской, Челябинской, Самарской областей, а также Приморского края и республик Татарстан, Тыва, Хакасия, Удмуртия и Адыгея.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]