
Сальников Е.В. Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова традиции
.pdf
Сборник тезисов первой в истории школы научно-практической конференции.
Первый в истории школы гриф «Учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России».
91

Первые методические рекомендации, изданные в ОВШ МВД России.
Евгений Николаевич Щендригин – начальник Орловской высшей школы МВД России, Орловского юридического института МВД России. Человек, под руководством которого
вОВШ МВД России зародилась и развивалась наука,
вполном смысле слова – основоположник науки в институте.
92

Е. Н. Щендригин в президиуме научно-представительского мероприятия. 1996 г.
В. Г. Капустянский и И. В. Емельянова – одни из первых кандидатов юридических наук в школе на фоне стенда ОССШМ МВД СССР
в музее института. 2011 г.
93

Участники первой научно-практической конференции «Совершенствование боевой и физической подготовки сотрудников ОВД», ставшей впоследствии ежегодной. Этот форум приобрел широкую известность и проводится вплоть до наших дней.
Сотрудники школы. 1990 г.
Крайний справа – Казимир Казимирович Макаревич, будущий начальник ОНиРИО. Также на фото В. Ф. Муллаянов,
В. А. Курносов, Л. В. Куртина.
94

На фото справа стоит Б. П. Носков, будущий заместитель начальника ОВШ МВД России по науке, подполковник в центре – Г. Л. Минаков, впоследствии – декан юридического факультета в Орловской региональной академии государственной службы при Президенте РФ.
На фото слева А. Д. Сумский – замполит ОССШМ МВД СССР, позднее – первый руководитель (исполнял обязанности начальника) ОНиРИО ОВШ МВД РСФСР,
справа сотрудник института В. М. Грядунов.
95

На фото справа – заместитель начальника ОВШ МВД РСФСР по учебной работе В. И. Горобцов, много сделавший
и для развития науки в учебном заведении.
Интересная фотография. Команда института – победитель финала городского этапа популярной в 1990-е годы игры брейн-ринг.
В центре Андрей Юрьевич Сабинин и Дмитрий Владимирович Аронов, впоследствии оба возглавляли ОНиРИО.
96

Глава 7. И был концерт…
Этот очерк посвящен участию офицеров и курсантов Орловской специальной средней школы милиции МВД СССР в обеспечении безопасности и законных интересов граждан, поддержании мира и правопорядка в ходе Армяноазербайджанского конфликта в 1988–1990 годах4. Здесь следует отметить, что участие в так называемом карабахском конфликте было отнюдь не первым привлечением личного состава школы в качестве приданных или самостоятельных сил при проведении различного рода массовых мероприятий. К 1988 году сотрудники школы имели опыт обеспечения общественного порядка при проведении:
XXII Летних олимпийских игр в Москве в 1980 году,
Похорон Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева – ноябрь
1982 г.
XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов – 1985 г. Игр доброй воли – 1986 г.
400-летия г. Ливны – 1986 г. 1000-летия Крещения Руси – 1988 г.
Советско-Американской встречи на высшем уровне – 1988 г. XIX Всесоюзной партконференции – 1988 г.
Однако ни одно из подобных мероприятий по своему размеру, продолжительности, масштабам вовлечения личного состава школы и степени реальной угрозы жизни и здоровью офицеров и курсантов не может сравниться с участием школы в локализации армяно-азербайджанского конфликта.
Было три крупных выезда в зону конфликта с ноября 1988 года по февраль 1989 года, с февраля 1989 года по 28 апреля 1989 года и с октября-ноября 1989 по начало января 1990 года. Обратим внимание, что личный состав школы был выведен в 1990 году из Баку буквально за несколько дней до событий «Черного января», послуживших причиной последующего ввода войск в Азербайджан. Необходимость нескольких заездов диктовалась преимущественно тем, что образовательный процесс для курсантов продолжался. Проведя по три месяца в зоне конфликта, курсанты возвращались в школу для продолжения обучения. Курсовые офицеры находились в зоне операции более продолжительное время, чем офицеры с циклов, смена которых была организована в соответствии с необходимостью продолжения образовательного процесса в должном объеме. Летний перерыв был вызван выпуском и последующим набором курсантов.
Воспоминания ветеранов института – участников тех событий, а также архивные документы и свидетельства, собранные и обобщенные полковником милиции в отставке В. С. Болотиным позволяют достаточно точно реконструировать последовательность событий. 23 ноября 1988 г. школа была приведена в состояние боеготовности, 24 ноября по приказу МВД СССР «в связи с обострением межнациональных отношений на основе которых участились случаи нарушения общественного порядка» сводный батальон ОССШМ МВД СССР выле-
4 В значительной мере этот очерк опирается на материалы, собранные и позднее опубликованные ветераном института полковником милиции в отставке, участником описываемых событий Владимиром Сергеевичем Болотиным.
97
тел военно-транспортными самолетами с военного аэродрома в г. Ефремово Тульской области и приземлился в аэропорту г. Кировабада (ныне Гяндже) ночью 25 ноября 1988 года.
Следует отметить, что согласно поступившему приказу личный состав выдвигался в зону конфликта без табельного оружия и средств индивидуальной защиты. Только несколько офицеров были вооружены табельными пистолетами Макарова. Лишь позднее уже на местах дислокации было получено необходимое снаряжение.
Сводный отряд института был разделен сначала на две, а позднее на три группировки. Первая осталась в г. Кировабаде, вторая была передислоцирована в г. Шамхор Азербайджанской ССР. Из ее состава 28 ноября отдельная группа получила приказ выдвинуться в село Новосаратовка Кедабекского района на границу Армянской и Азербайджанской ССР.
Общее руководство сводным отрядом ОССШМ МВД СССР осуществлял начальник школы Владимир Григорьевич Капустянский. В первую поездку в Кировабаде руководство осуществлял Леонид Андреевич Соловьев, непосредственно командиром дислоцированного там курса был Михаил Николаевич Захаров, замполитом – Сергей Иванович Гришин. В Шамхорском отряде руководство курсантами осуществляли Юрий Витальевич Снигирь, там же находились Петр Иванович Ефимов, Дмитрий Дмитриевич Ефанов, Алексей Геннадьевич Сорокин, Сергей Васильевич Николаев, Александр Федорович Калашников, Юрий Митрофанович Терников, старшиной был Геннадий Иванович Мартынов. Группу, выдвинутую в район Новосаратовки, возглавил Александр Владимирович Тасовой, с ним были Виктор Алексеевич Пахомов, Юрий Алексеевич Глоба.
Во вторую поездку Л. А. Соловьева сменяет А. Д. Сумский. В Кировабаде силами школы руководит Юрий Алексеевич Тихонов, начальником курса был Владимир Николаевич Кузнецов, замполитом – Станислав Александрович Родионов. Из офицеров в Кировабаде были Николай Иванович Сретенцев, Евгений Владимирович Балашов, Олег Николаевич Дворников, Михаил Максимович Лысов, Вячеслав Михайлович Грядунов, Борис Васильевич Петухов, Владимир Иванович Верижников. В Шамхоре группу возглавлял Геннадий Иванович Писарев, начальником курса был Павел Константинович Анциферов, замполитом – Владимир Сергеевич Болотин. Из офицеров в шамхорской группе были Александр Тимофеевич Низамов, Дмитрий Дмитриевич Ефанов, Олег Александрович Федоров. В Новосаратовке – Юрий Алексеевич Глоба, Вячеслав Фагитович Муллаянов, Владимир Сергеевич Болотин, Геннадий Павлович Худоерко, Борис Николаевич Тарасов.
Втретьей командировке в Баку руководство осуществлял Леонид Андреевич Соловьев, начальником курса был Михаил Николаевич Захаров, замполитом – Сергей Иванович Гришин. Побывали в Баку и многие офицеры школы: Олег Александрович Федоров, Юрий Митрофанович Терников, Олег Николаевич Овечкин.
Взадачи сводного отряда школы входили обеспечение комендантского часа, дежурство на блокпостах, охрана учреждений органов власти в условиях массовых беспорядков, пресечение и предупреждение массовых противоправных акций, обеспечение прав и законных интересов мирных жителей, находя-
98
щихся на территории конфликта, что в реальности означало спасение беженцев и создание условий для перемещения беженцев в безопасные места. Отдельная важная часть службы заключалась в обеспечении беспрепятственной деятельности оперативно-следственных групп в зоне конфликта и содействие местным органам правопорядка в нахождении и задержании преступников и экстремистов.
Уже с первых дней курсанты и офицеры сводного отряда школы продемонстрировали высокую выучку и профессиональную подготовку. Буквально накануне прибытия отряда в Шамхор в ночь с 24 по 25 ноября 1988 года в Шамхоре по ул. Асланова, у д. 35, гражданином Агаджаняном С. 1937 г. р., армянином по национальности, из хулиганских побуждений, выстрелом из охотничьего ружья был ранен гражданин Аббасов И. Г., 1968 г. р., азербайджанец, который скончался в городской больнице.
Этот факт сразу стал известен местному населению и вызвал новую волну выступлений, спровоцированных экстремистами националистического толка.
25 ноября число участников волнений достигло уже 40 тыс. человек. Сначала выкрикивались угрозы физической расправы в адрес армянской части населения, а затем был совершен ряд противоправных действий (сожжена автомашина ГАЗ-24, принадлежащая гражданину Аспаряну П. Н., совершены грабежи, поджоги в восьми домовладениях граждан армянской национальности). Практически все лица армянской национальности были выгнаны из своих домов под угрозами расправы, зачастую сопровождаемые оскорблениями и избиениями, и согнаны на площадь перед местным райкомом партии. Там их взяли под охрану курсанты и офицеры Орловской школы милиции. Лишь некоторые из партийных руководителей, членов администрации, правоохранительных органов, особенно милиции, пытались, как могли прекратить бесчинства, но реально повлиять на ситуацию до прибытия личного состава ОССШМ МВД СССР не могли. Во избежание непредсказуемых последствий было принято решение погрузить армян в автобусы и под охраной курсантов отправить на границу с Арменией, что, несмотря на сильное противоборство и постоянно чинимые преграды, удалось сделать ценой самоотверженных усилий, стойкости и решимости личного состава.
Благодаря совместным оперативным действиям сотрудников Шамхорского РОВД и Орловской школы милиции в течение суток был разыскан и задержан гр. Агаджанян (старший наряда – курсант ОССШМ Ю. Воропай). Своевременность раскрытия этого преступления послужила поводом для ликвидации дальнейших массовых выступлений жителей Шамхора и района.
Осложнению в оперативной обстановки способствовал ежедневно увеличивающийся поток «беженцев» – азербайджанцев, приносящих сведения об учиненных в отношении их насилий в Армении.
Сотрудниками местного отдела милиции и личным составом Орловской специальной средней школы милиции МВД СССР принимались энергичные и своевременные меры к пресечению противоправных действий со стороны отдельных граждан.
К административной ответственности за организацию несанкционированных митингов были привлечены 47 человек. По факту совершения массовых хулиганских проявлений возбуждено уголовное дело. Принятыми мерами к 29 но-
99

ября 1988 г. развитие негативных тенденций массовых выступлений граждан удалось приостановить, а затем и прекратить.
Вместе с тем обстановка в городе и районе продолжала оставаться напряженной, прибытие в район и отъезд в Армению переселенцев приобрел массовый характер. Только за первую декаду декабря в район прибыло 12000 человек, при этом выехало около 4 тыс. человек.
Гражданам, проявившим желание выехать в Армянскую ССР и другие республики Советского Союза, оказывалась практическая помощь в предоставлении автотранспорта, обеспечивалась их безопасность в пути офицерами и курсантами Орловской школы милиции. 28 ноября, в связи с массовым потоком колонн автотранспорта с беженцами, пересекающих границу с Армянской и Азербайджанской ССР в районе г. Новосаратовка Кедабекского района, часть личного состава школы по просьбе партийных и советских органов, была поднята по тревоге и направлена в Новосаратовку, где курсанты круглые сутки в течение двух недель (период наибольшего скопления беженцев) обеспечивали охрану общественного порядка и имущества граждан в местах перегрузок и беспрепятственный проезд колонн и отдельных автомашин, как с Армянской, так и с Азербайджанской территорий.
Николай Александрович Коновалов, бывший в то время курсантом ОССШМ МВД СССР, вспоминает, что первые дни после прибытия в Новосаратовку личный состав оставался в автобусах. Спустя несколько дней под казарму было выделено административное здание совхоза «Красный Октябрь». Объем работы, проводимой курсантами и офицерами, был велик, как велика была и ответственность за судьбы людей.
Всего в ходе проведенных мероприятий с ноября 1988 г. по май 1989 г. личный состав школы сопроводил 212 колонн автотранспорта с переселенцами до границ с Армянской и Грузинской ССР, а также несколько сот индивидуальных автомашин по просьбам граждан, переселяющихся как в Армению, так и в Азербайджан. По просьбе партийных и советских органов обеспечивалось сопровождение и безопасность целых коллективов, селений, руководящих и мате- риально-ответственных лиц колхозов и совхозов, других организаций, передающих материальные ценности и автотранспорт на территориях покинутых мест жительства и работы.
Впоследствии характер сопровождений изменился. Со стабилизацией обстановки люди частично возвращались в покинутые места, часть продавали свое имущество и возвращались обратно, некоторые искали пропавших родственников и т. д. Особенно сложными были сопровождения граждан в районы землетрясения – города Ленинакан, Спитак, Кировакан.
12 декабря на посту ГАИ при въезде в г. Кировабад нарядом курсантов был задержан первый секретарь Кедабекского райкома партии Искандеров Закир Ирудин-Оглы, везший на служебной автомашине 150000 рублей, предназначенных участникам несанкционированных митингов и демонстраций в г. Баку5. 30 декабря 1988 года на пункт охраны общественного порядка с. Новосаратовка поступил сигнал, что лица армянской национальности, в нетрезвом состоянии,
5 Солопенко А. Нет правых, виноватых и святых // Орловский комсомолец. 1988. 11 мая.
100