Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Шабанов А.В. Охрана жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа...Автреферат

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
737.06 Кб
Скачать

(статья 296), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317), применение насилия в отношении представителя власти (статьи 318).

4. В части 2 статьи 296 УК РФ

следует изменить санкцию:

«2. ... - наказывается штрафом

.... , либо лишением свободы на срок до трех

лет».

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что в нем комплексно исследована охрана жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа. В диссертации теоретически изучены проблемы, связанные с охраной жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа. Предложены пути совершенствования законодательства об уголовной

ответственности за посягательство на жизнь и здоровье

сотрудника

правоохранительного органа.

 

Положения и предложения, выдвинутые в диссертации, могут эффективно использоваться в науке уголовного права и практике, в учебном процессе при преподавании курсов «Уголовное право РФ» и «Криминология и профилактика преступлений», для повышения уровня квалификации практических работников прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ, МВД РФ и суда.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации представлены в четырех научных статьях, опубликованных в журналах и сборниках Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». О научных выводах исследования сообщалось на межрегиональных научнопрактических конференциях молодых ученых, аспирантов, студентов, преподавателей вузов РФ в филиале Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» (Гуковском институте экономики и права) и на факультете повышения квалификации практических работников Министерства юстиции РФ в Южном федеральном округе.

Основные положения диссертации внедрены в учебный процесс Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» при изучении курсов «Уголовное право» и «Криминология и профилактика преступлений», а также в

11

практическую деятельность судей Северо-Кавказского окружного военного суда Российской Федерации.

Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих 6 параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения. Объем и оформление диссертационного исследования отвечают требованиям, предъявляемым ВАК России.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы; определяется степень

разработанности научной проблемы, объект и предмет, а также цели и задачи исследования; раскрывается его методология и методика; характеризуется научная новизна диссертации; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; показана теоретическая и практическая значимость исследования; содержатся сведения об апробации результатов диссертации.

Первая глава «История развития уголовного законодательства об ответственности за посягательство на жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа (отечественный н зарубежный опыт)».

Правоохранительные органы в России сложились только к XVIII веку.

Тем не менее, впервые охрана жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа была зафиксирована в тексте основного правового документа Древнерусского государства - Русской Правде. Хотя определения «сотрудник правоохранительного органа», в связи с отсутствием правоохранительных органов в то время, не существовало, но в указанном нормативно-правовом акте содержались статьи, посвященные охране жизни огнищанина, княжеского тиуна и других лиц, выполнявших функции определенно схожих с современными функциями правоохранительных органов РФ.

Русская Правда содержала аналогичный современным (ст. ст. 295, 296 УК РФ) состав преступления, предусматривающий ответственность за посягательство на жизнь и здоровье вирника - специального должностного лица, исполняющего

12

судебное решение. Функции вирника по Русской правде могут быть сравнимы с функциями судебного пристава-исполнителя.

Соборное Уложение 1649 года предусматривало обширный перечень деяний в отношении судьи, за совершение которых предусматривалось суровое уголовное наказание, вплоть до смертной казни. В числе которых, аналогично современному законодательству, включены и действия, направленные против жизни и здоровья судьи. Уголовная ответственность за причинение смерти наступала независимо от места совершения преступления («в приказе или где-нибуди»). В то же время ответственность за вред здоровью предусматривалась только тогда, когда причинение насилия совершалось при исполнении потерпевшим своих профессиональных обязанностей на рабочем месте - “в приказе”.

ВУложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года была усовершенствована классификация преступлений. Уложение разграничило нормы уголовного и процессуального права и выразило сложившееся к середине XIX века представление о правосудии как об объекте правовой охраны. Здесь впервые в российском законодательстве появляется целый раздел, посвященный преступлениям и проступкам против порядка управления, который предусматривал такие составы, как, например, неповиновение, насильственное или ненасильственное сопротивление, вооруженное или невооруженное иротиводействие власти.

Вданный период происходит учащение выступлений против существующего строя, как следствие - росло количество преступлений против жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов, так как именно они непосредственно охраняли порядок в стране. В этот период устрашение становится одной из основных целей наказания, а усиление репрессии посредством закрепления уголовной ответственности за посягательства на жизнь сотрудника различных ведомств, в том числе и правоохранительных органов, призвано было обеспечить нормальный порядок осуществления управления государством.

13

Глава VI «О неповиновении властям» содержалась в Уголовном уложении 1903 года, в которой предусматривалась ответственность за посягательства на жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа.

В Уголовном кодексе 1922 года в числе преступлений против порядка управления содержались нормы, охраняющие жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа.

В УК РСФСР 1926г. в.главе II закреплялась ответственность за преступления против порядка управления, а позднее преступления против порядка управления образовали главу, которая называлась «Иные преступления против порядка управления». Среди преступлений указанной главы отмечен состав, предусматривающий ответственность за оказание сопротивления власти (ст. 73 УК РСФСР).

Анализ глав УК РСФСР 1922 и 1926 года, посвященных охране порядка управления, позволяет сделать вывод о том, что в этот период у законодателя еще не сложилось достаточно определенного представления о порядке управления как объекте уголовно-правовой охраны, о чем свидетельствуют многообразие и неоднородность посягательств, объединенных в рассмотренных главах. В то время еще не было достаточно ясного представления о порядке управления в стране, то есть родовом объекте охраны общественных отношений и, следовательно, о круге криминальных деяний, которые подлежат обязательному включению в эту группу.

В УК РСФСР 1960 года получает официальное закрепление уголовно­ правовая охрана жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа. Так, в главе IX содержалась статья 191: сопротивление представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка. Впоследствии данная глава УК РСФСР 1960 года была дополнена статьей 1911: сопротивление работнику милиции или народному дружиннику” и статьей 1912: посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника, которые были введены Законом РСФСР 25 июля 1962года, что было обусловлено конкретизацией объекта уголовно — правовой охраны -

.14

порядка управления.

Ответственность за преступления против правосудия в России предусматривалась на протяжении всей истории. В СССР, в конце 8 0 - х годов, в целях совершенствования системы составов преступлений против правосудия, УК РСФСР 1960 года был дополнен статьей 1762 (об угрозе по отношению к судье и народному заседателю).

В истории развития российского и зарубежного уголовного законодательства (например, США, Франции, Казахстана, Болгарии, Польши и др.) отмечены нормы, направленные на охрану жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа.

Таким образом, как в ходе исторического развития, так и на современном этапе, как в России, так и в других странах, государство пыталось и пытается обеспечить охрану общественных отношений по отправлению правосудия, общественного порядка и общественной безопасности посредством закрепления уголовной ответственности за посягательства на жизнь и здоровье представителей власти различных ведомств. И хотя в истории уголовного законодательства термин «сотрудник правоохранительного органа» появился сравнительно недавно, тем не менее, в связи с тем, что правоохранительные функции выполнялись, можно с уверенностью говорить, что охрана жизни сотрудника правоохранительного органа имела место и в раннем законодательстве Древней Руси. И, несмотря на то, что во многих законодательных актах зарубежных государств не выделяется такого специального субъекта как сотрудник правоохранительного органа, тем не менее, анализ норм позволяет сделать вывод, что охрана жизни и здоровья указанной категории лиц предусматривается, так как в число должностных лиц, чья жизнь и здоровье охраняется уголовным законом, включаются и сотрудники правоохранительных органов.

Обнаруживается, что на всех этапах развития государства проблеме охраны жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа уделялось и уделяется повышенное внимание. Юридическая природа преступлений против жизни и

15

здоровья сотрудника правоохранительного органа с течением времени все более уточнялась и корректировалась, как в уголовном законодательстве России, так и в зарубежных странах. Следствием чего явилось включение в новый Уголовный кодекс РФ 1996 года ряда статей, посвященных охране жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа (ст. ст. 295, 296, 317 и 318). Это связано с тем, что законодатель в конце XX века пытается непосредственно обеспечить охрану развитых общественных отношений по отправлению правосудия, охрану общественного порядка и общественной безопасности, тем самым обезопасить сотрудника правоохранительного органа, который является непосредственным участником данных общественных отношений.

Глава вторая «Уголовно-правовая характеристика преступлений,

посягающих на жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа»

включает в себя два параграфа, в первом из которых - «Объективные признаки

преступлений, посягающих на жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа» - выделен видовой объект статей 295, 296, 317 и 318 УК РФ - общественные отношения, связанные с охраной жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа.

Несмотря на общность видового объекта, перечисленные посягательства расположены в разных главах Уголовного кодекса РФ, в зависимости от родового объекта, обе главы объединены в рамках раздела X «Преступления против государственной власти».

Интегрированным объектом статьей 295, 296, 317 и 318 УК РФ являются общественные отношения в сфере осуществления государственной власти.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных ст. 295, 296 УК РФ, является деятельность суда и других правоохранительных органов по обеспечению функционирования системы правосудия, для достижения целей и задач правосудия, установленных законом.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных ст. 317 и ст. 318 УК РФ, выступают общественные отношения в сфере порядка управления.

16

Основным непосредственным объектом ст. 295 и ст. 296 УК РФ являются общественные отношения, которые обеспечивают функционирование отдельных звеньев органов, составляющих в целом систему правосудия (суд, прокуратура, органы дознания, следствия, исправительные учреждения и другие).

Дополнительным непосредственным объектом ст. 295 УК РФ является жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (например, судьи, прокурора).

Дополнительным непосредственным объектом ст. 296 УК РФ является здоровье лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование.

При совершении преступления, предусмотренного статьей 317 УК РФ, основным непосредственным объектом выступает деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Дополнительным непосредственным объектом в статье 317 является жизнь сотрудника правоохранительного органа.

Основным непосредственным объектом ст. 318 УК РФ является исполнение представителем власти возложенных на него обязанностей, то есть управленческая деятельность, а дополнительным непосредственным объектом выступает здоровье и неприкосновенность, безопасность жизни указанного лица.

Под правоохранительными органами в Российской Федерации следует понимать совокупность государственных органов, специальной функцией которых является непосредственная борьба с правонарушениями и обеспечение законности в обществе.

К сотрудникам правоохранительных органов (к потерпевшим в рамках исследуемых составов) следует относить: судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, прокуроров, следователей, лиц, производящих дознание, яиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение

17

общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров, судебных исполнителей и судебных приставов.

Объективная сторона в ст. 295 и 317 УК РФ представлена в виде выражения «посягательство на жизнь».

Критике со стороны ученых-правоведов подвергается непосредственно термин «посягательство», который обладает двойственным характером:

1) выступает как обозначение покушения на совершение общественно опасного деяния;

5. может характеризоваться, как синоним непосредственно к понятию «преступление» в УК РФ.

Представляется, что с целью устранения двусмысленного толкования выражения «посягательство на жизнь», следует отказаться от данной формулировки ст. 295 УК РФ и ст. 317 УК РФ и предложить законодателю следующую редакцию данных статей:

Статья 295. Умышленное причинение смерти лицу, осуществляющему правосудие или предварительное расследование

Умышленное причинение смерти судье, присяжному заседателю или иному лицу, участвующему в отправлении правосудия, прокурору, следователю, лицу, производящему дознание, защитнику, эксперту, судебному приставу, судебному исполнителю, а равно их близким в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, -

наказывается Статья 317. Умышленное причинение смерти сотруднику

правоохранительного органа Умышленное причинение смерти сотруднику правоохранительного органа,

военнослужащему, а равно их близким в целях воспрепятствования законной

18

деятельности указанных лиц по охране общественного порядка обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность, -

наказывается ....

Это устранит разногласия между нормами Общей и Особенной части УК РФ, в частности при назначении наказания. Так, покушение на жизнь сотрудника правоохранительного органа будет рассматриваться как неоконченное преступление, при квалификации будет ссылка на ч. 3 ст. 30 УК, соответственно уменьшится и размер наказания в соответствии с частью 3 статьи 66 УК РФ, что будет способствовать соблюдению принципов законности, справедливости и гуманизма. С учетом предложенных диспозиций состав по конструкции данных преступлений будет материальный.

В статьях 296 и 318 УК РФ речь идет о применении к сотруднику правоохранительного органа как физического, так и психического насилия.

Под насилием против жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа понимается умышленное применение физической силы, в том числе с помощью оружия, предметов, используемых в качестве оружия, иных предметов и веществ, либо высказывания различного вида угроз в отношении потерпевшего, направленные на нарушение физической неприкосновенности, на причинение вреда здоровью сотруднику правоохранительного органа или на лишение его жизни, связанное с выполнением последним профессиональных обязанностей или из мести за такую деятельность.

На наш взгляд, существует пробел в уголовном законодательстве, так как здоровье представителей власти (например, судьи и прокурора) в ст. 296 УК РФ охраняется не одинаково. В связи с чем, необходимо в части 2 статьи 296 УК РФ изменить санкцию:

«2. ... - наказывается штрафом .... , либо лишением свободы на срок до трех лет».

Второй параграф «Субъективные признаки преступлений, посягающих на

19

жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа».

Субъективная сторона преступлений в статьях 295, 296, 317 и 318 УК РФ раскрывается через использование таких основных понятий, принятых в теории уголовного права, как вина, мотив и цель.

Преступления против жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа носят умышленный характер. Вина в форме умысла является обязательным признаком в статьях 295, 296, 317 и 318 Уголовного кодекса РФ.

Субъективная сторона криминальных деяний, предусмотренных статьями 295, 296, 317 и 318 УК РФ выражена в форме прямого умысла. Это связано с тем, что в диспозициях статей 295 и 317 УК РФ специальная цель —«воспрепятствование законной деятельности» и мотив —«месть за такую деятельность».

В статьях 296 и 318 УК РФ законодатель прямо не предусмотрел специальную цель, что порождает точку зрения в теории и практике, которая предусматривает косвенный умысел в этих статьях.

С целью упорядочения правовой практики, основанной на общих теоретических воззрениях, мы предлагаем включить в части 1, 2 статьи 296 УК РФ и статьи 318 УК РФ специальную цель и предложить следующую редакцию:

Статья 296. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования

«1. Угроза убийством, причинением вреда здоровью, ... в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, -

наказывается ....

1. То же деяние, совершенное ... в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, -

наказывается ...».

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти «1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, ... в целях

воспрепятствования законной деятельности указанного лица либо из мести за такую

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]