Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2511

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
14.16 Mб
Скачать

Семья Тюменцевых

 

Тимофей

Леонид

Физа

Андрей

Мария

Василий

Валентина

Николай

Елена

Владимир Сергей

Ирина Ольга

Горжусь своими предками!

Хмелевский Юрий, гр. МТ-08Д1 (научный руководитель к.и.н., доцент А.А. Козлова)

К 80-летию Татарского района Новосибирской области в августе 2005 г. была издана книга «Нам здесь жить». И мне очень приятно, что в этой книге есть статьи о моей семье: прапрадедушке Юрченко Дмитрии Марковиче, дедушке Хмелевском Михаиле Алексеевиче и его братьях Хмелевском Алексее Алексеевиче и Трофиме Алексеевиче, бабушке Мелиховой Галине Михайловне.

53

Сначала хотел бы рассказать о своем прапрадеде – Юрченко Дмитрии Марковиче (2.11.1898–15.08.1983). В 1928 г., в период раскулачивания, родители моего прапрадедушки были сосланы в Западную Сибирь со своими детьми как кулаки.

Таким образом они оказались в Татарском районе, Новосибирской области, в д. Городенка. В это время дедушка Митя уже имел справку об окончании фельдшерской школы в г. Гродно. В сентябре 1919 г. через эту деревню проходил карательный отряд Колчака, который арестовывал молодых ребят и увозил с собой. Так молодой фельдшер Юрченко Дмитрий Маркович попал в этот отряд, где в то время свирепствовал тиф. Бойцы Красной Армии шли за отрядом колчаковцев по пятам и в г. Белово Кемеровской области разгромили его. Встреча с Конной армией Буденного, освободившей пленных, сыграла большую роль в жизни Дмитрия. Бойцом армии Буденного он и прошел всю Гражданскую войну в должности фельдшера. На фотографии запёчатлён отряд бойцов, где служил мой прапрадедушка (на фото он в четвертом ряду, третий слева).

В годы Гражданской войны медицинских работников было очень мало, а их работа очень высоко ценилась как в Белой, так и в Красной Армии. Дмитрий не участвовал в боевых действиях, так как в это время оказывал помощь раненым, спасая их жизни. После окончания войны он вернулся в д. Городенка к своей семье. В 1928 г. прапрадедушка был направлен в село Дмитриевка, где был открыт первый медпункт, в

54

качестве заведующего. В это время он познакомился с Филичкиной Ольгой Максимовной (2.07.1902–2.01.1980), которая работала в то время санитаркой в том же медпункте. С августа 1941 по май 1942 г. Дмитрий Маркович был заведующим райздравотделом. В 1954 г. была организована участковая больница в селе Евгеньевка, которую сначала возглавил Щербенев Григорий Федорович, а затем Юрченко Дмитрий Маркович.

Когда же в 1956 г. был организован Дмитриевский врачебный участок, в который вошли Гонихинский, Евгеньевский, Первомихайловский, Никулинский, Платоновский, Козловский, Кузнецовский, Первомайский филиалы, то прапрадедушка стал жить и работать в селе Дмитриевском.

Ещё в 1926 г. он вступил в партию, а в середине 1950-х гг. был награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель». О моём прапрадеде до сих пор с уважением отзываются люди, которые знали его лично.

В семье Юрченко Дмитрия и Ольги родилась дочь Маша (моя прабабушка). В 1938 г. она вышла замуж за Хмелевского Михаила Алексеевича. Почти всю жизнь она проработала учителем в Дмитриевской школе. Несколько лет до ухода на пенсию была заведующей промышленногомагазина.

Продолжить рассказ хочу о своём прадедушке Хмелевском Михаиле Алексеевиче и его братьях.

…Сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну вызвало у трудящихся Татарского района ненависть к врагу. На проходящих тогда митингах жители района выражали непреклонную волю сделать все для разгрома врага. В первые дни масса заявлений была подана в военкомат, в РК партий с просьбой отправить на фронт. Всего в годы войны из города и района на фронт ушло 14 120 человек. Шли по

призыву и добровольно. Уходили на войну целыми семьями. Из семьи Хмелевских на войнуотправилось трое сыновей.

Достойную память о себе оставили несгибаемые сибиряки – братья Хмелевские.

Мой прадедушка, Хмелевский Михаил Алексеевич (1911 г.р.), на

55

фронт был призван в ноябре 1941 г. В Калуге, где были сформированы 7 сибирских дивизий, он зачислен в 51-й отдел телефонистом. Воевал на Втором Украинском фронте Орловско-Курской дуги. Участвовал в освобождении Бухареста, Кишинева, Молдавии. Получил ранение в ногу, лежат в госпитале г. Свердловска.

Прадед был награжден: орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Отвагу», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 19411945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейной медалью «70 лет Вооруженных Сил», знаком «25 лет Победы». Он очень дорожилсвоими боевыми наградами.

Демобилизовался он 25 октября 1945 г. После работал в селе Дмитриевка заведующим «Заготзерно», затем – председателем сельпо, завхозом Дмитриевской участковой больницы.

Второй мой прадед, Хмелевский Трофим Алексеевич (1915–1992), первый бой принял 30.07.41 г. под Киевом на юго-западном Белоцерковском направлении. Был зачислен в 227-ю стрелковую дивизию, где служил Аркадий Гайдар, который был примером человека

исолдата. В конце 1941 г. в одном из боёв за село Семигор, Богуславского района, Киевской области он был тяжело ранен в ногу, оказался в селе, занятом фашистами, но, благодаря двум деревенским мальчишкам, которые отыскали его в заваленной землёй яме, вытащили

иподсказали куда ползти, остался жив.

Куда только не бросала его дальше судьба: Северный фронт, Подмосковье, Курская дуга, Восточная Пруссия, затем – Забайкальский фронт, Монголия… А после окончания войны – служба в пограничных войсках в Закавказье. После отставки он переехалвгородТатарск.

Он встална защитуза свой народ,

иужепозади Юго-Западный фронт, Воронежский фронт,Забайкальский… И вотопятьего долг за собоюзовет. Вот Ладога, вот и дорога по ней–

инет на сегоднядороги главней!

56

Всякое пришлось увидеть и пережить солдату. Что-то с годами стиралось из памяти... Но бой на украинском Семигорье он не смог забыть. И вот через 38 лет в канун 25-летия освобождения Украины от захватчиков он приехал туда вновь. Шесть дней ходил он по местам боев 1941 г., встречался с жителями села Семигорье. Теплые и трогательныевстречибылиивг.Реутове (в Подмосковье).

Мой прадед стоял у истоков создания в г. Татарске историкокраеведческого музея, открытого 1 июля 1985 г. До конца жизни он вел активный образ жизни.

Трофим Алексеевич Хмелевский имел множество наград: ордена Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону Киева», «За победу над Японией», юбилейными медалями «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», знак ветерана первого корпуса ПВО, «Отличник погранвойск»IIстепени.

С какими славными людьми Пришлосьпожизнивстретиться, А если перечислить всех –

То сразу не поверится...

Буденный.Баграмян, Гайдар Не раз совет давали,

И молодомукомсомольцу Какдругу,рукужали.

И, словно заглянув вперед, Мальчишкепредсказали, Что ждут его за подвиг тот Наградыи медали.

Что будеторден той звезды, Что свет во веки непогаснет, Что будеторден той войны, Чтожизньсравнялассмертью.

57

Замечательным человеком (так о нем говорят все те, кто его знал) был инвалид первой группы Хмелевский Алексей Алексеевич (1921– 2006). До начала войны он работал первым секретарем райкома комсомола Кыштовского района Новосибирской области. В 1940 г. стал курсантом военно-политического училища Дальневосточного округа в г. Хабаровске.

Войну лейтенант Хмелевский начал заместителем командира роты по политической части. Сражался на 1-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. А в августе 1943 г. направлен в Киевское танковое училище имени Тимошенко. Закончив его в апреле 1944 г., он стал заместителем командира танковойроты.

Рота была брошена на спасение Варшавы. В сентябре 1944 г. Алексей стал командиром роты. В ожесточенном бою его танк был подбит. Из горевшей машины командира роты вытащили товарищи чуть живого. Только на пятые сутки он пришел в сознание, но говорить и двигаться так и не смог. Из варшавского госпиталя его перевезли в госпиталь Ташкента, затем в город Молотов (ныне Пермь). Два года врачи вели борьбу за его жизнь.

Мать– роднаяземля! Тыих всехприняла Всех,кто грудьюсвоей Погибалза людей. Погибал,пострадал, Ранамсчетпотерял. Выжил,пулейпробит, Молодой лейтенант-инвалид. Кто связалтеслова?

Их связала война...

И только в 1947 г. инвалид первой группы Алексей Хмелевский с сопровождающим прибыл в г. Татарск. На вокзале он обратился к девушке-телефонистке Ольге с просьбой позвонить брату… Так судьба свела его с будущей женой, надежной опорой в жизни, ставшей его счастьем, единственной любовью. Работать он не мог, но пока учились дети в школе, был председателем родительского комитета в школе,

58

затем общественным воспитателем несовершеннолетних. И этот мой прадед имел награды: орден «Отечественной войны» I степени, медали «За Отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», медалями Жукова, «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 19411945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Вооруженных Сил», «70 лет Вооруженных Сил», знаком «25 лет Победы».

Встречались братья Хмелевские ежегодно у мемориала в день 9 мая со своими друзьями-фронтовиками.

Беда позвала из родного гнезда. Война черной тучей закрыла дома. Три брата один за другим уходили...

Теплои любовьлишьссобойзахватили.

Из глаз материнскихстекала слеза: Придутли живыми,незнала она. Победной весной зазвенела земля.

И в дом друг за другом вошли сыновья...

Рассказывая о своих прадедах, я испытываю огромное чувство гордости за них, которые вместе со всеми защищали свою землю, не дали ее захватить. Они – герои! Вся их жизнь может послужить примером для современной молодёжи.

Страницы семейной истории

Шемет Михаил, гр. ОПУТ-07А1 (научный руководитель к.и.н., доцент Н.В. Кабакова)

Период от середины 60-х до середины 80-х гг. XX в., когда политическое руководство страны возглавлял Л.И. Брежнев, называют временем застоя, временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно

59

закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественнополитической системы. Знаменовал начало нового витка советской истории октябрьский (1964) Пленум ЦК КПСС, на котором произошла смена руководства партии и страны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР – Н.В. Подгорный.

Еще при Н.С. Хрущеве видные советские экономисты выступали с предложениями радикальной экономической реформы, суть которой состояла в переходе от административной, командной экономики к рыночным отношениям. Эта идея была поддержана Хрущевым, а после его отстранения от власти разработку новой экономической реформы возглавил Косыгин. Решениями мартовского (1965) и сентябрьского (1965) пленумов ЦК КПСС эта реформа получила формальное одобрение и поддержку со стороны партии. Суть реформы 1965 г. можно свести условно к трем важнейшим направлениям. Во-первых, это были перемены в структуре управления народным хозяйством, при этом были воссозданы союзные и союзнореспубликанские министерства. Во-вторых, произошла коррекция системы планирования, предполагалось оценивать результаты производства по реализованной продукции. И наконец, совершенствовалось экономическое стимулирование. Оно включало изменение системы ценообразования, улучшение оплатытруда.

Такова официальная история. Подобные строки можно было бы прочитать в газетах, на страницах учебников, услышать по радио. А как в действительности жили в то время советские люди?Что на самом деле стояло за всеми этими речами советских и партийных деятелей?

Для того чтобы это понять, я хочу передать рассказ своей бабушки Людмилы Михайловны о жизни в тот период. В 1960 г. ей было уже 25 лет, она была замужем, и у неё было двое детей – моя мама и её брат, мой дядя. Бабушка и дед к тому времени окончили Омский сельскохозяйственный институт и уехали работать по распределению в д. Ново-Николаевка, Асиновского района, Томской области как молодые специалисты. В те годы после окончания учебного учреждения все студенты в обязательном порядке распределялись по государственным предприятиям, где должны были отработать несколько лет. Бабушка работала зоотехником, а дед– механиком.

Жизнь в той деревне была, по рассказу бабушки, нищая. Дома –

60

деревянные, никаких тротуаров. Заборы по всей улице были сделаны из колышков, которые приносили из тайги. Деревня была выстроена в одну улицу. Была там тольконачальная школа.

Жили мои дедушка и бабушка в деревянном доме с русской печкой. Внутри стояли деревянные лавки, один большой стол, железные кровати, табуретки и сундук. Вся мебель была самодельной, ведь купить ее было негде и не на что. Воду брали в колодце или ходили на речку, которая протекала за огородом, прилежащим к бабушкиному дому. На всю деревню был один магазин, в котором иногда что-нибудь продавали, когда привозили товары из города.

Одежды практически не было никакой, и в основном бабушка шила её сама. Когда шли дожди, на ноги надевали резиновые сапоги, а когда выпадал снег, то переходили на валенки. Туфли и ботинки – это была уже роскошь. Основная одежда – телогрейки да тулупы. Питались в основном картофелем и тем, что вырастет на огороде. Да еще ягоды и грибы собирали в лесу, а рыбу ходили ловить на речку. Если была возможность, держали кур и поросят, так как в магазине мясо не продавали. Жизнь была очень трудной, денег получали мало. А чтобы поехать в крупный ближайший город, а это был Томск, надо было из деревни доехать до г. Асино на автобусе, откуда и ходила электричка до Томска. От Асино до Томска было примерно 300 км. Это была деревня очень глухая, а дальше была только однатайга.

В1968 г. мои бабушка и дедушка со своими детьми – 4-летней моей мамой и 10-летним её братом – переехали в Омск, т.к. в городе проживали родственники моего дедушки. Поначалу они жили в бараке, который располагался на территории завода, на котором они работали. Вся семья располагалась в одной комнате, где стояли диван, металлическая кровать с пружинной сеткой, шифоньер, детская кроватка, в которой спала моя мама. Были еще деревянный круглый и кухонный столы, а еду готовили в общей кухне.

Работали оба на заводе: дед – механиком, а бабушка – бухгалтером. Жили, как и прежде, бедно, но дружно. Летом ходили купаться на Иртыш, гуляли в парке, катались на качелях. Моя мама в детский сад не ходила: он находился далеко и нужно было ездить на автобусе, который ходил очень редко, и из-за этого бабушка оставляла

ееодну дома, закрытую на замок. А брат ездил вшколу.

Вначале 1970-х гг. родители моей мамы получили новую квартиру от предприятия, на котором они работали, и там они живут до сих пор. Бабушка и дедушка были очень рады этому событию, ведь

61

жилье давалось по спискам предприятий, которые насчитывали 15002000 человек рабочих и ИТР (инженерно-технических работников).

Обстановка в квартире была практически та же, что и в бараке, только позже, спустя несколько лет, появился чёрно-белый телевизор, холодильник и стиральная машина. Дом расположен на проспекте Мира. Во дворе дома стояла деревянная беседка, в которой играли все дети, у каждого подъезда было по две деревянные лавочки, подъездные двери тоже были деревянные.

Жизнь становилась иной. Как вспоминает бабушка, зимой тогда чаще всего одевались в зимние пальто из драпового материала с цигейковыми воротниками и шапки из меха кроликов. А летом носили ситцевые платья. В магазине можно было купить колбасу за 2 рубля 20 копеек, которая называлась «Молочная», молоко продавалось в стеклянных бутылках, которые можно было сдавать за деньги обратно в магазин (как сейчас сдают стеклопосуду в приёмный пункт). Булка серого хлеба стоила 16 копеек, а белого – 20 копеек. Конфеты «Подушечки»стоили 1 рубль за килограмм.

Рассказала бабушка и о том, как изменилась ситуация впоследствии. В 1980-х гг. на основные продукты питания была введена талонная система, то есть выдавались специальные карточки, по которым можно было приобрести эти продукты по норме: 3 кг сахара, 3 бутылки водки, 400 грамм сливочного масла в месяц на человека. К томуже приходилось стоять вкилометровых очередях.

Мои родители учились в те годы в средней школе. Они закончили 10 классов. Затем поступили в институт, но поскольку был большой конкурс, то им пришлось учиться на вечернем отделении, что предполагало дневную работу на заводе или на предприятии, а вечером, с 18.00, – учёбу в институте. Конечно, это было очень непросто.

В семье и с соседями по дому жили всегда дружно, а новогодние праздники вообще отмечали всем подъездом. Среди ближайших домов был всего один домашний телефон, и находился он в квартире моей бабушки. Поэтому к ней все бегали и просили позвонить. Выход в город по этому телефону осуществлялся через коммутатор: этот телефон был служебный, ведь деда часто вызывали на работу.

Еще у моего деда был мотоцикл «Иж–Юпитер–3» с люлькой и красные шлемы. На нём каталась вся семья.

А позже мои дядя и мама поехали на толкучку, чтобы купить мотоцикл для него. Этот мотоцикл «Ява» был приобретен за 900 рублей, которые копились почти 3 года.

62

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]