Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2049

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
2.78 Mб
Скачать

История повторилась в другой линии: прадед увел мою прабабкукрасавицу (снова Арину!) прямо с вечеринки от жениха!

Прабабушка Софья (ее я еще увидела и запомнила на всю жизнь: она – женщина необыкновенной доброты и импозантности) трижды встречалась лично с И.В. Сталиным! Среди моих родных – военная летчица, ее расстреляли в Бабьем Яре. Есть ученица Надежды Константиновны Крупской, сохранилась даже фотография, на которой они – рядом.

Среди мужчин моей семьи были богатые скотопромышленники, кузнецы, рыбаки, председатели сельсоветов и колхозов, директор ремзавода. И за каждым человеком – история.

Так мой дед, Эдуард Павлович, был очень светлый, добрый человек. Большой специалист в своей профессии, один из лучших первых работников нашего Омского нефтезавода. Он очень любил мою бабушку, называл ее «моя яблонька», жаль, что вместе они прожили недолго. Он ушел из жизни в 33 года. Когда его хоронили, пришлось перекрывать движение на проспекте Мира в районе Дворца культуры имени Малунцева, так много народа пришло проводить его в последний путь. Он оставил после себя 3-летнего карапуза, моего папу. Когда я увидела большой снимок Эдуарда Павловича, я замерла на месте – у нас обоих «двойная улыбка», две складочки с одной стороны от губ, когда улыбаемся. Приподняв папе усы, я увидела там тот же «фирменный знак», вот что значат гены. Как было бы здорово, если бы я принесла людям столько добра и радости, сколько сделал мой дед!

Наша родня гордится своей многочисленностью. У нас это называется «клан Мельниковых». После многочисленных свадеб фамилий в нашей семье прибавилось, но ДУХ остался прежним. Самая большая ценность в семье – это умение родниться, приходить на помощь в трудную минуту. Я как будто слышу главные слова, которые иногда негромко, но душевно произносились за городом на даче, где на все лето собирались все внуки: «Самое главное – это семья».

А еще я хочу написать о трех вещах, присущих нашему семейному клану. Первое – это особое отношение к детям. Дети у нас

– то, вокруг чего вертится энергия. Если праздники – непременно со сценариями, живой музыкой, костюмами! Настоящие спектакли. Когда мы подросли, то стали готовить для младших сами, даем

отдохнуть поколению родителей. Детей уважают, ценят. Все семьи – большие книголюбы. Поэтому нам нескучно вместе и всегда узнаешь друг о друге что-то новое, интересное.

Второе – это наши «сборы». На дни рождения или просто так… «потому что захотелось»! Это такая штука – когда собирается 20–25 человек и все друг другу рады. И будут угощения, красивые тосты (у нас любят и умеют говорить друг другу хорошие слова), а потом обязательно песни под фортепьяно. Иногда мы так поем, что приходят соседи поучаствовать, потому что им становится завидно, что у нас такое задушевное пение.

Ну и третье – это отношение к животным. Почти в каждой семье есть любимый кот или собака, который является полноправным членом. И это важно, потому что если ребенок любит с детства животных, то совершит в жизни много хорошего для наших меньших братьев.

Как жаль, что мы не встретились – мои дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки! Только я все равно чувствую, что они живут – в наших семейных традициях, в памяти, в сердце! Спасибо им, что они были, что они были такими. Как знать, может быть, лет через 50–60, моим правнукам тоже захочется написать «Историю моей семьи». И я надеюсь, что им не придется за меня краснеть. Они смогут гордиться своими родственниками и оценят одно из главных богатств человека – его РОД!

КТО ОНИ, МОИ ПРЕДКИ?

О. Фирсов, гр. ТГВ

Мои предки приехали жить в Сибирь в начале XX века. Байков Иван и Софья перебрались с Украины в 1906 году в село Андреевка Саргатского района во время столыпинской реформы.

Их дочь Акулина вышла замуж за Самосватова Устина Михайловича. Устин Михайлович был русским умельцем. До революции держал лавку, разводил пчёл, шил шапки и шубы. Его

жена была домохозяйкой, помогала мужу. Устин Михайлович утонул

в1945 году.

УАкулины и Устина было пять детей: три дочери и два сына. Прасковья, Татьяна, Софья и Дмитрий были неграмотные, работали в колхозе. Андрей стал военным, участвовал в Великой Отечественной войне, был в звании старшего лейтенанта, имел награды.

Татьяна вышла замуж за Кузюкова Павла Тимофеевича. Его отец, мой прапрадед, Кузюков Тимофей Захарьевич, был образованным человеком, а по складу характера очень добрым. Матерью Павла была Анна Кузьминична, всю жизнь проработавшая в колхозе. Кроме того, у них было еще шесть сыновей и три дочери. Все братья получили высшее образование. Иван работал в селе Андреевка в сельском совете. Илья во время Великой Отечественной войны руководил подпольной организацией Ленинградского обкома партии, за что был казнён немцами. Григорий был военным лётчиком. Георгий занимал руководящие должности в торговле. Павел имел три высших образования: педагогическое, сельскохозяйственное и партийное (закончил высшую партийную школу в Москве). Он работал педагогом, преподавал историю, читал лекции по экономике, затем стал первым секретарём райкома партии в Тюменской области.

После женитьбы в семье Павла, моего прадеда, родились дети: четыре дочери и сын. Виктор работал шофёром, Нина – учителем. Света стала швеёй на фабрике «Большевичка», являлась профсоюзным лидером фабрики, два раза была делегатом съезда Верховного Совета. Полина трудилась мотористкой на нефтезаводе.

Кузюкова Зоя Павловна проработала 45 лет учителем, она является отличником народного просвещения, ветераном труда, награждена медалью «За доблестный труд».

Кузюкова Зоя (моя бабушка) вышла замуж за Фирсова Алексея Гавриловича. Алексей к этому времени завершил

обучение

в

машиностроительном

Кузюкова Зоя Павловна

техникуме. Затем он поступил в вечерний университет

Слева направо: Кузюковы Павел Тимофеевич, Анна Кузьминична, Тимофей Захарович. В центре – Зоя Павловна

марксизма-ленинизма, который закончил с красным дипломом, позже он учился в политехническом институте на факультете литейного производства. Я горжусь своим дедом, ведь Алексей Гаврилович был награждён медалями «Знак почёта», «За доблестный труд», он является заслуженным ветераном

Сибзавода, где проработал 50 лет! Отец Алексея и мой прадед –

Фирсов Гаврил Никифорович – был уроженцем Орловской области деревни Ярыгино. В 12 лет он уехал на Донбасс, где всю жизнь проработал шахтёром. Был награждён орденом Ленина, медалью «За доблестный труд», министерскими грамотами. В начале Великой Отечественной войны Гаврил Никифорович продолжал работать шахтёром на Донбассе. Во время эвакуации по приказу Сталина был оставлен взрывать шахты. В 1941 году

Фирсов Гаврил

эвакуировался в Караганду. Женат он был на Ольге Дмитриевне.

Фирсов Гаврил с женой Ольгой

У Зои Павловны и Алексея Гавриловича родились два сына – Виктор и Игорь, и дочь Наталья. Фирсов Игорь Алексеевич – мой отец, он закончил СибАДИ, имеет свой бизнес. Моя мать, Михайлюта Галина Анатольевна, закончила мединститут, работает врачом.

ЛУЧШИЙ ДИРЕКТОР

В. Ферулева, гр. 11 ЭУН

Имя – это фантазия и желание родственников выбрать что-то особенное для своего ребенка. Я у родителей – первый ребенок, а у дедушек и бабушек – первая внучка. Имя мне выбирали все и долго.

Вариантов было много: папа предлагал назвать меня Еленой, мама – Валерией, но бабушки и дедушки были против. В этом нелегком деле принимали участие даже сослуживцы моих родственников, которые отвергли имя Полина. Мама до сих пор смеется, вспоминая это.

Но наконец-то было найдено имя, которое обсуждению не подлежало и сразу понравилось всем – Валентина!

Дедушку Валентина Ивановича поздравили с тем, что внучку назвали в его честь. А как были довольны обе бабушки – Валентина Ивановна и Валентина Николаевна! Мамина подруга уверена, что девочку назвали в ее честь… и еще. В день моего рождения исполнилось 50 лет Валентине Сергеевне, бабушке моей двоюродной сестры. И я – Валентина Сергеевна. И теперь семья моей сестры ходит на день рождения сразу к двум Валентинам Сергеевнам.

Имя «Валентина» означает «сильная, могучая». Действительно, все Валентины, каких я знаю, такие. Я тоже стараюсь полностью соответствовать своему имени.

Кроме того, родители моей мамы – абсолютные тезки – Корниенко Валентина Ивановна и Корниенко Валентин Иванович. Судьба каждого из них очень интересна. Но здесь я расскажу о своем дедушке.

У каждого человека есть привычки, по которым можно определить его характер. Вот, например, если он по утрам на холодном ветерке, стоя на снегу, может обливаться холодной водой или в апреле-мае, когда вода в реке еще холодная, искупаться, то, несомненно, такую натуру к ординарным не отнесешь. Этому человеку наверняка присущи воля, умение контролировать свои желания и эмоции. Валентин Иванович Корниенко все эти

закаливающие процедуры повторяет довольно часто. Может быть поэтому, хоть и приближается юбилейная дата, в июле ему исполнится 70 лет, внешне он выглядит гораздо моложе. Такой русский крепыш – энергичный, жизнерадостный, полный сил и желания действовать.

Тремя годами раньше забот и дел у дедушки было непочатый край. Это его жизненный рекорд – 49 лет он проработал на Кормиловской нефтебазе, откуда и ушел на заслуженный отдых. Все, что здесь построено, налажено – дело его рук и коллектива, который он возглавлял.

– Вызвал меня начальник управления, – вспоминает Валентин Иванович, – и говорит: «Ты, Валентин, составь мне подробный план, как будешь проводить реконструкцию нефтебазы. Нужно в твоем хозяйстве наводить порядок. По-старому мы работать не можем, а чтобы трудиться по-новому, нужны другие условия для приема и отпуска нефтепродуктов. Вот и подумай, с чего начнешь?»

Состоялся этот разговор в начале шестидесятых годов. Именно на то время пришлось начало капитальной модернизации всего нефтебазового хозяйства Омского управления Главнефтеснаба, которое в полной мере коснулось Кормиловской нефтебазы. За первые два года они «перетащили» и «выставили» в единый ряд все имеющиеся на нефтебазе резервуары. Согласно техническим ГОСТам и своему опыту, считай, заново проложили трубопроводы. За десять лет к пяти клепаным резервуарам развернули еще двадцать восемь – современных. Построили гараж, склады, санблок с русской баней.

Чего не успел построить Корниенко, так это контору. Вернее, здание он построил: компактное, по-своему комфортное для работы, но не такое «крутое», как на других отделениях, а возводили в то время типовые двухэтажные административные здания. Он на свои кабинетные условия меньше всего обращал внимания, больше на производство. За это даже получил выговор. Настоял на том главный бухгалтер управления, но дед на него не в обиде. Дело в том, что Валентин Иванович для очередного строительства использовал часть средств, предназначенных на капитальный ремонт, так многие делали. Объект возвели, а отчитаться за основные средства – откуда они появились? – он вовремя не сумел. На нарушение дедуля шел сознательно, зная, что выиграет производство.

В то время дед был уже опытным директором и когда заходил в управление, его называли «лучший директор». А пошло все от работавшего тогда заместителем генерального директора по капитальному строительству. Это он как-то в разговоре так назвал дедушку. Валентин Иванович вначале его слова воспринял как скрытую иронию, а потом понял, что сказано было от души. Он никогда не бравировал этим, а старался работать на совесть. Это ему удавалось. Так удачно сложилось в его жизни, что свои способности, профессиональные знания он вложил в конкретное дело, которое перенял от своего отца.

…Если покопаться в архивах ОАО «Сибнефть – Омскнефтепродукт», то впервые фамилию Корниенко мы встретим в документах от 1935 года. Именно тогда отец Валентина Ивановича – Иван Матвеевич – поступил на работу весовщиком на Кормиловскую нефтебазу.

– «Было мне тогда всего два года, – рассказывает дедушка. – Зачем и почему наша семья переехала в Кормиловку, я не знаю, но этот переезд многое предопределил в судьбе моей и моих близких. Вскоре отец пошел на повышение – его назначили приемосдатчиком».

Человеком он был уважаемым и должность по тем временам занимал приметную. В Кормиловском районе его знали многие, ведь на нефтебазу за керосином и соляркой ехали со всего района. Жить бы да радоваться, но в семью пришло горе – умерла моя мама. Отец долго переживал, но нужно было растить и воспитывать меня и сестру. Он вновь женился. Так я обрел вторую маму и сводного брата Александра, а потом родилась и вторая сестра.

В 1941 году отца призвали в действующую армию. Служить и воевать в годы Великой Отечественной войны ему пришлось на Дальнем Востоке. Но оставленное им на время дело помогало выжить нашей семье. Тогдашний директор нефтебазы, чтобы поддержать нас, взял на подсобную работу старшего брата Александра, а когда тот закончил семь классов, устроил в бухгалтерию счетоводом-кассиром, где он и работал до возвращения отца из армии. Для Александра эта работа стала удачной ступенькой в освоении профессии управленца. Позднее он переехал в город, работал в обкоме партии.

После возвращения из армии отца как фронтовика вновь взяли на прежнюю работу. В 1950 году его не стало – сказались тяжелые условия службы, фронтовые передряги. И вновь Кормиловская нефтебаза поддержала нашу семью. Теперь уже я стал здесь работать, приняли меня на работу весовщиком.

В1952 году я был призван в армию и служил в Германии. После демобилизации вновь вернулся в Кормиловку и работал на нефтебазе приемосдатчиком, продолжал учиться в вечерней школе, позднее поступил и окончил Саратовский нефтехимический техникум. В 1952 году с поста директора нефтебазы ушел старый управляющий, и я принял у него директорский портфель. С тех пор и работал директором Кормиловской нефтебазы до 2003 года.

Внашем акционерном обществе работает и моя сестра – Лидия Ивановна, сейчас – лаборантом в отделении розничной реализации, до того трудилась в управлении, в отделе качества. Вот так складывалась наша династия Корниенко. Омскнефтепродукту отцом, братом, сестрой и мною в общей сложности отдано без малого сто лет.

Немалый срок. За этот период так много изменилось в жизни и на производстве, что сравнивать вчерашний и сегодняшний день – задача неблагодарная.

Жизнь моего дедушки далеко не идеальная. Часто на его пути попадались люди, желающие ему как-то насолить. Он мне рассказал историю, как на Кормиловском бюро райкома партии в угоду одному человеку, который хотел занять престижную по тем временам должность директора нефтебазы, попытались без каких-либо оснований освободить дедулю от работы и направить его в колхоз бригадиром. Когда он в первый раз услышал это, то остолбенел. Его супруга Валентина Ивановна, по образованию санитарный врач, в то время возглавляла районную санитарную службу, и работы ей в деревне не было. «Кем же она будет работать там, – спросил он на бюро, – дояркой?». Благо время все расставило на свои места. Крепкую поддержку он получил от начальника управления, очень

уважаемого человека. Тот сказал: «Смотри в оба, если начнут ломать через колено, звони, я людьми не разбрасываюсь!»

Валентин Иванович получал предложения и о смене места работы – на повышение. Но так сложились обстоятельства, что он остался жить в Кормиловке и, по сути, построив Кормиловскую нефтебазу, в ее нынешнем состоянии сам же ее закрыл. Сейчас она находится на консервации. Порой дедушка заходит туда по каким-то делам и сожалеет, что производство остановилось. Однако по натуре он оптимист и прекрасно понимает, что время диктует свои требования и экономический интерес прежде всего.

Интерес же его жизни сейчас – забота о ближних, их проблемы. Сын Владимир, получив высшее образование и удачно проявив себя в избранном деле, остался в связи с ликвидацией предприятия без работы. Признаться, в свое время думал дедушка, что он продолжит его дело и дело прадеда. Да вот не выходит. Время по-другому расставляет акценты.

И все же Корниенко-старший как натура энергичная не сидит на месте, пытается помочь сыну. Это тоже в его характере – помогать людям.

Он очень нежно относится к своим внукам, мы тоже его очень любим. Но, к сожалению, мы не сможем продолжить династию нефтяников. Мой старший двоюродный брат пошел по стопам другого деда, а я по папиной тропинке, и оба учимся в СибАДИ, двоюродная сестра занимается профессиональным спортом, а самая маленькая внучка готовится стать медиком.

Вот такой он – «лучший директор», обладатель медали почетного нефтяника и многих других наград, Валентин Иванович Корниенко, которого и по сей день в управлении многие знают в лицо и всегда рады встрече с ним.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]