Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

341

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
441.97 Кб
Скачать

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЛОВКОСТИ

Методические указания для преподавателей, тренеров,

аспирантов, студентов и спортсменов

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

Кафедра физической культуры

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЛОВКОСТИ

Методические указания для преподавателей, тренеров, аспирантов,

студентов и спортсменов

Составители: О.П. Головченко, Р.В. Литвинов, И.Л. Ляликов

Омск

СибАДИ

2011

1

УДК 378 ББК 075

Рецензент канд. пед. наук, доц. В.А. Блинов (СибГУФК)

Комплексная оценка двигательной ловкости: методические указания для преподавателей, тренеров, аспирантов, студентов и спортсменов / сост.: О.П. Головченко, Р.В. Литвинов, И.Л. Ляликов. – Омск: СибАДИ, 2011. – 24 с.

Данные методические указания знакомят специалистов физической культуры и спорта, а также непосредственных участников физического и спортивного воспитания с основами построения движений человека, а также с авторской методикой комплексной оценки самого высокого уровня двигательных возможностей человека – ловкости.

Ил. 3. Библиогр.: 6 назв.

© ФГБОУ ВПО «СибАДИ», 2011

2

ВВЕДЕНИЕ

Движение – основа существования человека. Движение настолько естественно и неотъемлемо от нахождения его в окружающей среде, что даже незначительная потеря двигательных способностей делает любого из нас болезненно осторожным и психически напряженным. Всю свою жизнь люди осваивают, развивают и совершенствуют различные виды бытовых и производственных движений, в том числе и спортивных, однако только некоторые из них занимаются изучением и развитием двигательных возможностей человека профессионально.

Необходимо отметить, что, несмотря на значительное количество исследований и огромный практический опыт в данной области, стройной единой системы подходов к изучению и практическому использованию этой стороны человеческого организма до сих пор не существует.

Хотя более полувека назад известным отечественным нейрофизиологом Н.А. Бернштейном была создана фундаментальная научная база для изучения природы движений и разработаны основные подходы к исследованию и использованию двигательных возможностей человека независимо от сферы их приложения [1], уровень достижений в этой области по-прежнему находится на уровне использования практических моделей известных специалистов. И в первую очередь это относится к начальной стадии изучения движений – к их оценке и классификации как в связи с известными рекомендациями Н.А. Бернштейна, так и в связи с мотивированным совершенствованием в медицинеи физической культуре [2].

Более того, сегодняшний уровень физического развития, с которым приходят в институты абитуриенты, требует самой серьезной оценки не только в смысле определения их двигательных возможностей, но и в смысле объективной их личностной ориентации на предмет дальнейшего двигательного развития, предельным значением которого является ловкость [1]. К сожалению, на сегодняшний день ловкость как физическое качество присутствует менее чем у одного процента первокурсников. Более того, каждый десятый юноша не в состоянииподтянутьсянаперекладине [3].

3

В предлагаемой вашему вниманию методической разработке предпринята попытка связать известную теорию двигательных возможностей человека [1] с авторской практикой комплексной оценки двигательной ловкости в направлении анализа физических возможностей человека и выявления направлений их дальнейшего совершенствования.

ПОСТРОЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ

Мозг человека – настоящее многоэтажное сооружение, строительство «этажей» которого шло поочередно в процессе эволюции [3].

Низовой отдел взрослого человеческого мозга, не считая нижестоящих вспомогательных центров уровня мышечного тонуса, соответствует палладиуму лягушки. Следующий этаж – стратиум, возглавляющий двигательные мозговые устройства уровня пресмыкаю-

щихся и птиц. Еще выше пирамидная двигательная система (ПДС)

коры полушарий мозга. Она возникла позднее – с появлением млекопитающих. В процессе эволюции новые образования подчиняли себе более старые. Затем, уже после образования ПДС, в мозгу сформировались еще как минимум две корковые системы, возглавившие уже и ПДС. Самая верхняя и новая, несомненно, существует только у человека, составляя его исключительное преимущество перед всеми животными.

Человек рождается «мозговым недоноском», на дозревание которого требуется не менее двух лет жизни. Дозревание мозга в процессе жизни идет постепенно, система за системой вступает в строй в определенные плановые сроки, все более и более обогащая двигательные возможности ребенка.

Известным последователем Дарвина Геккелем был открыт биологический принцип (принцип Геккеля), названный им биологическим законом, по которому все важнейшие ступени эволюции живого в истории развития вида повторяются в виде краткого «конспекта» в начале развития каждой особи. Этот принцип очень хорошо виден, в частности, на совмещенных фотографиях зародышей человека, собаки, курицы, черепахи в соответствующие сроки созревания [1, 3]. Схожесть их удивительная.

4

Точно так же мозг человека вызревает в порядке развития живого мира. Младенец рождается на свет с начальным уровнем палладиума. Он не может стоять, ходить, владеть туловищем и шеей, не умеет пользоваться конечностями. Он только неуправляемо брыкается. К концу первого года жизни он уже встает, ползает на четвереньках, начинает ходить и бегать.

К концу второго года жизни у ребенка развивается пирамидная двигательная система – он уже осмысленно издает звуки, двигается (хотя еще очень не точно), обращается с вещами (ест ложкой, открывает коробки, рисует карандашом и т. п.) и, наконец, осваивает новую стадию речи – называет предметы! Он уже вместо «Я не хочет» говорит «Я хочу»! Но, хотя анатомически мозг в первые два года жизни формируется практически полностью, до завершения двигательного развития ему еще очень далеко. У него в голове, как в системном блоке нового компьютера, еще нет двигательных программ и набора памяти.

Функциональное дозревание мозга завершается в двигательном плане к 14 – 15 годам. Обогащаясь в развитии, человек последовательно учится пользоваться зрительными и чувственными восприятиями, осваивает все новые и новые (количественно и качественно) виды движений, «наращивает» все новые и новые отделы головного мозга, т. п. огромное количество степеней свободы человеческого тела требует управления в архисложном варианте с непрерывным слежением и коррекцией абсолютно всех малейших перемещений его частей и всего его в окружающей среде.

Развитие ощущений – на их базе сенсорных коррекций и далее, совершенствование самих движений ведут к тому, что высокоразвитый мозг совсем по-другому упорядочивает и осмысливает информацию, поступающую от органов чувств. Сами коррекции движений также совершенствуются, улучшая качество движений в сторону их координирования и упрощения за счет, как говорят, хорошей техники их выполнения. Благодаря зрению и мышечному чувству в управлении движениями появляются новые синтетические формы восприятия пространства, величины и формы предметов, времени. По мере развития наши чувства не просто видят, ощущают, слышат – они взаимодействуют с окружающей средой активно, деятельно – они смотрят и

5

видят, ощущают и слышат – и изучают! Это и шероховатость и форма предмета, мелодия звука, температура как часть климата и т. п. уже есть память и аналогии! Здесь образуется удивительный синтез взаимодействий движений и чувств, ведущий к еще более удивительному миру сенсорных коррекций. Остается только удивляться и восхищаться человеческим мозгом и человеческим телом, тому, как они непрерывно осваивая и совершенствуя все новые и новые и более сложные движения, также непрерывно запоминают, кооперируют и «замыкая накоротко», упрощают схемы движения, создавая их уровни и фоны, формируя двигательные стереотипы, определяя «по ходу» основные ведущие уровни и вспомогательные обеспечивающие фоны. Именно поэтому, но уже в условиях большой подготовительной работы (т. е. в тренировках!) у человека появляются двигательные навыки и автоматизмы.

УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ

Парашютист и прыгун с трамплина, ребенок, вставший на ноги и замерший от удивления, фигурист в позе ласточки – в эти моменты равновесие осуществляется благодаря действию «глубокого фундамента движений …фона всех фонов» [3] – уровня А (рис. 1). Приведенные выше примеры – одни из немногих, где этот уровень выступает в роли ведущего.

Уровень А и выполняемые им движения – доказательство нашего «рыбного» происхождения. Его роль – осуществлять удержание

тела в положении равновесия с окружающей средой без ощутимо-

го действия силы тяжести. Этот уровень представляется действиями мускулатуры туловища и шеи. Так было в начале, в глубокой древности, так осталось и сегодня. Осваивая новые движения с помощью конечностей, человек получал и новые, более высокие уровни движений от В и выше. Уровню А осталась роль фона всех более высоких уровней движения. В поведении «стволовой» части тела – туловища и шеи, держащей голову, преобладают плавные, упругие, выносливые движения. Это приспособительное, подвижное поддерживание представляет собой смесь равновесия и движения – статики и динамики. Оно удачно названо «статокинетикой» [3].

6

Рис. 1. Многосвязная система управления движением: А, В, С, Д, Е – уровни построения движений в обозначениях Н.А.Бернштейна, где А – уровень палеокинетических регуляций (мышечный тонус); В – уровень синергий и штампов (мышечно-суставных увязок); С – уровень пространственного поля (локомоции и точностные движения); Д – уровень действия (ловкость); Е – уровень сим-

волических координаций (антиципация – предвосхищение событий)

7

Движения же конечностей сильны, резки, чередуются туда и обратно. Они сплошь и рядом динамичны. Появление такого характера движений явно было вызвано выходом жизни из водной среды на сушу. Появился «повышенный» спрос именно на твердые, резкие «сухие» движения. В это же время сформировались и конечности, с которыми возник и новый уровень В, более «верховный» по отношению к уровню А.

«…Костно-суставные устройства и нервно-мышечная система развивались, взаимно все время влияя друг на друга, но первую скрипку заведомо играла нервно-мышечная система… По самой грубой схеме уровни А и В поделили между собой территорию тела: уровню А – ствол и опора, уровню В пришлось принимать участие и в работе мышц туловища, поскольку старинные и слабоватые «моторы» уровня А не управлялись с мощными и быстрыми движениями всего тела и отставали от конечностей. Наоборот, для уровня А нашлось … ответственное применение в управлении движениями конечностей … в качестве «уровня фонов» [3].

Что касается направления действия уровня А, то он обеспечивает фоновое напряжение мышц конечностей и руководит напряжением и «работой» мышц туловища и шеи. Нарушения осанки, вялость мышц тела, головокружения – сигналы неблагополучия уровня А, являющегося необходимой предпосылкой для ловкости через хорошую двигательную координацию.

Исторически по мере развития животного мира шло развитие движений и аппарата управления ими – головного мозга. Важной ступенью этого развития было формирование и совершенствование отдела, руководящего движением конечностей, т. е. уровнем В.

У этого уровня в основе уже лежит принцип «сенсорных коррекций». Сложная «мозговая» конституция этого отдела [1,3,4,5,], организующая в себе палладиумы, галямусы, мозжечок, спинной мозг и многое-многое другое, обеспечивает всю телесную чувствительность (внешнюю и внутреннюю) и на базе этой информации – мышечносуставную деятельность и ее коррекцию. Этот уровень В мастерски управляет ритмом движений, обеспечивает чередование работы мышц-антагонистов и доводит до автоматизма повторяемость характера и ритма движений при их цикличности. Именно благодаря ему возможно образование двигательных навыков и автоматизмов.

8

Недостатком уровня В является его сравнительно слабая связь с рецепторами зрения и слуха. Прекрасно управляя внутренней организацией движений, он не может в должной мере приспособить сложное и стройное движение к внешним условиям, к реальной окружающей обстановке для того уровня, который будет обеспечивать соотношения движений тела и окружающей среды, уровень В, в свою очередь, обеспечит необходимый фон. Т. о., он, как ранее уровень А для него, послужит фоновым уровнем для следующего, более сложного,ведущегопоотношениюк нему, уровнюС.

Уровень В работает по большей части без привлечения сознания, он хорошо приспособлен к усвоению жизненного опыта, к построению новых координаций и к хранению всего этого в кладовой двигательной памяти. В зрелом возрасте подобных «запасов» бывает так много, что появляется целый набор автоматизмов, который, по выражению Н. А. Бернштейна, является «фонами на заказ». Человеку, обладающему хорошо отработанной коллекцией таких фонов, гораздо легче (по сравнению с менее «запасливыми»!) без промедления найти дви-

гательныйвыходизлюбого положения.

Уровню В также подвержена пластика тела (гибкость) – это движения ноги, сладостной истомы, нежности, потягивания и т. п.

Уровень С, или уровень пространства, занимает в головном мозге два этажа. Взаимодействуя с двумя разнородными системами дви-

гательных нервных центров и двумя системами чувственной сен-

сорной коррекции, он, являясь тем не менее одним уровнем, имеет четкие, только ему присущие характерные черты 3 . Класс двигательных задач этого уровня очень стар, он уходит в те времена, когда после выхода из воды животные начали осваивать сушу и воздушное пространство, когда образовались конечности и телерецепторы, когда потребовались не только локомоции, но и точность движений в достижении цели.

В пирамидной двигательной области коры головного мозга и чувствительной области проприоцептивных ощущений формируется из огромного количества сигналов от нервных клеток синтез восприятия пространственного поля как основа двигательной деятельности уровня С.

9

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]