Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

148

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
312.46 Кб
Скачать

А.В.ДРОЗДКОВ

ХЛЕБОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КРИЗИС В СИБИРИ В 1927/28 ГГ.

Учебное пособие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНАЯ АКАДЕМИЯ

(СибАДИ)

А.В. Дроздков

Хлебозаготовительный кризис в Сибири в 1927/28 гг.

Учебное пособие

Омск Издательство СибАДИ

2001

ББК 65.422+63,3

Рецензенты

Д 75

 

доктор исторических наук, профессор В.Д.Полканов, кандидат исторических наук, доцент М.Н.Савиных

Работа одобрена социогуманитарным советом СибАДИ в качестве учебного пособия по Отечественной истории для студентов всех специальностей

Хлебозаготовительный кризис в Сибири в 1927-1928 годах: Учеб. пособие./Дроздков А.В. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. -

В учебном пособии анализируется сложная хлебозаготовительная ситуация в 1927/28 гг. Показано состояние сельскохозяйственного рынка, описана поездка И.В.Сталина в Сибирь, применение чрезвычайных мер против крестьянства, публикуются документы и материалы ЦК ВКП(б)

Табл. 1. Библиогр.: 17 названий

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......…………………………………………………………………4

1.Состояние хлебозаготовительного рынка Сибири осенью 1927 г………………………………………………………………....6

2.Поездка И.В.Сталина в Сибирь.......…..................…..………………18

3.Массовые репрессии против крестьянства......……………………..25

Заключение ..................…………………………………………………….33

Вопросы и задания....................................................…………………. 36

Документы и материалы....…......................................………………... 38

Библиографический список..........................……………………………50

ВВЕДЕНИЕ

Новая экономическая политика (НЭП) - объект пристального внимания научной общественности нашей страны. Коренной поворот во взаимоотношениях с крестьянством, широкое использование товарно-денежных отношений, рыночных механизмов, развитие многообразных форм кооперации составляли основные структурные элементы НЭПа.

Одной из важнейших проблем в изучении НЭПа по-прежнему остается проблема исследования государственной политики регулирования рынка, и в частности хлебозаготовительного. Вовлечение деревни в рыночные отношения привело к столкновению крестьян с Советской властью, к напряжению на хлебозаготовительном рынке. Анализ эволюции хлебозаготовок в 1921-1929 гг. позволяет выделить ряд ее специфических этапов.

На первом этапе - 1921/23 гг. - основной, характерной чертой организации хлебозаготовок является сочетание налогового и рыночного механизмов отчуждения хлебопродуктов у производителей. В рамках данного этапа эволюции заготовительной системы особо следует выделить 1921 г., когда государство, исходя из расстройства денежной системы и неизжитых “военно-коммунистических” иллюзий, пыталось организовывать непосредственный товарообмен с крестьянством. В 1922/23 гг. неналоговые заготовки ведутся на наиболее свободной в условиях НЭПа рыночной основе. Хлебный рынок был демонополизирован: в качестве юридически равноправных оптовых покупателей на рынке выступали ряд крупных и множество мелких государственных и кооперативных организаций, частные торговцы. Все государственные и кооперативные заготорганизации были достаточно самостоятельными и вступали в конкурентную борьбу как с частным капиталом, так и друг с другом. Ка- ких-либо ограничений на деятельность частника в этот период практически не было. Столь либеральное отношение государственных органов к хлебному рынку было следствием низкого уровня, закупочных цен, которые устанавливались относительно высокими, обусловленные в эти годы валовыми сборами зерна, неразвитым в силу обнищания населения спросом и давлением на рынок значительных масс бесплатного для государства продналогового хлеба.

Второй период - 1924/27 гг. - характеризуется действием противоположных тенденции: с одной стороны, с отменой в 1924 г. натурального и переходом к денежному налогу расширялась сфера товарно-денежных отношений; с другой - эта тенденция оказалась в значительной мере ограниченной и деформированной вследствие постоянного государственного вмешательства в сферу экономики. В условиях изменения рыночной конъюнктуры (увеличение спроса на хлеб при товарном голоде и, как следствие этого, значительное ко-

лебание цен) государственные органы идут на отказ от рыночного механизма ценообразования и устанавливают для основных государственных и кооперативных заготовителей директивные закупочные цены. Конкуренция со стороны не связанного с директивными ценами частника устанавливается путем его изгнания из межрайонного хлебооборота и ограничения его деятельности в рамках внутрирайонного хлебооборота. Параллельно с этим происходит централизация государственного и кооперативного заготаппарата и лишение его коммерческой самостоятельности. Монополизация хлебного рынка, попытки лимитирования заготовительных цен наталкивались на сопротивление крестьянства, которое периодически прекращало подвоз хлеба на рынок. Возникшие в этой связи заготовительные трудности нейтрализовались экономическими методами - подъемом закупочных цен.

Третий период - 1928/29 гг. - характеризуется нарастающим переходом от коммерческих к продразверсточным методам изъятия сельскохозяйственной продукции у производителя. Такой переход происходит в условиях ожесточенной полемики в партийном и государственном руководстве. Некоторое снижение валового сбора и заготовок в условиях разбалансированности цен (декретирование необоснованно низких цен на хлеб) предопределило естественное экономическое поведение основной массы крестьянства - снижение предложения хлеба на рынке. Переход к внешнеэкономическим, репрессивным методам происходил постепенно и расширялся в масштабах: применение 107 ст. УК в кампании 1927/28 гг., “урало-сибирского” метода заготовок в 1928/29 гг., новый налоговоразверсточный принцип заготовок в 1929/30 гг., переросший фактически в массовое раскулачивание. Государственная монополия и жесткое ценообразование вступали во все большее противоречие с естественными закономерностями развития товарного крестьянского производства и явились отражением общего противоречия между административно-командной природой государственной власти и многоукладной экономикой с имманентно присущей ей то- варно-рыночной основой.

Хлебозаготовительный кризис 1927/28 гг. занимает центральное место в изучении сельскохозяйственного рынка в условиях НЭПа. Общая трактовка кризиса в отечественной историографии выглядит следующим образом. В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, неурожая в ряде районов сократилась продажа зерна и других продуктов государству. Наученные горьким опытом, горожане бросились раскупать основные потребительские товары. Это явилось дополнительным стимулом для крестьян припрятать подальше хлеб. Осенью 1927 г. с прилавков городских магазинов исчезли масло, сыр, молоко. Потом начались перебои с хлебом. Для ликвидации

кризиса были предприняты чрезвычайные меры: в деревню для выколачивания хлеба были отправлены 30 тыс. членов партии. Сам Сталин отправился в Сибирь. Он разрешил местным партийным работникам применять к крестьянам, не сдающим хлеб, меры уголовного воздействия.

Анализ причин кризиса и поиски путей выхода из него привели к формированию двух точек зрения. Сталин считал, что кризис вызван нарушением экономических пропорций. Слишком слабая промышленность не может обеспечить выпуск необходимых товаров. Товарный голод не позволяет получить у крестьян хлеба экономическим путем - в обмен на промтовары. В то же время мелкое крестьянское хозяйство в принципе не способно удовлетворить потребности растущей промышленности. Крупный же производитель - кулак сознательно саботирует хлебозаготовки. Сталин предложил сконцентрировать все финансовые и материальные ресурсы на решении проблемы индустриализации и заняться переустройством сельского хозяйства для создания высокотоварных коллективных хозяйств, которые не только эффективнее индивидуальных, но и больше соответствуют социалистическому идеалу.

Иного мнения придерживался Н.И.Бухарин. Он полагал, что к кризису привели чисто субъективные моменты: не был создан резервный фонд промтоваров; рост денежных доходов деревни не был сбалансирован налогами, что обострило товарный голод; были установлены низкие закупочные цены на хлеб. Бухарин предложил устранить все названные причины. Он был не против создания крупных коллективных хозяйств, но считал, что основой аграрного сектора еще длительное время должны оставаться индивидуальные крестьянские хозяйства,

Таким образом, лидеры партии разошлись во взглядах на причины хлебозаготовительного кризиса. Если Бухарин выступал за эволюционную политику, которая позволила бы крестьянскому большинству и частному сектору процветать и “врастать в социализм” через рыночные отношения, то Сталин выступал за проведение радикальной политики в отношении крестьянства, опираясь на право “сжимать всех в один кулак”. Анализ хлебозаготовительного рынка в Сибири дает дополнительный материала проблеме, ибо именно в Сибирском регионе начались первые “эксперименты” по выходу из хлебного кризиса.

1. Состояние хлебозаготовительного рынка в Сибири осенью 1927 г.

Сибирский край в годы НЭПа являлся одним из крупных хлебных районов страны. О характере хлебозаготовительного рынка можно судить по централизованным коммерческим закупкам хле-

бопродуктов в 1923-1927 гг. Если в 1923/24 гг. было закуплено 15309,0 тыс. пудов хлебопродуктов, то в 1924/25 гг. - 48602,7, в 1925/26 гг. - 52159,9 и в 1926/27 гг. - 80244,3 тыс. пудов. Особенно сильный рост хлебозаготовок произошел в 1926/27 гг. План централизованных заготовок за год был перевыполнен на 30,3 % - по сравнению с 1925/26 гг., а закупки хлеба в районе увеличились в полтора раза (на 53,9%), Доля Сибири в общесоюзных плановых заготовках повысилась с 8,5 до 11,7%. За хлебозаготовительную кампанию в крае было заготовлено 61324,5 тыс. пудов пшеницы, 9232,4 тыс. пудов крупяных культур и 2662,5 тыс. пудов маслосемян. Доля пшеницы в общих заготовках возросла с 56 до 76%, а доля ржи уменьшилась с 19,9 до 11,5%.

Столь значительный успех в хлебозаготовках был обеспечен проведением ряда организационных мероприятий. Сложившаяся вначале 1920-х годов система государственных централизованных заготовок хлебопродуктов, частично реформированная в 1924/25 гг., была радикально перестроена накануне заготовительной кампании 1926/27 гг. Основным содержанием этой перестройки явились: монополизация и централизация хлебного рынка страны, его территориальный и функциональный раздел между лишенными всякой самостоятельности плановыми государственными и кооперативными организациями; постанова внепланового хлебооборота под жесткий государственный контроль.

Программа монополизации и централизации хлебной торговли была принята высшими органами страны. Исходя из опыта заготовительных трудностей 1925/26 гг. в резолюции апрельского (1926 г.) Пленума ЦК ВКП(б) “О хозяйственном положении и хозяйственной политике” отмечалось: “Разрешение затруднений настоящего хозяйственного года не исключает возможности возникновения новых затруднений в дальнейшем. В частности, при реализации нового урожая. В настоящее время нет необходимых данных для того, чтобы определить размеры нового урожая и составить хотя бы примерный план его реализации. Но весьма вероятно, что перед лицом нового урожая государственная промышленность вновь может оказаться недостаточно вооруженной вследствие отсутствия необходимых резервов как в сырье, так и в готовых изделиях”.

Значительную роль в реализации крестьянами своего товарного хлеба сыграла также государственная политика сохранения устойчивых заготовительных цен, вытеснения с рынка внеплановых и частных заготовителей.

Таким образом, достижения на хлебозаготовительном рынке в 1926/27 гг. были восприняты большинством руководителей партии и государства как подтверждение правильности избранного курса в аграрной политике. Достигнутые успехи создали впечатление полного овладения всеми процессами хлебного рынка и всеми рычагами, на него воздействующими. Казалось, что регулирующие меро-

приятия настолько эффективны, что при некотором их совершенствовании они смогут быть достаточными для решения задач следующего 1927/28 гг. хлебозаготовительного года.

По предварительным расчетам валовой сбор хлебов по Союзу должен был составить 4644 млн пудов, что было на 132 млн пудов, или на 3%, меньше, чем в 1926 г. На величину урожая повлияло сокращение прироста посевных площадей. В период с 1923 г. по 1927 г. посевы под зерновыми ежегодно увеличивались в среднем на 5-7%, а в 1927 г. - только на 1,1%. Тем не менее незначительное падение валового сбора позволяло с полным основанием утверждать, что в стране будет собран третий подряд хороший урожай. В соответствии с ожидаемым сбором строился и заготовительный план, согласно первоначальному варианту которого предполагалось закупить 600 млн пудов зерновых и зернобобовых и 40,4 млн пудов маслосемян.

Однако, по мнению ряда экспертов, существовали и вполне реальные основания для увеличения этого плана. Имелись в виду значительно возросшие за два предыдущих урожайных года запасы хлеба внутри крестьянских хозяйств. Утверждалось, в частности, что крестьянские запасы выросли за 1926/28 гг. на 313 млн пудов, а за 1925/26 гг. и 1926/27 гг. - на 500 млн пудов. Это, по разным оценкам, давало в 1927/28 гг. прирост товарного выхода хлебопродуктов по сравнению с предыдущим годом в размере от 5 до 10%. Основываясь на подобных выкладках, объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) (июль 1927 г.) сделал вывод о том, что “наличие в результате двух удовлетворительных урожаев значительных хлебных запасов в деревне позволяет в предстоящем году расширить хлебозаготовительный план”. В результате план централизованных закупок зерновых и зернобобовых по союзу был увеличен до 675 млн пудов, т.е. в ходе заготовительной кампании 1927/28 гг. планировалось закупить не менее 87% товарного хлеба.

В Сибири прирост посевных площадей оказался значительно выше, чем в среднем по стране. За год общая площадь посевов зерновых культур выросла на 11,0%, площадь под пшеницу - на 14,4%. Урожайность зернового поля в то же время оказалась ниже, чем в 1926 г. Если тогда с одного гектара было собрано 9,1 ц, то в 1927 г. - 8,7 ц. Общая урожайность зерновых снизилась за счет пшеницы (с 8,2 ц/га в 1926 г. до 7,8 ц/га в 1927 г.). Сбор ржи с единицы площади, напротив, вырос с 8,4 до 8,8 ц/га. Изменилась и география урожая. На западе Сибирского края он понизился примерно на 13%, в то время как на востоке увеличился примерно на 20%.

Считалось, что размер товарных излишков зерновых хлебов и маслосемян в Сибирском крае выше, чем в целом по стране, и заготовительный план по Сибири был принят в размере 82 млн пудов, т.е. на 2 млн пудов больше предыдущего.

Сторонники троцкистской оппозиции в Сибири считали, что

60-70% товарного зерна находится у кулаков. Руководители же Сибирского края, наоборот, считали основными держателями хлеба середняка и на этом строили заготовительную кампанию на всем ее протяжении. Председатель Сибкрайисполкома Р.И.Эйхе заявлял: “Говоря о хлебозаготовках, некоторые товарищи интересовались, у кого теперь остался хлеб в деревне. Они дали такой ответ, что хлеб остался сейчас у кулака. Это неправильная установка, неправильное предложение... хлеб остался сейчас главной массой у середняка. Наша задача соответствующим способом этот хлеб извлечь от середняков”.

Итак, насколько был реальным заготовительный план для Сибири в 82 млн пудов? Здесь уместно отметить, каким образом определялась товарная продукция. 0сновным материалом должен служить хлебофуражный баланс, составляемый государственной статистикой (Сибстатотдел). Однако практика предыдущих лет показала, что этот материал не мог быть вполне приемлем. Так, в 1924/25 гг. товарные излишки по хлебофуражному балансу 1924 г. были определены в 46 млн пудов, фактически же было заготовлено

вплановом порядке 48 млн пудов. Но, принимая во внимание, что роль частного капитала на Сибирском рынке была значительна и, кроме того, часть хлеба была приобретена внеплановым порядком, непосредственно сибирским потребителем, общий размер заготовок

вкампании 1924/25 гг. надо определить не менее 55 млн пудов. Таким образом, с товарными излишками по балансу здесь определенное расхождение.

Вследующей хлебозаготовительной кампании 1925/26 гг. по балансу Сибстатотдела товарные излишки определились 103 млн пудов, а заготовительный план определили в 85 млн пудов. К концу года получили 52 млн пудов. Снова разница почти на 50% между фактическими заготовками и товарными излишками.

Вкампании 1926/27 гг. по хлебофуражному балансу Сибстатотдела, составленному в октябре 1926 г., товарные излишки вместе

сзапасами составили 120 млн пудов, а заготовки с июля 1926 г. по июль 1927 г, выразились в 80 млн пудов, или 65% товарных излишков. Опять большое несовпадение.

Следовательно, заготовительный план на протяжении 1924/26 гг. составлялся приблизительно, без учета реальных возможностей крестьянских хозяйств. Эта проблема имела не только региональный, но и союзный характер.

По хлебофуражному балансу Сибстатотдела валовой сбор всех видов хлебов 1927 г. определялся в 346 млн пудов, что выше валового сбора 1926 г. на 6,3 млн пудов. После покрытия всех нужд у сельского населения размер товарных излишков зерновых хлебов и маслосемян от урожая 1927 г. определялся в 75,1 млн пудов, а вместе с запасами у населения от урожая прежних лет потенциальные рыночные остатки хлеба для 1927/28 гг. составили 102,7 млн

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]