Добавил:
418108@mail.ru Все материалы за бакалавриат (год выпуска 2023) еще не все Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Zachet_IGPZS.docx
Скачиваний:
141
Добавлен:
05.12.2020
Размер:
125.03 Кб
Скачать
  1. Особенности и закономерности возникновения и развития государств Древнего Востока

Понятие «Древний Восток» в исторической науке традиционно используется для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки.

Самыми благоприятными для обитания человека явились долины Нила, Евфрата, Янцзы, Хуанхэ, Инда и Ганга. В этих областях раньше, чем в других регионах получила развитие система земледелия, основанная на ирригации и характеризующаяся устойчивыми урожаями. В связи с этим здесь появился прибавочный продукт, что привело к разложению первобытнообщинного строя и зарождению классового общества и государства.

Общественное и государственно-правовое развитие государств Древнего Востока имеет свою специфику, прежде всего длительное сохранение сельской общины, основанное на натуральном хозяйстве, а потому замкнутой в себе как экономически, так и политически.

Консервация общинных структур сдерживала развитие частной собственности на землю, поэтому в восточных обществах долго преобладали полупатриархальные формы эксплуатации, прежде всего посредством внеэкономического принуждения в интересах правителя, жречества, родоплеменной верхушки.

Удельный вес труда рабов был невелик, но постоянно возрастал. Возрастали и становились все более разнообразными и формы эксплуатации свободных и покоренных племен.

Протогосударства образовались именно в древневосточных цивилизациях (в Древней Месопотамии, В Древнем Египте, в Древней Индии и Китае) в процессе разложения родовой общины. Они возникли в результате разделения труда, усложнения управленческих функций. Лица, осуществляющие управление, превратились в сословие знати, стоящей над рядовыми общинниками.

Первоначально государственные структуры складывались на основе отдельных племен, либо племенных союзов и в их территориальных границах. Возглавлялись они нередко потомками племенных вождей. В результате завоеваний мелкие государства превращались в большие, относительно централизованные. Сельская община в таких государствах оказывала огромное влияние на формы земельной собственности и способы эксплуатации.

Община была непосредственным владельцем земли. Её собственнические права на землю определялись наличием собственно общинных земель и правом контроля над земельными наделами общинников. Но государство при этом являлось верховным собственником земли и получало с общинников ренту – налог.

На Востоке отсутствовали четкие социально-классовые границы, а социально-правовой статус индивида не всегда совпадал с его социально экономическим положением.

Тем не менее, можно выделить три основных социальных слоя:

1) господствующие верхи, куда входили светская и духовная аристократия, верхушка армии, состоятельные группы земледельческих общин;

2) свободные мелкие производители – крестьяне и ремесленники, добывающие хлеб своим трудом;

3) различные категории лиц, лишенных средств производства, к которым относились и рабы.

Раннее государство является более развитой политико-административной структурой и отличается от протогосударств более обширной территорией, заселенной людьми, принадлежащими к различным родам и племенам.

Также, в ранних государствах существует иерархическая, сложная система администрации, которая делится, как правило, на три уровня:

  • Центральный. На центральном уровне уже существует специализация функций управления (контроль за ремесленным производством, военная деятельность, руководство аппаратом управления, забота об общественных храмах).

  • Региональный. На среднем уровне специализация функционирует слабее

  • Местный. На низшем, – как правило, отсутствует. Главное значение на низшем уровне приобретает функция организации общественных работ (рытье каналов, строительство дамб, сооружение храмов, усыпальниц монархов, строительство общественных дорог, оборонительных стен).

Все общественные работы являлись обязанностью крестьян-общинников, которые работали на них в свободное от сельскохозяйственных работ время. В ходе этих работ возрастал авторитет глав общин, которые являлись главными организаторами общественных работ.

В раннем государстве произошло возникновение религиозной идеологии, которая воздействует на общественное сознание. Правитель предстает в глазах современников или в качестве сына бога (сын бога солнца Ра, в Египте), или самого бога. В ранних государствах люди считали, что правитель наделен определенными сверхчеловеческими способностями, и все течение природной и социальной жизни подчинено его влиянию.

В период раннего государства возникли элементы новой формы собственности, а именно, частной собственности, не существующей в протогосударствах.

Причинами возникновения частной собственности являлись: возрастание продуктов материального производства, которые превышали общественные потребности.

Излишки появились как в результате совершенствования форм хозяйствования. Материальные излишки и рабочая сила постепенно становились товаром, образовался рынок, где обращались товары и услуги, а, следовательно, возникла необходимость в деньгах, как в средстве общего эквивалента.

В этот период развития государственности появляются новые институты: система принуждения и институционализированного закона.

В протогосударстве власть лидера опиралась на его престиж и авторитет. Элементы принуждения и насилия, а также закон еще отсутствовали, хотя постепенно все это вызревало. Сакрализация правителя постепенно способствовала его авторитету и содержала в себе потенцию принуждения, поскольку её носитель, наделенный священным могуществом, обладал правом на действия, которым его подданные не могли противостоять.

Первоначально принуждение применялось в связи с военной функцией государства. Появление внутри страны пленных, которых обратили в рабов (вначале коллективных, позже – частных) означало перенесение принуждения и насилия внутрь общества.

При этом институционализация принуждения объективно ускорялась и, в силу того, что раннее рабовладение имело коллективные формы, при этом, первым господином рабов являлось государство в целом. Поэтому, практика принуждения и насилия породила единообразный и общеобязательный регламент. Именно таким образом, (хотя и с вариантами), проходил процесс возвышения развитого государства.

Институционализация принуждения и насилия явилась тем решающим стимулом, который привел в движение еще один важнейший процесс, завершившийся на стадии развитого государства. Речь идет об институционализации закона как такового, - закона как материализованной государственной воле, воплощенной в регламентированной норме, обязательной для исполнения всеми членами общества. Нормы, регулирующие отдельные, первоначально разрозненные элементы общественных отношений, приобретали с течением времени тенденцию к консолидации в компактную, по возможности непротиворечивую систему, призванную разрешать коллизии, которые могут возникнуть в более обширных сферах человеческого бытия, одной или даже нескольких смежных, - сферах, которые ныне принято именовать отраслями права.

С теоретической точки зрения, частная собственность представляла опасность для функционирования командно-административной системы, так как избыточный продукт попадал непосредственно в руки частных собственников, минуя стадию перераспределения государственными структурами. Коллективные формы ведения хозяйства, практикуемые в древневосточных обществах на протяжении многих предшествующих тысячелетий, превратили в аксиому общественного сознания представление о том, что собственность принадлежит всем одновременно и никому конкретно.

Постепенное, шедшее с нарастающей интенсивностью делегирование верховной власти в руки сакрализованного правителя, о котором шла речь в предыдущих разделах, сопровождалось одновременным делегированием ему и функций верховного собственника.

Процесс деперсонализации верховной власти имел одним из своих важнейших следствий оформление институтов господствующей формы собственности, каковой являлась собственность государственная. Конечным результатом действия указанных тенденций явилось возникновение феномена власти-собственности, две составные части которого (власть и собственность) слиты в нерасчленяемое единство.

При этом следует со всей определенностью подчеркнуть, что в указанном единстве, рассматриваемом как с сущностной, так и с генетической точки зрения, неоспоримый приоритет принадлежал именно власти, а собственность всегда квалифицировалась как нечто вторичное и производное от нее. Реальные права собственности возникали из функций власти; принадлежность к власти превращала индивида в собственника.

Было определено положение частной собственности по отношению к собственности государственной – положение второстепенное, подчиненное и зависимое. Частная собственность получила возможность функционировать исключительно лишь с соизволения и под покровительством властей.

Обрисованный выше процесс политогенеза не только определил сущность общественной и политической организации, окончательно сложившейся в странах Древнего Востока, но и обрисовал возможные пути ее последующей эволюции. Квалифицирующими признаками этой организации, принципиально отличающими ее от античных обществ европейского образца, являлись: приоритетное положение государственной формы собственности над частной; отсутствие различий между рентой собственника и государственным налогом; феномен власти-собственности, фактически растворяющий гражданское общество в государстве. Явившись порождением косности и консерватизма протекавших на Востоке общественно-политических процессов, древневосточное государство проявило тенденцию к максимальной устойчивости, к самосохранению, к принципиальному неприятию каких-либо объективных перемен и субъективных нововведений.

Соседние файлы в предмете История государства и права зарубежных стран