Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Франция 1945-1990.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
205.31 Кб
Скачать

Франция в 90-е гг.

Новые парламентские выборы 1993 г. проходили при полном преобладании оппозиционных партий. В апреле 1995 г. президентом республики после двадцати лет борьбы за этот пост стал Жак Ширак. Смертельно больной Миттеран оставил сложное наследство. На протяжении многих лет во французском обществе сохранялась высокая социальная напряженность, хроническими стали проблемы безработицы и отставания в динамике модернизации от ведущих стран Запада. В то же время Миттерану удалось сохранить политическую стабильность в условиях острейшего противоборства партий, провала левого и неоконсервативного «экспериментов». Шираку пришлось делать непростой выбор. Ставка была сделана на комплекс «непопулярных мер», призванных в короткие сроки оздоровить экономику. Меры эти вызывали растущее социальное недовольство в стране.

В такой ситуации Ширак решился для обеспечения «прочного тыла» на чрезвычайно рискованный и неожиданный шаг – досрочный роспуск парламента, рассчитывая получить вотум доверия избирателей. Однако выборы, проходившие в мае-июне 1997 г., принесли совершенно неожиданный результат. ОПР потерпела сокрушительное поражение.

Однако к началу 90-х гг. факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.

К середине 1993 г. ситуация в экономике была, по мнению многих специалистов, хуже, чем в разгар кризисов 1974 — 1975 и 1980 — 1983 гг. Французские предприниматели констатировали, что уровень заказов на готовую продукцию и перспективы ее реализации были ниже, чем в предыдущие кризисные годы. По размерам недогрузки производственных мощностей положение было сравнимо лишь с 1974 — 1975 гг.

Национальные компании испытывали острую нехватку собственных средств, страдали от крупной задолженности и высоких процентных ставок по кредитам. Перспективы получения прибыли компаниями были относительно невелики ввиду снижения объема продаж и небывалого за период после Второй мировой войны падения цен, охватившего всю промышленность, оптовую и розничную торговлю. По отраслям прокатилась широкая волна банкротств.

Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы. Была изменена кредитно-денежная и валютная политика. Маневрирование учетными ставками позволило сохранить курс франка по отношению к немецкой марке. Валютные резервы Банка Франции пополнились, и в конце лета 1993 г. он уже выплатил долги, накопившиеся в период осенне-зимней кампании в защиту франка. В январе 1994 г. Банк Франции объявил о новых приоритетах кредитно-денежной политики. Главным было провозглашено поддержание ценовой стабильности, которое в плане определялось как норма инфляции ниже 2 % в 1994 г. Для этого была обеспечена стабильность франка по отношению к валютам европейских стран, сдерживался рост денежной массы в обращении, общей задолженности и среднесрочных ставок в рамках 5 %.

Для мобилизации на борьбу с безработицей в 1993 г. был выпущен государственный заем, собравший ПО млрд франков. Принятые бюджетные меры позволили создать новые рабочие места, финансировать проекты по временному трудоустройству и обучению молодежи. Началась реализация одной из самых больших в Западной Европе программ приватизации конкурентоспособных государственных предприятий. Улучшение финансовой ситуации в 1993 г. позволило приватизировать «Банк насиональ да Пари», два более мелких банка и химический концерн «Рон-Пуленк», продажа которых принесла казне 43 млрд франков. В январе 1994 г. начался первый этап приватизации ведущей нефтяной компании «Эльф акитен», стоимость которой оценивалась в 35 млрд франков.

В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год. Темпы роста цен были одними из самых низких среди развитых капиталистических стран, за исключением Канады и Японии.

Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе. В первую очередь это отразилось на внутренней торговле страны. Уже в 70-е гг. до 75 % товаров в «Галери Ла-файет» (парижский ГУМ) являлись иностранными, привезенными из стран — партнеров Франции по ЕЭС. Итальянские холодильники и стиральные машины, западногерманские радиоприемники, голландская мебель — все это и сегодня представлено в крупных супермаркетах, торгующих европейскими изделиями.

В промышленном развитии страны важную роль играют тесные связи между финансовыми группами и концернами в рамках ЕЭС. Во Франции образовался даже целый «промышленный треугольник» Париж — Лилль — Страсбург, где возникла серия смешанных франко-бельгийских, франко-голландских и других «европейских предприятий».

Однако наибольшее влияние ЕЭС оказало на сельское хозяйство Франции. Участие в ЕЭС ускорило процесс концентрации и специализации. На смену мелким крестьянским хозяйствам приходят крупные капиталистические фермы, которые берут под свой контроль не только сбыт, но и поставку полуфабрикатов. Мелким и средним крестьянам они доставляют корм, яйца, цыплят, а затем забирают готовую продукцию. Сейчас таким образом во Франции производится до 1/3 битой птицы.

В эпоху развития НТР крупное специализированное производство перерастает географические границы национальных рынков как для монополистических объединений, так и для отдельных государств. Автаркия с ее традиционным протекционизмом уходит в прошлое. Новые отрасли промышленности требуют огромных капиталовложений, которые под силу поднять лишь нескольким межнациональным государственно-монополистическим группам. По этим же причинам возник целый ряд «европейских» проектов — строительство энергосистемы ЕЭС, нефтепровода Марсель — Страсбург — ФРГ, строительство железнодорожного тоннеля под Ла-Маншем и др. Совместные ассигнования осуществляются и на современные научные исследования (космос, электроника, атомная энергетика), которые отдельные государства не могут финансировать в одиночку.

В рамках ЕЭС его участникам к началу 80-х гг. удалось наладить программирование развития экономики и ее специализацию по странам. Так, сегодня Франция специализируется на экспорте малолитражных автомобилей, женской одежды, обуви, белья; ФРГ — грузовиков, мужской одежды; Италия — дешевых легковых автомашин, холодильников, летней одежды; Голландия — мебели и т.д.

Интеграция экономики Франции в ЕЭС и мировую хозяйственную систему капитализма поставила целый ряд препятствий на пути традиционных социал-демократических экспериментов «социального партнерства». Если ранее, в период Народного фронта середины 30-х гг. и даже политики «третьей силы» 1947 — 1956 гг., французские специалисты могли экспериментировать внутри национальных границ, опасаясь лишь политического давления Германии, США и НАТО, то отныне им приходится считаться с уровнем индустриального развития ЕЭС и еще шире — промышленной «семерки» ведущих капиталистических стран.

Именно эти экономические связи Франции делали все экономические и социальные мероприятия «левого» правительства в 1981 — 1986 гг. весьма чувствительными к колебаниям международной конъюнктуры в экономике и финансах. Не случайно закон о национализации 1982 г. не затронул иностранные фирмы в самой Франции и вынудил президента Ф. Миттерана заявить, что кроме национализации 11 французских промышленных групп, объявленной в предвыборной программе Социалистической партией на президентских выборах 1981 г., никакой другой национализации левое правительство проводить не будет.

В 1995 г. во Франции состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Ж. Ширак. Это стало возможным благодаря выдвинутым им во время избирательной кампании лозунгам борьбы с социальным неравенством и безработицей. Однако на практике Ж. Ширак и его правое правительство столкнулись с необходимостью придерживаться определенных экономических параметров, чтобы иметь возможность участвовать в интеграционных процессах европейских государств. В частности, для перехода с 1 января 1999 г. на единую европейскую валюту необходимо было сократить дефицит госбюджета до 3 % ВНП в 1998 г., тогда как в 1995 г. он составлял 5 %. В связи с этим глава государства заявил о наступлении эпохи экономии.

В борьбе с дефицитом госбюджета правительству удалось достигнуть некоторых успехов. В 1996 г. он был сокращен до 4,2 % ВНП, в 1997 — до 3,6 %. Однако подобный результат был получен путем небывалого для Франции повышения налогообложения. Благодаря только увеличению налоговых ставок в 1996 г. казна получила дополнительно около 120 млрд франков. Была продолжена серия приватизации, что также принесло государству свыше 25 млрд франков.

Провозглашенный правительством курс на сокращение дефицита госбюджета заморозил все социальные программы. К 1997 г. число лиц, получавших так называемый «минимальный доход для включения в общество», превысило 1 млн человек. С 1995 г. неуклонно возрастала безработица. Число неработающих увеличилось на 367 тыс. и достигло в 1997 г. 3,5 млн человек. Не удалось преодолеть и кризис системы социального страхования.

Однако, несмотря на некоторые положительные моменты — практическое отсутствие инфляции, реальное сокращение дефицита госбюджета, многие аспекты деятельности нынешнего кабинета вызвали широкое недовольство французов. Число недовольных правлением Ж. Ширака нарастало и в 1997 г. достигло рекордных цифр за все время существования V республики.

При Шираке Франция определенным образом дистанцировалась от США и провела демонстративные ядерные испытания в Тихом океане на атолле Муруроа. Во внутренней политике традиционный правый либерализм (низкая налоговая ставка, отсутствие контроля цен) сочетался при нем с определённым государственным вмешательством и проведением социальной политики. В 2002 г. Ширак был переизбран на второй президентский срок. Социальная стабильность в обществе середины 2000-х гг. оставляла желать лучшего: 2005 год был ознаменован беспорядками в пригородах Парижа, 2006 год — выступлениями молодёжи против закона о контракте первого найма. На президентских выборах 2007 г. победу одержал Николя Саркози.

23 июля 2008 г. по инициативе Н. Саркози была проведена самая масштабная реформа Конституции 1958 г. (было изменено или дополнено 47 статей из 89). Она проходила под лозунгом «модернизации институтов V Республики». Затронула реформа институтов Республики и институт Президента Республики: — введён лимит на переизбрание: отныне «никто не может осуществлять более двух последовательных мандатов Президента Республики»); — кандидаты на государственные должности «ввиду их значимости для защиты прав и свобод человека и экономической и социальной жизни Нации» до назначения Президентом будут заслушиваться постоянными комиссиями Национального Собрания и Сената; Парламент может наложить «вето» на кандидатуру, если «за предложение об отрицательном голосовании будет подано в совокупности 3/5 голосов присутствующих»; — взятие полноты власти Президентом согласно ст. 16 Конституции ставится под контроль Конституционного совета (он высказывается о целесообразности чрезвычайного положения с точки зрения Конституции); — Президент больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры(высший орган судейского сообщества во Франции), но будет назначать омбудсмана — Защитника прав — самое главное: по американскому образцу, Президент сможет «взять слово» на совместном заседании палат Парламента — Конгрессе.

Вместе с тем за введенный с его приходом в Елисейский Дворец стиль президентского правления, Н. Саркози получил прозвище «гиперпрезидент». Ведь отличие от своих предшественников на посту Президента Республики, он занимается не только «главными делами страны» (по традиции, заложенной де Голлем, это — преимущественно внешняя и оборонная политика), но всеми более или менее важными вопросами французской политики вообще.