Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чайковский Ю.В. Лекции о доплатоновом знании-1.pdf
Скачиваний:
65
Добавлен:
16.09.2020
Размер:
23.29 Mб
Скачать

28

«по мнению Теофраста, у него (Фалеса) было много предшественников, но он

намного превзошел их» (ФФ, 3.3.4).

Очевидно, что источником Феофрасту послужила для этого вывода отнюдь не биб­ лиотека Аристотеля, и мы не раз воспользуемся знаниями Феофраста.

8. Греция и предыдущие цивилизации

Последнее, что надо отметить, прежде чем переходить к самой истории науки, это вопрос о влиянии иных цивилизаций на Грецию. Часто пишут, что греки многое заим­ ствовали у египтян и вавилонян, и в целом это верно, но каждое конкретное заявле­ ние надо тщательно проверять. Например, часто пишут, что Фалес заимствовал восточные приемы астрономии и геометрии. Но далее мы узнаем, что он не знал азов восточной науки и строил науку совсем иначе.

Сравнение поэм Гомера и Гесиода с более древними восточными текстами, а также сравнение греческих и вавилонских созвездий ясно говорят о контакте куль­ тур, но - в иные времена, еще до Троянской войны. Сам сюжет Троянской войны, возможно, заимствован из угаритского (Палестина) эпоса7).

Самым заметным заимствованием той поры была архитектура греческих крепо­ стей. Знаменитые «циклопические постройки» (см. обложку) непохожи ни на что ев­ ропейское, зато явно сходны с более древними крепостями Малой Азии - Лимантепе близ города Измир и Гиссарлык («Троя») у пролива Дарданеллы.

Наоборот, от Гомера до греко-персидских войн не видно никаких контактов с бо­ лее древними державами, кроме Египта, Финикии и ближних соседей. Родившаяся как раз в это время греческая наука выглядит поначалу совершенно независимой от вавилонской (особенно астрономия). Заимствования отдельных фактов видны сразу после войн с персами, однако всерьёз контакт двух астрономии стал возмо­ жен только гораздо позже, после походов Александра Македонского.

Более определенно можно говорить о влиянии Востока на греческое вненаучное знание (что часто путают с его влиянием на развитие науки). Происшедшая в «тём­ ные века» (от Троянской войны до Гомера) смена пантеона почитаемых греческих бо­ гов шла под явным влиянием восприятия богов восточных. Считается, что Зевсгромовержец воссел во главе олимпийских богов вледствие переосмысления греками хеттского бога грозы, а это значит, что мы прямо-таки обязаны задать себе вопрос: что еще узнали греки у хеттов?

Хеттская империя (она располагалась в средней Анатолии) рухнула лет через 70 после Троянской войны, а значит, греки, обживая запад Анатолии, наверняка сталки­ вались с хеттами и перенимали что-то из их более высокой культуры. Напомню, что в годы от Троянской войны до Гомера греки не знали грамоты.

О хеттской науке, если не считать бытовых знаний вроде названий созвездий, мы почти ничего не знаем. Точнее, известно лишь одно: у хеттов коневодство было раз­ вито настолько, что в -XVI веке, лет за 300 до Троянской войны, хеттский царский конюший Киккули написал учебник по коневодству. Это - первый (вне Египта) автор учебника, известный нам по имени.

Греки тогда еще не разводили коней, да еще и много позже изумлялись коневод­ ству троянцев - есть мнение, что миф о кентаврах возник у греков под впечатлением

29

вида всадника. От хеттов же троянцы и греки могли усвоить и некоторые обществен­ ные отношения. Английский хеттолог Оливер Гёрни (Гернье, Gurney) [22] отмечал, что хетты были гуманнее окрестных народов - не так жестоко вели войну, и даже за­ ботились о вдовах погибших воинов. В этой связи нельзя не вспомнить трогательную сцену из «Илиады», где троянский герой Гектор нежно прощается с женой и груд­ ным сынишкой. Это - одна из вставных новелл, она выпадает из общего кровожад­ ного строя поэм Гомера и, полагаю, пересказывает хеттскую новеллу.

Древним переосмыслением (вернее, недоосмыслением) хеттских влияний нам в наше время видится и миф об амазонках. Историками давно замечено, что они, со­ гласно мифу, жили тогда и там, когда и где жили хетты. Хеттские воины издали на­ поминали женщин - в силу бритых лиц и длинных одежд. Сперва современники могли называть хеттов племенем воюющих женщин в шутку, а впоследствии смысл шутки мог наложиться на более древние воспоминания о властных женщинах - из тех мифов, которые сложены во времена матриархата.

Был ли матриархат (время, когда обществом правили женщины) на самом деле, историки не решили до сих пор. Ныне можно добавить, что сведения о некотором участии хеттских женщин в общественной жизни тоже были вряд ли доступны соз­ нанию грека. Вот и появился миф о царстве амазонок, постепенно обросший дико­ винными подробностями. Это удобно обсудить на семинаре8).

Можно ли всё это (и многое подобное) считать греческим знанием о реальной истории Востока? По-моему - нет, но кто-то скажет, что можно. Тут дело вкуса, и нет смысла спорить. По ходу Курса нам придется проверять каждое из ходячих ут­ верждений о греческих заимствованиях с Востока.

Если уж речь идет о реаль­ ном положении женщин в раз­ личных древних культурах, то лучше всего, по-моему, гля­ нуть на изумительную крит­ скую догреческую фреску, изобразившую девушек в те­ атре (не позже -1500 года). Ничего подобного - ни воль­ ностей в одежде и позах, ни самого присутствия женщин на зрелищах - невозможно

представить себе позже, в той классической Греции, какую принято славить как ро­ дину нашей нынешней культуры.

Если добавить еще, что на критских фресках той поры нет никаких военных сю­ жетов, то есть, над чем задуматься. Что греки взяли (а чего не сумели) у тех наро­ дов, на чьих землях поселились? Об этом у нас тоже пойдет речь.

30

Лекция 2. Истоки античной науки /. Рождение науки на Востоке

Наука Востока гораздо старше греческой, очень интересна и поучительна, но по­ пытки единого изложения истории древней науки (европейской и восточной) обычно являют собой просто перечисление восточных и западных достижений, без всякой их связи. У нас же намечен единый связный курс, и придется выбрать одну линию анали­ за. Мне по силам только западная. Но, чтобы не потерять из виду пол-истории и важ­ ные этапы развития мысли, надо, изучая Грецию, то и дело задавать себе вопросы: что об этом знали до греков? Могли они это заимствовать или нет?

Письменность Востока была весьма сложной, требовала многолетнего обучения, поэтому восточным государствам легко удалось монополизировать школьное дело, сделав писцов государственной профессией. Таково было общее правило, пока в -XI веке не появился алфавит - сперва в Палестине, из одних согласных. В -IX веке греки добавили гласные, что вызвало переворот в деле обучения.

Прежнее обучение было жестоким, поэтому цари и вельможи редко бывали гра­ мотны, а грамотные особо этим гордились. Первый ученый, известный по имени, - Имхотеп, визирь фараона Джосера (-XXVII век), прославился как строитель первой пирамиды. (До этого над гробницами возводились лишь плоские надгробия - мастаба.) Он должен был впервые решать множество задач, не только архитектур­ ных (например, точная симметрия постройки), но и геометрических (например, точ­ ное измерение углов - на горизонтальной плоскости и в пространстве), и техниче­ ских (например, транспортировка и подъем огромных грузов; распиловка твердых камней при отсутствии сколько-то твердых пил), и организационных (например, од­ новременная распиловка сотен каменных блоков, друг другу точно соответствую­ щих).

Совокупность проблем так сложна (даже для простейшей пирамиды), что роди­ лась мысль - не помогли ли Имхотепу инопланетяне? Об этом есть огромная лите­ ратура (например, см: Г.Хэнкок. Следы богов. В поисках древних цивилизаций. М., 1999). Даже привычное со школьных дней утверждение, что египтяне втягивали ог­ ромные каменные блоки на огромную высоту по наклонным плоскостям, обосновавно плохо. Оно допустимо для объяснения рядовых построек и подтверждается па­ пирусами, где в качестве учебных задач даются расчеты потребного числа мате­ риалов, повозок, быков, солдат, рабов и еды Но оно пасует, когда речь заходит о главных гигантских пирамидах с наклонной укладкой облицовочных плит.

Всамом деле, можно представить себе поднятие тяжкого камня на высокую стену

-надо "всего лишь" постепенно закапывать ее и строить длинные каменные дороги, тратя на это во много раз больше сил и материалов, чем на само строение. Но остается тайной, как можно таким путем вести строительство пирамиды, сохраняя с огромной

точностью углы рёбер и граней к еще не существующей верхушке. Подробнее об углах см. Примеч. 9. Тем более, нет объяснения тогдашней более сложной техники - свер­ ления тонких отверстий и многого другого.

31

Строительные задачи решены в гробнице Джосера не столь совершенно, как в последующих гробницах. Например, прямые углы измерены точно, но косые еще не освоены, а сама пирамида ступенчата и являет собой как бы стопку плоских надгро-

бий-мастаба. При ней найдены примитивные инструменты (например,

простейший

угломер - две линейки, скрепленные стержнем). Это свидетельствует

о том, что

здесь шел первоначальный поиск, что решения отнюдь не привнесены

«пришель­

цами». Что касается распиловки твердого камня мягкой (бронзовой или даже мед­ ной) пилой, то, как утверждают, она в принципе возможна если постоянно сыпать в

распил толченый гранит (Кинк

Х.А. Как строились египетские пирамиды. М., 1967).

Наоборот, никаких остатков сложных инструментов не найдено.

Впрочем, и гробница Джосера сложна очень, поэтому скептики не исчезли после

ее исследования. Одни (сторонники палеовизита - древнего визита инопланетян на

 

 

Землю, который якобы дал людям знание техно-

JP.-.•••';; "!%%

 

логий) утверждают, что гробница неверно дати-

Д ^ ' У ^ ' - К ^ з

рована как ранняя, что на самом деле она являет

D^.-'-'-V'-v"-'"^^'··'^^

собой вторичное упрощение цивилизации, когда

"'•'••••v. .'·•• ··-::'\;>'•.;-\N>

привнесенные инопланетянами знания оказались

И И И р ^ " » - — - ϋ ^ Γ

чрезмерными и были утеряны. Другие (сторонни­

ки!---

4

ки гипотезы Атлантиды - государства на остро-

» . а Ц ^ &

 

вах в Атлантическом океане, ушедших под воду

'

 

более 12 тыс. лет назад) наделяют высокими

Предполагаемые »ΜΘΒΜΜ

ТвХНОЛОГИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛв СТрОИТвЛЬНЫМИ, ДЭЖв

при строительстве пирамиды

'

г

· м

Джосера в Саккаре.

В НЭШв ВрвМЯ НвДОСТуПНЫМИ,

ПОГИбшуЮ ЗвМНуЮ

1 2, 3 —стадии строительства;

.

 

 

4 —шахта;

цивилизацию. А третьи приписывают подъем ог-

Б — погребальная камера

ромных тяжестей

левитации,

т.е. умению пре­

одолевать силу тяжести. Ведь умеют же (говорят они) летать тибетские ламы. Последнее течение мысли усилилось недавно, когда в физике возобладало понимание материи как концентрированного поля и была от­ крыта «тёмная энергия», то есть, по сути, антигравитация.

Не вступая в споры, замечу, что подобные проблемы встают и в других науках. Так, в эволюции человека говорят и о палеовизите, и о биологических силовых по­ лях неведомой нам природы (подробнее см. пп. 4-16, 9-15* в книге [Ч 16]). Возмож­ но, что все или многие из таких взглядов неверны, но очевидно, что всюду имеет место общая ситуация: господствующая теория (парадигма по Томасу Куну) неспо­ собна объяснить некоторые факты, которые ее приверженцами (то есть подавляю­ щим большинством) замалчиваются. Это вызывает появление непривычных взгля­ дов, которые, тем самым, недопустимо просто игнорировать10).

Однако, независимо от того, был ли на самом деле палеовизит или его не было, линия собственного (дальнейшего) исторического развития нашей цивилизации всё равно имела место. Ее мы и будем изучать.

Одна из задач, какие решал Имхотеп - защита гробницы от воров. Хитроумный (и все же прорваннный ворами) вход в погребальную камеру, которую он придумал, показывает, что гробничные воры имели уже большой опыт, а значит и историю.

32

Нам это важно как иллюстрация тогдашней умственной обстановки: фараон был бо­ гом, определявшим явления природы и ход истории, и это не мешало существовать касте, жившей обиранием богатых усыпальниц и не брезговавших могилой богоче­ ловека (чью мумию они норовили уничтожить). Конечно, не надо мыслить их атеи­ стами - считается, что мумию уничтожали из религиозных соображений, чтобы ли­ шить царя возможности мстить святотатцам. Но факт вольнодумства налицо: мы видим намерение уничтожить бога, словно простого смертного.

Имхотеп составил первую книгу поучений. Она до нас не дошла, но запомним мо­ мент рождения этого жанра: -XXVII век. Впоследствии Имхотеп был обожествлен и стал богом-покровителем медицины, письменности и вообще знаний.

Одно из самых старых нравственных поучений дошло к нам от Птахотепа, визи­ ря фараона V династии (-XXV век), и оно гласит [ПП, с. 95]:

Ученостью зря не кичись! Не считай, что один ты всеведущ! Не только у мудрых, у неискушенных совета ищи...

Как изумруд, скрыто под спудом разумное слово. Находишь его между тем у рабыни, что мелет зерно.

У женщины, и притом не у царицы, а у рабыни! Поучение Птахотепа можно назвать философским в смысле лекции 1, и данная форма (поучение) стала для философии Востока главной. Поучающей мы видим и восточную науку.

О науке Египта мы знаем по надписям в гробницах, на стенах храмов и на па­ мятных стелах, а также по нескольким папирусам (некоторые тоже из гробниц). Па­ пирусы являют собой либо практические руководства (для чиновников, врачей, ве­ теринаров), либо школьные учебники.

Ученых трактатов в древнем Египте нет, как нет их и в Двуречье. Общее в двух древнейших цивилизаций, известных нам по их письменности, - тесная связь науки с храмом. Египтолог Кристиан Жак писал:

«Жрецы не были ни вероучителями, ни миссионерами. Они считали себя спе­ циалистами священнодействия, учеными, что поддерживают жизнь, манипу­ лируя божественной энергией в лабораториях храмов» [38, с. 17].

Но, в отличие от Египта, между государствами Двуречья издревле шли войны, так что и хозяйство, и религия работали на войну. Правитель требовал от жреца предсказаний, каковые тут предоставляла, в основном, астрология. А это вело к развитию астрономии. Далее, здесь сталкивались разноязычные культуры, и осо­ бенностью науки Двуречья было внимание к тому, что мы именуем филологией. В частности, именно тут появились первые двуязычные словари.

Писали здесь на глиняных табличках, и потому нам досталось несколько хоро­ ших библиотек. Однако полета мысли нет и в них - одни сводки поучений, голых фактов и предписаний, которые надо заучивать и исполнять. Как же так? Неужели возможно получить знание, минуя творчество? Нет, конечно. Все дело в том, как от­ носится к науке данное общество. Восток всегда ценил готовую мудрость и запоми­ нал только ее одну. Китайский мыслитель Лао-Цзы (около -400 года) поучал: ^Знающий не доказывает, [следовательно] доказывающий не знает».

Ничего особо удивительного в этом нет - вспомним, что примерно таким же бы-

33

ло западноевропейское средневековое знание. Образно говоря, Запад в Средние века на тысячу лет стал Востоком. Мы знаем, что средневековые ученые столе­ тиями комментировали древних авторов, считая всякое новое знание несравненно ниже старого, книжного, а то и ересью, то есть преступлением. Такое же застывшее знание мы видим и в древних восточных текстах.

Тем, кто не склонен допускать у египтян никакого научного творчества, в свое время возражал историк науки Марк Выгодский, отмечавший, что папирусы «пред­ ставляют собой не научные трактаты... и рассчитаны они не на сведущих читателей, а на заурядного ученика» [19, с. 12].

Как творил восточный ученый, мы можем лишь гадать, но хорошо известно, что эпохи творческой активности общества точно так же чередовались на Востоке с эпо­ хами застывшего знания, как и на Западе. В частности, самые интересные достиже­ ния египетской науки относятся к Среднему царству, от которого до нас дошли все математические и медицинские папирусы. Тогда же были составлены упомянутые выше календари, которые позже не переделывались, хотя астрономические данные в них давно устарели. (Подробнее см. [13].)

Хотя писцы известны почти с самого начала письменности, но в Древнем царстве их, как и всех прочих мастеров, обучали в домашних условиях: отец обучал сына, но мог взять и ученика со стороны [52]. Разумеется, обучал он тому, что давало зарабо­ ток - ремеслу государственного или храмового чиновника. Создание египетских школ, в которых учили писцов, а с тем и полное огосударствление обучения, относится к Среднему царству. Учили их не только письму и счету, но и другим видам знания. В одних школах это могла быть музыка, в других - география и т.д.

Здесь, как и в других странах древности, писцы составляли особое сословие, в ру­ ках которого была почти вся официальная культура. Писцы занимали все должности, требовавшие грамотности и расчетов, вплоть до самых высших - как в управлении, так и в армии, и в храмах. В Египте самый высший сановник после всех своих титулов приписывал «писец» (если был таковым), подчеркивая этим свою культурность. На­ пример: «Почтенный князь, начальник обеих житниц Амона, писец Инени, правый го­ лосом» [Хр, с. 90]. Писцы играли роль своего рода бюрократической интеллигенции.

По мнению историка Иоэла Вейнберга, сперва «ближневосточную интеллигенцию составляли связанные преимущественно с храмом и дворцом жрецы и писцы, всеце­ ло охваченные корпоративным духом этих институтов», а позже появились писцы свободные, занятые «составлением правовых документов для частных заказчиков»; «из их рядов выходили толкователи закона» [14, с. 52]. Из них же затем вышли те, ко­ го можно назвать первыми историками (см. лекцию 8).

Но вернемся в Египет. В Новом царстве воцарились иные ценности: начались завоевания, и наука стала обслуживать их, как до этого в Месопотамии. Появление списков, военных и гражданских, царских и храмовых владений, было преддверием статистики. Дипломатия потребовала переводчиков составления словарей. И наука получила тогда соответствующую организацию: в нескольких городах возник­ ли учреждения под названием «Дом жизни». Одни историки видят в нем «учрежде­ ние, в котором составлялись и переписывались книги медицинского и религиозно-