- •Процессуальные формы защиты гражданских прав в россии
- •Тема 1. Понятие правовой защиты, ее признаки. Способы и процессуальные формы защиты гражданских прав. Критерий определения применимых способов и формы защиты.
- •Признаки правовой защиты
- •1) Субъективный признак.
- •2) (Признак) наличие самостоятельной процессуальной формы защиты права.
- •3) (Признак) особый результат.
2) (Признак) наличие самостоятельной процессуальной формы защиты права.
Исходя из природы субъектов, осуществляющих правовую защиту, существует всего два способа правовой защиты:
а) государственный (суд);
б) негосударственный, частно-правовой, альтернативный (третейский суд).
Каждый из этих способов защиты оснащен собственной процессуальной формой защиты.
Если термин «способ защиты» описывает характер метода воздействия уполномоченного субъекта на спорные правоотношения (императивный или диспозитивный), то понятие «процессуальная форма» защиты обозначат совокупность правил, в соответствии с которыми уполномоченный субъект осуществляет защиту нарушенных прав.
«Способ защиты» и «форма защиты» тесно взаимосвязаны. Каждый способ защиты обладает собственной процессуальной формой. Причем государственная защита характеризуется наличием множества процессуальных форм.
Итак, способы правовой защиты зависят от правового статуса субъекта ее осуществляющего. В зависимости от способа различают:
а) государственный способ;
б) частно-правовой способ.
Государственная защита детерминирована публично-правовой природой государственного суда, и метод воздействия на спорные правоотношения характеризуется императивным началом.
Частно-правовая защита детерминирована частно-правовой природой третейского суда, и метод его воздействия на спорные правоотношения характеризуется диспозитивным началом.
При этом каждый из способов обладает собственными процессуальными формами.
Ни один из указанных в статье 11 ГК РФ субъектов не осуществляет защиту по своему усмотрению. Как для государственных, так и для третейских судов предусмотрены определенные правила рассмотрения ими гражданских дел. Эти правила и есть процессуальные формы защиты.
Для государственного способа защиты существует целый ряд процессуальных форм. Их легальное закрепление содержится в статье 118 Конституции РФ, в которой сказано, что правосудие в РФ осуществляется посредством гражданского судопроизводства, уголовного судопроизводства, административного судопроизводства и конституционного судопроизводства.
Таким образом, судопроизводство – это форма защиты права.
В1. Норма статьи 118 Конституции РФ не содержит указания на такую форму как арбитражное судопроизводство. По этому поводу есть несколько точек зрения:
А. (общепринятая) Арбитражное судоустройство является частью гражданского судопроизводства. Соответственно арбитражные суды по отношению к судам общей юрисдикции рассматриваются как специальные суды. Это мнение подкреплено рассуждение о том, что предпринимательские правоотношения являются частью гражданских правоотношений (ст. 2 ГК РФ).
Наконец, ликвидация в 2015году Высшего Арбитражного Суда РФ и подчинение системы арбитражных судов Верховному Суду РФ также свидетельствует в пользу этой позиции.
Б. Категорически опровергает идею подчиненности арбитражного процесса гражданскому процессу. Это связано даже не с тем, что арбитражные суды имеют собственную систему, структуру, собственную судебную практику, собственный судебный кодекс, а с тем обстоятельством, что суды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела, подведомственные арбитражным судам. И должны, в случае предъявления искового заявления, содержащего в себе требования подведомственные арбитражному суду – отказать в принятии искового заявления. Точно также арбитражный суд должен отказать в принятии искового заявления, содержащего в себе требования подведомственные суду общей юрисдикции.
Статья 11 ГК РФ в качестве обязательного условия правовой защиты содержит указание на необходимость соблюдения подведомственности.
Таким образом, подведомственность гражданских дел, как разграничитель процессуальных форм, свидетельствует о самостоятельности арбитражного судопроизводства. Кроме этого, статья 11 ГК РФ называет арбитражный суд в качестве отдельного суда, осуществляющего правовую защиту.
Арбитражное судопроизводство нельзя считать частью гражданского судопроизводства, потому что правила рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции отличны от правил рассмотрения гражданских дел в арбитражных судах.
Если бы арбитражное судопроизводство было бы частью гражданского – был бы единый кодекс и не существовало бы норм об отказе в принятии искового заявления, относительно дел подведомственных арбитражным судам.
Специфика арбитражного судопроизводства по отношению к гражданскому связана с материально-правовой спецификой тех дел, которые рассматривают арбитражные суды (рассмотрение и разрешение дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности).
Предпринимательские правоотношения имеют особую цель – извлечение прибыли, они систематичны, их субъекты действуют на свой страх и риск (особенная ответственность), их субъекты зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Соответственно в арбитражных процессуальных отношениях иной правовой статус имеют как стороны, так и третьи лица, и прокурор, иные принципы доказывания и т. д.
Таким образом, арбитражное судопроизводство является самостоятельной процессуальной формой.
В2. Второй вопрос, связанный со статьей 118 Конституции РФ, является административное судопроизводство.
До 2015 года административное судопроизводство было частью гражданского судопроизводства. Оно существовало в нем в виде раздела 3 ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Кроме того, административное судопроизводство воплощено и в арбитражном процессе, и в настоящее время в нем воплощено в виде радела «Производство по делам, возникающим из административных правоотношений».
В 2015 году был принят Кодекс административного судопроизводства РФ, он «вывел» за пределы ГПК производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, оставив в нем исковое, особое, приказное и иные виды производств. При это соответствующий раздел в АПК сохранился.
Таким образом, на сегодняшний день административное судопроизводство представляет собой самостоятельную процессуальную форму защиты нарушенных публичных прав и регулируется двумя процессуальными актами – КАС РФ и АПК РФ (в особом разделе).
Итак, государственный способ защиты гражданских прав в России обладает следующими процессуальными формами:
– гражданское судопроизводство;
– арбитражное судопроизводство;
– административное судопроизводство.
Определить подведомственность гражданского дела – значит решить 2 задачи:
1) какое звено судебной системы правомочно разрешить данное дело (суд общей юрисдикции или арбитражный суд);
2) определить применимую к делу процессуальную форму (гражданское судопроизводство или административное).
Частно-правовая защита гражданских прав осуществляется в одной единственной процессуальной форме – третейское разбирательство.
В отличие от государственных судов третейские суды вправе разрешать только частно-правовые конфликты. Следовательно, в третейском разбирательстве отсутствуют виды производств.
По сути третейское разбирательство – исковое производство.
Процессуальные формы защиты прав детерминированы правовым статусом субъектов, осуществляющих защиту. Гражданская, арбитражная, административная процессуальная формы имеют следующие особенности:
правоотношения, возникающие между государственным судом и лицами, участвующими в деле, а также иными участниками государственного судопроизводства имеют публично-правовой характер – отношения вертикального типа. Так как суд – орган государственной власти, который рассматривая и разрешая гражданские дела реализует свою предметную компетенцию; т.е. отношения, складывающиеся в процессе осуществления правосудия по гражданскому делу – это власти-отношения и регулируются они при помощи императивного метода.
Указания и распоряжения суда обязательны для всех участников в гражданском процессе и даже для лиц, которые в них не участвуют (органы государственной власти и граждане, обладающие необходимыми для правильного рассмотрения дела и доказательствами).
Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать суду об оказании им содействия в получении доказательств, находящихся у других лиц и органов государственной власти. Удовлетворив такое ходатайство, суд направляет определение в соответствующий орган или лицу, которые не могут не исполнить указанные обязательства (штраф).
Кроме этого в процессе применяются обеспечительные меры. Суды могут направлять в органы государственной власти определения, запрещающие совершать регистрационные действия. Запрещать другим лицам реализовывать спорное имущество, совершать сделки.
Таким образом, императивное начало государственной процессуальной формы означает обязательность всех распоряжений суда для любых лиц.
Третейское разбирательство как частно-правовая формы защиты гражданских прав напротив основано на диспозитивном начале, так как третейские суды не являются органами государственной власти. Соответственно третейские судя не осуществляют обеспечительных мер, не совершают иные действия, предполагающие императивное воздействие на других субъектов права.
В частности, третейские суды практически никогда не основываю решения на свидетельских показаниях. Уголовная ответственность за дачу заведомо ложных показаний предусмотрена только в государственных судах.
Таким образом, государственные процессуальные правоотношения регулируются строго императивным методом. Это публичные правоотношения.
В учебниках по гражданскому процессу традиционно метод гражданского процессуального права описывается как императивно-диспозитивный, но эта диспозитивность выражается не в том, что участники процесса могут подчиняться или не подчиняться суду. Нет, диспозитивность заключается в том, что лица, участвующие в деле вправе распоряжаться предметом защиты (спорным материальным правом) и то эти права реализуются под контролем суда и суд может не утвердить мировое соглашение, не принять отказ от иска, если это нарушает права третьих лиц.
