Задание 4
Каковы источники и причины «подросткового группирования»? Согласны ли вы с объяснением явления «подросткового группирования», предлагаемым Роджерсом и Фрейбергом? Что, по вашему мнению, получает подросток в своей референтной группе? Какие подростковые объединения вам известны? Если у вас есть собственный опыт принадлежности к подобной группе, поделитесь им с коллегами.
«С самых давних времен люди объединялись в группы. Группа защищала, служила источником идентичности и связей с другими, давала ощущение (иногда иллюзорное) власти над обстановкой. Первичные и расширенные семьи представляют собой, возможно, наиболее базовую группу, однако существуют группы и других типов — религиозные, школьные (музыкальные, шахматные, дискуссионные, компьютерные), спортивные, деловые, инвестиционные и многие другие. Каждая группа осуществляет определенную функцию по отношению к индивиду и по отношению ко всей группе как целому.
Однако не все группы конструктивны в социальном смысле. В период Второй мировой войны во многих городских районах начали появляться молодежные банды. В 1990-е годы это стало национальной проблемой. Почему юноши присоединяются к бандам? Существует множество возможных теоретических объяснений, включая то, что отсутствие в детстве позитивных взрослых мужских ролевых моделей ведет к последующим изменениям потребностей и личности детей. Молодежные банды 1950-х годов могли быть результатом отсутствия в семьях отцов на протяжении Второй мировой войны и войны в Корее, отсутствия именно в те годы, которые особенно важны для формирования их маленьких сыновей. Сегодня молодежные банды в основном состоят из юношей, живущих без отца, или же тех, чьи отцы в свое время были членами банд.
Когда школьники идут в банды, они ищут источник для формирования своей идентичности. Почти все банды имеют названия, особые цвета и знаки отличия от других банд. За названиями типа Черные драконы, Черные братья, Бритоголовые, Таинственные и Кровавые стоят образы силы и власти — всего того, чего нет в жизни многих молодых людей, присоединяющихся к этим бандам. Банда дает своим членам также ощущение своего рода принадлежности к клану, систему поддержки, что поначалу кажется соблазнительным. Члены банды имеют искаженное представление о ней как о заменителе семьи (чаще всего их настоящие семьи дисфункциональны Впоследствии многие понимают, что вступление в банду не давало им никакого будущего, но к тому времени они уже зачастую оказываются кончеными людьми. “У нас не бывает так, чтобы просто подать в отставку”, — язвительно замечает один из членов банды. Дисциплина удерживается угрозой насилия, а то и смерти. “Попытка выйти из банды без какой-то внешней помощи равносильна самоубийству”, — объясняет другой член банды».
