Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СЭПИБлекции.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
854.44 Кб
Скачать

14. Нравственная и информационная культура как фактор личностного развития.

Информационную культуру можно определить на высшем уровне как область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. Такой подход позволяет квалифицировать информацию как «социокультурный продукт», «общечеловеческую культурную ценность», «форму функционирования ценностей    культуры».

Информационная культура личности имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию, познавательную, читательскую активность, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс. Эти структурные части информационной культуры базируются на совокупности личностных качеств, среди которых выделяются следующие:

интеллектуально-познавательные, дающие возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности;

мотивационные, характеризующие   мотивы и цели, определяющие направленность информационной активности;

эмоционально-волевые, определяющие результативность информационной деятельности;

коммуникативные, характеризующие нормы общения и обмена информацией.

15Международные конвенции о свободе доступа к информации и их социокультурное значение.

«Орхусская конвенция»

Ст.3 п.8 Конвенции требует от Государства-члена Конвенции обеспечить, чтобы лица, которые будут осуществлять свои права, в том числе и право доступа к экологической информации, не подвергались бы наказанию, притеснениям и преследованиям. В ст.4 подробно установлены процедуры доступа к информации, сроки и основания для отказа в предоставлении информации, составляющей государственную, коммерческую тайну или по иным основаниям являющейся конфиденциальной. Иными словами, ст. 4 Конвенции определяет пределы легальности действий лиц, ищущих и добивающихся получения доступа к определенной экологической информации. Причем пределы эти понимаются достаточно расширительно, а право государств на засекречивание информации – напротив, толкуются ограничительно.

Эти положения Конвенции сегодня для России особенно актуальны. С одной стороны, они вполне соответствуют нормам, провозглашенным в Конституции РФ, в действующем законодательстве и в международных документах, принятых при участии Российской Федерации. Так, С 1991 г., когда в РФ вступила в действие Декларация прав и свобод человека и гражданина, в нашей стране право на информацию также стало одним из основных прав граждан. В 1993 г. с принятием новой российской Конституции, закона прямого действия (!), это право стало конституционным, гарантируемым государством (ч.4 ст. 29). Безусловно, полная, достоверная и своевременная экологическая информация также относится к информации “затрагивающей права и свободы граждан”, и, таким образом, доступ к ней гарантирован Основным Законом страны (ст. 42 Конституции РФ). Статья 55 в части 3, а также статья 29 Конституции РФ, которая в пункте 4 напрямую устанавливает, что “перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом”. Соответствующая юридическая обязанность предоставлять информацию и ответственность должностных лиц, нарушающих это право, также предусмотрены и в Конституции РФ (ч.4 ст.24) , и в Административном и Уголовном Кодексах РФ. Кроме того, государственные органы и их должностные лица – в соответствии со ст. 13 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” 1991 г. обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, а значит, и поиску и приданию гласности своевременной, полной и достоверной экологической информации. Ведь такая информация всегда составляет необходимую основу для дальнейших действий по защите экологических прав граждан. Эти положения недвусмысленно закреплены в Федеральном Законе “Об информации, информатизации и защите информации” 1995 г., и в Указе Президента РФ о гарантиях информационной открытости.

Право на информацию, затрагивающую права и свободы граждан, закреплено и во многих международных документах (например, во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., в Женевской Конвенции о правах человека, в Международном Пакте о гражданских и политических правах, в Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г., в Международной конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 1991 г., в Руководящих принципах о доступе общественности к информации и о ее участии в принятии эколого-значимых решений (София, 1995 г.) . Конвенция ЕЭК ООН “О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды” (“Орхусская Конвенция”) была принята 25 июня 1998 г. на 4-й Конференции министров окружающей среды европейских стран в г. Орхус (Дания). К основным правам граждан, которые прямо или косвенно связаны с экологической проблематикой, относятся право на экологическую информацию; свобода слова и мнений; право на свободу собраний, митингов; свобода ассоциаций; право инициативы проведения референдума; право на подачу петиций и обращений (как индивидуальных, так и коллективных); право обжаловать неправомерные решения; право на обращение за судебной защитой своих нарушенных прав и свобод; право на возмещение всех видов ущерба (ущерб здоровью, имуществу, моральный вред), причиненного незаконными действиями должностных лиц, государственных органов или предприятиями-загрязнителями.