Причина установки.
Причиной установки обелисков по сообщениям Геродота и Плиния являются пожелания богов, которые они передают через сны и оракулов. Геродот пишет, что совершив неправедный поступок царь Египта Ферон был ослеплен богами. Спустя десять лет пришло «из города Буто (где по греческим данным был известный оракул богини Лето, матери Аполлона) прорицание оракула, что срок кары истек и царь прозреет, промыв глаза мочой женщины, которая имела сношение только со своим мужем и не знала других мужчин». Прозрев, Ферон принес дары, в том числе обелиски в храмы Египта. Похожий отрывок есть у Плиния: «сохранился и другой его же обелиск в сто локтей, который он (Ненокрей) в соответствии с оракулом посвятил Солнцу, когда к нему после слепоты вернулось зрение». Ненокрей тоже сын Сесостриса как и Ферон, да и истории очень похожи. Так, что можно предположить, что была древняя легенда о сыне великого Сесостриса, который установил обелиски в честь Солнца, когда ему вернулось зрение. А в разное время и в разных местах имелись ее различные интерпретации. Плиний также пишет, что «первым из всех это (традицию установки обелисков) ввел Месфрес, который царствовал в Городе Солнца, получив такое повеление во сне».
Аммиан говорит, что обелиски устанавливались «по случаю покорения чужих народов или в гордой радости о цветущем состоянии государства»21.
Камбиз.
Одно из
Аммиан, Диодор, Плиний и Страбон сообщают нам интересные сведения связанные с обелисками о царе персов Камбизе. ПОПОДРОБНЕЕ ПРО КАЖДОГО
Аммиан,
Диодор,
Плиний и
Страбон
В целом у них похожие истории, в которых описывается бесчинства Камбиза, разрушения и сожжения городов Египта, которые последовали за завоеванием страны персами. Однако у Плиния есть один любопытный момент, которого нет у других авторов: «когда царь Камбис брал город (Гелиополь, прим. автора) и пожар уже достиг подножия обелиска, он приказал потушить его из почтения к этой громаде, тогда как к городу никакого у него не было почтения» (Плиний Старший. «Естественная история» Кн. XXXVI. Гл. XIV)22. Как видно из приведенного отрывка Камбиз не испытывал никакого религиозного трепета к священному для египтян городу Гелиополю, да и к другим городам тоже, а вот обелиски его потрясли. Это выглядит странно, учитывая, что Аммиан пишет, что он не щадит даже приношений богам. Действительно, Камбиз, этот чужеземный захватчик испытывал какой-то трепет перед этими громадинами. Это как нам кажется вполне может соответствовать действительности, т.к. от Гелиополя до нашего времени мало, что осталось, а один из обелисков стоящий перед храмом Ра-Атума стоит до сих пор. Более того, по сообщению средневекового арабского автора Абдэль Латифа
«Именно в этом городе находятся два обелиска, которых называют «иглы фараона». Оба эти обелиска состоят из квадратной базы десяти локтей в ширину и ширину и почти такой же высоты, укрепленной на массивном фундаменте в земле. Над этой базой возвышается квадратный столб пирамидальной формы и высотою в сто локтей, который имеет в основании диаметр в пять локтей и кончается точкой. Верхушка покрыта точно шапочкой из меди... Эта медь в результате дождя и лет испортилась и приняла зеленый цвет; часть этой окиси потекла по самому обелиску. Вся поверхность обелиска покрыта тем родом надписей, о котором мы уже говорили. Я видел один из этих обелисков, который упал и разбился, падая, надвое по причине своего веса. Медь, которая покрывала вершину этого обелиска, сняли. Вокруг этих обелисков имеется множество других, которых нельзя сосчитать. Эти имеют только половину или треть высоты больших».
Часть больших обелисков привела в восхищение других чужеземных завоевателей – римлян, сначала Август, а затем другие императоры вывозили из Египта обелиски сначала в Рим, а затем, когда столица империи переместилась в Константинополь, то туда.
