- •1.1. Кфогу (универсальный классификатор функций органов
- •1.2. Применение икт в деятельности правительства и отдельных
- •1.3. Применение икт в деятельности правительства и отдельных
- •2. Анализ существующих подходов к систематизации функций и полномочий в системе исполнительной власти
- •2.1. Система функций и полномочий органов исполнительной
- •2.1.1. Система функций и полномочий органов исполнительной
- •2.1.2. Система функций и полномочий органов
- •2.2. Анализ существующей систематизации функций и полномочий
- •2.3. Характеристика законодательства, направленного
- •2.4. Задачи и полномочия федеральных органов исполнительной
- •3. Опыт ведения и применения классификаторов в области управления
- •3.1. Общая характеристика и принципы информационно-правового
- •3.2. Анализ опыта ведения и применения классификаторов
- •4. Методология систематизации и электронного кодирования функций и полномочий в системе органов исполнительной власти
- •4.1. Теоретические основы методологии систематизации
- •4.2. Методика подготовки и заполнения классификатора функций
- •4.2.1. Анализ готовности оив к созданию и применению
- •4.2.2. Упорядочение и размещение категории "функции"
- •1. По структуре Положений о Департаментах.
- •2. По выявлению и систематизации полномочий (прав и обязанностей) персонала аппарата министерства и его структурных подразделений.
- •5.1. Концептуальные подходы к моделированию
- •5.1.1. О значении реестров и классификаторов
- •5.1.2. О формировании реестров и регистров
- •5.2. О моделях электронных классификаторов в системе
- •5.3. Методические требования к формированию исходной
- •5.4. О правовом, технологическом и организационном
- •5.5. Проекты нормативных правовых актов по совершенствованию
- •5.5.1. Проект Указа Президента Российской Федерации
- •5.5.2. Проект Распоряжения Правительства
- •I. Общие сведения
- •II. Краткий анализ структуры исполнительных органов
- •III. Особенности правового регулирования
- •IV. Правовые акты, определяющие функции и полномочия
- •V. Функции и полномочия отдельных министерств
2. Анализ существующих подходов к систематизации функций и полномочий в системе исполнительной власти
2.1. Система функций и полномочий органов исполнительной
власти в Республике Беларусь, в Республике Казахстан
2.1.1. Система функций и полномочий органов исполнительной
власти в Республике Беларусь
Система функций и полномочий ОИВ Республики Беларусь не имеет кардинальных отличий от системы функций и полномочий ОИВ в Российской Федерации. Тем не менее можно выделить ряд специфических черт данной системы, обусловленных структурой ОИВ, особенностями юридической техники и своеобразием подходов к трактовке содержания понятий функций и полномочий ОИВ в Республике Беларусь.
Прежде всего, необходимо отметить, что, несмотря на унитарный характер Белорусского государства, в стране существует административно-территориальное деление и функционируют органы местного управления и самоуправления. Однако в настоящей работе речь пойдет о республиканских ОИВ.
Итак, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 года N 289 "О структуре Правительства Республики Беларусь" в систему республиканских органов государственного управления входят министерства и государственные комитеты. Вопросы, касающиеся компетенции данных ОИВ, находят свое отражение в Положениях, утверждаемых, в зависимости от конкретного министерства или комитета, либо указами Президента, либо постановлениями Совета Министров (Правительства) Республики Беларусь.
В большинстве Положений закрепляются три вида компетенционных элементов: задачи, функции (полномочия) и полномочия (права). Однако существует ряд ОИВ, положения о которых раскрывают лишь задачи и функции соответствующих министерств или комитетов. К таким органам относятся: Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Комитет государственной безопасности, Государственный пограничный комитет и Государственный таможенный комитет. Данные ОИВ относятся к органам так называемого "силового блока", поэтому положения о них утверждаются Президентом Республики Беларусь. Из этого следует, что в Республике Беларусь имеет место несоответствие между подходами Президента и Правительства к методике описания компетенции государственных органов, что, безусловно, отрицательно сказывается на единстве белорусской правовой системы и на единстве системы ОИВ в частности. Впрочем, из данного правила можно выделить исключения. Так, например, положения о таких органах, как Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный комитет по военной промышленности, а также Комитет государственного контроля, несмотря на то, что были утверждены Указами Президента, содержат в себе все три основных компетенционных элемента.
Как уже было отмечено ранее, в большинстве положений выделяются три элемента компетенции ОИВ: задачи, функции (полномочия) и полномочия (права). Однако зачастую при обозначении данных компетенционных элементов используются не совсем корректные формулировки. Так, в частности, встречаются положения (Положение о Министерстве иностранных дел, Положение о Министерстве юстиции и др.), которые, де-факто, отождествляют термины "полномочия ОИВ" и "права ОИВ". Кроме того, зачастую смешиваются понятия функций и полномочий ОИВ, когда данные термины употребляются в синонимичном значении (Положение о Министерстве экономики, Положение о Министерстве архитектуры и т.д.).
В качестве отличительной черты белорусской правовой системы можно выделить расширительный подход к трактовке содержания функций ОИВ. Известно, что понятие функции в российской правовой доктрине определяется как общее направление деятельности. При этом данный термин отражает предмет и конкретный результат деятельности ОИВ. Так, например, в качестве функции определенного ОИВ может рассматриваться "выработка государственной политики в бюджетной сфере", "нормативно-правовое регулирование в бюджетной сфере" и т.д. Тем не менее, в белорусской правовой системе содержание понятия функций ОИВ трактуется расширительно. Так, например, в Положении о Министерстве Финансов Республики Беларусь в качестве функции рассматривается не только "разработка основных направлений бюджетно-финансовой политики", но и, в частности, "организация работы по составлению республиканского бюджета", что в российской практике описания компетенции ОИВ было бы рассмотрено как полномочие. Впрочем, вместе с термином "функции" по отношению к одним и тем же элементам компетенции ОИВ в Республике Беларусь зачастую употребляется термин "полномочия", что, как уже отмечалось ранее, приводит к смешению данных понятий.
Согласно последним научным исследованиями российских ученых-правоведов понятие полномочий ОИВ отражает закрепленные в законодательстве средства и методы реализации субъектом управления своих функций. Так, например, в Положении о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, наряду с конкретными полномочиями по "принятию нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности" или "проведению конкретных переговоров", встречаются полномочия более общего характера, такие как "участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения научно-технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями". В Республике Беларусь, напротив, полномочия носят исключительно функциональный характер ("издание нормативных правовых актов", "проведение совещаний", "учреждение печатных изданий МИД" и т.д.). В этом смысле полномочия белорусских ОИВ напоминают права, которыми в России наделяются конкретные государственные органы. Тем не менее, зачастую для обозначения данных "прав" в Белоруссии используется именно термин "полномочия".
Помимо всего прочего, своеобразной отличительной чертой белорусского подхода к описанию компетенции ОИВ можно считать непременное выделение в рамках Положений задач ОИВ. Фактически задачи являются в правовой системе Республики Беларусь неотъемлемым элементом компетенции ОИВ.
В Республике Беларусь, как, впрочем, и в Российской Федерации, классификация функций и полномочий ОИВ оставляется на откуп науке административного права. Положения об ОИВ не содержат в себе критериев и принципов для классификации функций и полномочий соответствующих ОИВ. Тем не менее посредством текстуального анализа конкретных Положений в зависимости от сферы деятельности можно выделить ряд более или менее обособленных групп полномочий ОИВ. Так, например, функции (полномочия) Министерства финансов Республики Беларусь, закрепленные в соответствующем положении, можно при желании разбить на следующие группы:
1) функции (полномочия) в бюджетной сфере;
2) функции (полномочия) в сфере лотерейной деятельности и интерактивных электронных игр;
3) функции (полномочия) в сфере бухгалтерского учета и отчетности;
4) функции (полномочия) в сфере аудиторской деятельности;
5) функции (полномочия) в области внешнеэкономического сотрудничества;
6) функции (полномочия) в сфере обращения драгоценных металлов и камней;
7) функции (полномочия) в области страхования;
8) функции (полномочия) в сфере защиты документов, бланков, ценных бумаг от подделки;
9) функции (полномочия) в сфере обращения ценных бумаг;
10) иные функции (полномочия).
Кроме того, наиболее общая классификация полномочий ОИВ содержится в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года N 424-З "О Совете Министров Республики Беларусь". Так, в рамках данного нормативно-правового акта полномочия Совета Министров Республики Беларусь подразделяются на:
1) полномочия в экономической сфере;
2) полномочия в финансовой сфере;
3) полномочия в области науки и образования;
4) полномочия в области культуры и архивного дела;
5) полномочия в области здравоохранения;
6) полномочия в области социального обеспечения, охраны и оплаты труда;
7) полномочия в области охраны окружающей среды;
8) полномочия в области гидрометеорологической деятельности;
9) полномочия в области обеспечения законности и правопорядка;
10) полномочия в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства;
11) полномочия в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
12) полномочия в области кадровой политики;
13) иные полномочия.
В Российской Федерации существует аналогичная классификация полномочий, которая представлена в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Безусловно, существует ряд отличий российской классификации от белорусского аналога. Так, например, в российской версии выделяются отдельно общие полномочия Правительства, которые в Белоруссии фактически зафиксированы в Конституции и не дублируются в Законе "О Совете Министров Республики Беларусь". Кроме того, в Российской Федерации в одну группу объединяются полномочия в сфере науки, образования и культуры, а также в ФКЗ "О Правительстве РФ" не выделяются отдельно полномочия в сфере здравоохранения. Помимо всего прочего, белорусский закон обосабливает такие группы полномочий, как полномочия в области гидрометеорологической деятельности и полномочия в области кадровой политики, что, в свою очередь, не характерно для российского законодательства.
Необходимо отметить, что рассмотренная классификация носит весьма общий характер и вряд ли применима на уровне конкретных министерств и комитетов. Тем не менее, она оказывает значительное влияние на структуру исполнительной власти в Республике Беларусь.
В науке административного права широкое распространение получила классификация, основанная на терминах, которыми обозначаются функции (полномочия) ОИВ. Рассмотрим ее на примере нескольких ОИВ Республики Беларусь (таблица 2).
Таблица 2
Частота использования терминов, обозначающих
основные полномочия органов исполнительной власти
в Республике Беларусь
Термины, отражающие характер полномочия |
Минфин РБ |
МВД РБ |
Минтруд и соцзащиты РБ |
МИД РБ |
Департамент ценовой политики Минэконом РБ |
1. Распорядительные |
38 |
7 |
15 |
4 |
7 |
1.1. Решает (реализует) |
6 |
- |
5 |
3 |
3 |
1.2. Определяет (создает, отменяет) |
6 |
6 |
3 |
1 |
3 |
1.3. Устанавливает |
23 |
1 |
2 |
- |
1 |
1.4. Утверждает |
3 |
- |
5 |
1 |
- |
1 5. Назначает |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Регулирующие |
11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2.1. Руководит (Регулирует) |
9 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2.2. Рассматривает |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2.3. Предлагает |
1 |
- |
- |
- |
- |
2.4. Направляет |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
3. Организационно-контрольные |
45 |
34 |
45 |
41 |
19 |
3.1. Организует |
11 |
18 |
19 |
- |
2 |
3.2. Обеспечивает |
4 |
5 |
3 |
10 |
5 |
3.3. Координирует |
4 |
1 |
10 |
23 |
1 |
3.4. Согласовывает |
3 |
- |
1 |
1 |
1 |
3.5. Контролирует |
23 |
7 |
10 |
6 |
9 |
3.6. Принимает меры |
- |
3 |
2 |
1 |
1 |
4. Исполнительские |
61 |
25 |
53 |
48 |
15 |
4.1. Разрабатывает (подготавливает) |
15 |
5 |
21 |
2 |
10 |
4.2. Представляет |
2 |
- |
1 |
1 |
- |
4.3. Учитывает |
- |
- |
- |
- |
- |
4.4. Отчитывается (доклад) |
- |
- |
- |
- |
- |
4.5. Осуществляет (меры) |
30 |
14 |
15 |
24 |
2 |
4.6. Анализирует (обобщает) |
9 |
3 |
5 |
4 |
2 |
4.7. Участвует (содействует) |
5 |
3 |
11 |
17 |
1 |
5. Иные полномочия |
41 |
24 |
19 |
30 |
12 |
Итог |
196 |
93 |
135 |
126 |
56 |
В представленной выше таблице рассмотрены лишь основные термины, используемые для описания функций (полномочий) ОИВ в Республике Беларусь. К ним можно добавить еще около тридцати понятий, среди которых фигурируют такие термины, как "проводит", "вносит", "ведет" и т.д.
Резюмируя, хотелось бы подчеркнуть, что основным отличием системы функций и полномочий ОИВ Республики Беларусь от аналогичной системы в Российской Федерации является ее терминологическое своеобразие. На наш взгляд, необходимо сопоставить терминологическую базу российской и белорусской правовых систем. Таким образом, предлагаем считать белорусский термин "функции ОИВ" равнозначным российскому термину "полномочия ОИВ". При этом белорусский термин "полномочия ОИВ" необходимо признать синонимичным российскому термину "права ОИВ".
