- •Глава 1. Общество в царское и раннесоветское время
- •Часть I. 1931-1941 гг.
- •Глава 2. Мобилизация в первой половине 1930-х.
- •Глава 3. Возникновение русскоцентричного этатизма.
- •Глава 4. Идеология в довоенном образовании.
- •Глава 5. Популяризация государственной идеологии через массовую культуру.
- •Глава 6. Массовое восприятие национал-большевизма накануне войны
- •Глава 8. Идеологические уроки в тылу
- •Глава 9. Советское массовое искусство и пропаганда в годы войны.
- •Глава 11. Восприятие официальной пропаганды населением в годы войны.
- •Глава 11. Идеология в годы «ждановщины» и расцвета сталинизма.
- •Глава 12. Партийное и народное образование в первые послевоенные годы.
- •Глава 13. Советская массовая культура в послевоенный период.
- •Глава 14. Воздействие идеологии на массы в последнее десятилетие сталинского режима.
- •Глава 15. Пределы русскоцентризма сталинской эпохи: «Ленинградское дело» 1949 г.
Глава 5. Популяризация государственной идеологии через массовую культуру.
Развёртывание социалистического реализма в 1932-1934 гг. Во многом соцреализм был уступкой консервативным литературным вкусам общества на массовом уровне. Во многом формировался под влиянием произведений Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова и Некрасова.
После 1932 г. изменился также выбор произведений классиков для переиздания: в первую очередь, те темы и сюжеты, к-рые подчёркивают значимость патриотизма.
В течение 1920-х гг. Наркомпрос последовательно изымал из школьных и публичных библиотек произведения Пушкина. После 1933 г. наоборот начинается полномасштабная «реабилитация» Пушкина.
Когда началось многомиллионное издание Полного собрания Пушкина, его издавали как популярное, академические комментарии подвергались сокращениям и изъятиям (<= популизм).
Образовалась тенденция выделять темы русской направленности.
В 1937 г. во время юбилейных торжеств прямо и безоговорочно подчёркивалась русская этническая принадлежность Пушкина.
Пушкин бил рекорды по количеству публикаций, за ним шли Лермонтов и Л. Толстой.
Тогда же пишутся эпическо-героические произведения о Кутузове (Соловьёв), Петре Первом (Толстой), Минине (Костылёв). Ян пишет роман о Чингис-хане, Бородин - о Дмитрии Донском, Сергеев-Ценский - об осаде Севастополя.
Первоначально некоторые редакторы (идейные коммунисты, чье взросление пришлось на культурную революцию 1928-1931 гг.) реагировали критически-негативно на появившиеся произведения.
В мае 1936 г. сняли с репетиции булгаковского «Ивана Васильевича» <= комичность изображения Ивана Грозного.
Опера Демьяна Бедного «Богатыри», где князь Владимир показан нерешительным трусом, подверглась жёсткой критике осенью 1936 г. и снята с репертуара.
Булгаков пишет либретто к «Минину и Пожарскому» + предложил создать оперу о Пугачёве и адаптировать к советской сцене «Жизнь за царя» Глинки. В начале 1937 г. Булгаков начал работать над произведением про Петра Первого.
В 1939 г. вышел «Иван Сусанин» с либретто Городецкого. Другие театральные постановки конца 1930-х гг. воскрешали исторические личности (Хмельницкий, Суворов, Нахимов, Кутузов), совершенно не всписывающиеся в марксистские идеологические догматы.
Контраст: в 1934 г. вышел «Чапаев», а в 1937 г. «Пётр Первый», к-рый по популярности почти обошёл «Ленина в Октябре» Ромма.
В 1938 г. вышел «Александр Невский».
Чуть позже вышли фильмы о Минине и Пожарском, о Суворове, о Хмельницком.
Simul выходили фильмы о Пугачёве и об иностранных революционерах.
Переход от пролетарского интернационализма к национал-большевизму осуществлялся нерешительно и медленно.
В Третьяковской галерее в начале 1939 г. открылась открылась масштабная выставка на темы русской истории (картины со всех музеев страны). В 1938 г. в Литературном музее прошла выставка, посвящённая «Слово о полку Игореве». В Государственном историческом музее прошла выставка, посвящённая Великому Новгороду, с многочисленными отсылками к Александру Невскому. В этнографическом музее Ленинграда экспозиция была организована так, чтобы подчеркивать «прогрессивность» русского народа в сравнении с народами нерусскими. В Эрмитаже была организована экспозиция «Военное прошлое русского народа».
В Москве Биржевую площадь переименовывают в Пушкинскую, именем Пушкина называют театр, музей, центральную улицу, набережную + переименовывают в честь него Останкино и Царское село.
Памяник Пушкину развернули на 180°: лицом к улице Горького, спиной к Страстному монастырю.
Во второй половине 1930-х стало ясно, что памятники являются мобилизационными символами => привели в порядок Полтаву и Бородино. Отреставрировали памятники Багратиону и Кутузову; открыли для туристов Ясную Поляну и Троицко-Сергееву Лавру.
Однако не все памятники были «реабилитированы»: своеобразным водоразделом стала Крымская война.
Итак, к концу межвоенного периода три категории системы образов были воссозданы или придуманы экспромптом:
1) популяризованы были конкретные события, имена и даты => этатистская тема (формирование и сохранение империи Романовых + Московской и Киевской Руси): Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Пётр Первый.
2) русский народ провозглашался «первым среди равных» => широкий спектр пропаганды: от ведущей роли русских в государствен. строительстве до шовинистического приписывания русским передового культурного положения и статуса «старшего брата».
3) сталинский ориентализм: русские провозглашались «политическим народом», именно они стали единственными обладателями политической истории; все нерусские народы оказывались олицетворением традиционализма. Воплощением этой идеи стали Ленинградский этнографический музей, ВСХВ и Московский метрополитен. Ориенталистские репрезентации изображали огромную пропасть между русским народом и нерусскими народами.
