Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ооо.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
527.41 Кб
Скачать

§ 4. Органы полиции и политического сыска в период империализма

В конце XIX - начале XX века капитализм в России вступил в высшую и последнюю стадию - империализм. Сохранение абсолютной монархии, помещичьего землевладения, других пережитков феодализма привело в начале XX века к острейшим классовым противоречиям в России. Центр мирового революционного движения переместился в Россию.

В стране назревала революционная ситуация, вылившаяся в первую русскую буржуазно-демократическую революцию.

Главным объектом политического сыска России в начале XX века стал рабочий класс и его революционный авангард - партия большевиков.

Для борьбы с революционным движением царское правительство использовало сложившуюся к тому времени систему жандармско-полицейских органов, которую с учетом обстановки и новых задач потребовалось лишь несколько изменить. Еще в начале 1899 года был принят закон "Об усилении состава полиции в районах промышленных заведении", по которому была создана социальная фабрично-заводская полиция. В связи с ростом крестьянских выступлений в 1903 году в уездах были организованы, новые подразделения полиции - отряды сельской полицейской стражи. Они состояли из урядников и стражников, которые размешались по всем волостям уезда. Сельская полицейская стража представляла собой вооруженное подразделение полиции (урядниками назначались, как правило, лица из отставных и уволенных в запас нижних воинских чинов). Урядники и стражники должны были выполнять общие полицейские обязанности и оказывать содействие жандармерии.

Были увеличены штаты общей полиции и улучшено материальное положение ее сотрудников. В 1904 году увеличиваются штаты губернских жандармских управлений.

В 1902-1903 годах во всех крупных городах России были созданы специальные органы политического сыска - охранные отделения. Позднее в целях координации их деятельности были организованы районные охранные отделения, каждое из которых руководило деятельностью охранных отделений в нескольких губерниях. В 1906 году было принято Положений" о районных охранных отделениях, а в 1907 году - Положение об охранных отделениях.

Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел Департамента полиции, созданный еще в конце XIX века. Вмешательство других учреждений, кроме Департамента полиции и начальников районных охранных отделений, в деятельность местных охранных отделений не допускалось.

Положения предусматривали тесные контакты охранных отделений с жандармскими управлениями, однако организационного объединения этих двух систем органов политического сыска не произошло.*

В последующие годы была предпринята попытка укрепить организационные связи между охранными отделениями и жандармскими управлениями. Об этом свидетельствует принятая в 1914 году Инструкция по организации внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях.

Начальники охранных отделений должны были передавать начальникам губернских жандармских управлений свою информацию по делам, которые вели органы жандармерии.

Сотрудники жандармерии и общей полиции, получая из негласных источников сведения по политическим делам, обязаны были передавать их в охранные отделения. Органы жандармерии и полиции не могли осуществлять обыски, выемки и аресты без ведома начальника охранного отделения.

По Положению 1907 года начальники охранных отделений должны были поддерживать тесные контакты с генерал-губернаторами, губернаторами и градоначальниками. Во главе охранных отделений стояли, как правило, жандармские офицеры. Охранные отделения имели секретных агентов, агентов наружного наблюдения и осведомителей. Важнейшей задачей охранных отделений являлось освещение деятельности "революционных сообществ".

Анализ методов розыскной деятельности этих учреждений показывает, что среди них прочное место заняла провокация. Изданная в 190? году специальная инструкция по ведению "внутреннего секретного наблюдения" требовала от начальников охранных отделений широкого использования секретных агентов-провокаторов. Инструкция предлагала вербовать агентов из лиц, непосредственно входивших в революционные организации или тесно связанных с ними. И ней указывалось, что секретный сотрудник не должен "уклоняться от активной работы, возлагаемой на него данным сообществом" были направлены на то, чтобы не допустить или затруднить деятельность агентов иностранных государств. В отдельные особо охраняемый районы государства иностранцы не допускались, земли им там не продавалась. В 20-е годы лицам иностранного происхождения по специальному сенатскому указу запрещалось приобретать земельную собственность и возводить постройки в непосредственной близости от пограничных укреплений. Сенатским указом от 31 августа 1719 года была введена регистрация всех иностранцев, приезжавших в Петербург для поступления на русскую службу. Тем же указом был установлен особый порядок выдачи иностранцам паспортов для обратного их выезда из России. В этой связи ведомство, где иностранец проходил службу, должно было представить о нем сведения в Коллегию иностранных дел, которая с учетом полученной на иностранца информации решала вопрос о выдаче ему паспорта.

Важное место среди общепредупредительных мер занимали меры по сохранению государственной тайны. Во всех государственных учреждениях, располагавших секретными материалами, должна была создаваться специальная служба. 43-я глава Генерального регламента о государственных коллегиях четко определяла порядок регистрации, учета и ведения всех дел в коллегиях, а в 44-й главе регламента предусматривалось создание двух государственных архивов: при Коллегии иностранных дел и Ревизион-коллегии. Все государственные учреждения в зависимости от характера дел должны были по прошествии трех лет сдавать их под расписку в один из указанных архивов. Для осуществления контроля за неукоснительным соблюдением данных правил в каждой коллегии учреждалась должность "фискала от коллегии". Необходимость сохранения секретов предопределяла строгий отбор чиновников в государственные учреждения, чего всегда требовал Петр I. Он же строго предупреждал о недопустимости изложения секретных сведений в частной переписке между чиновниками.

К общепредупредительным мерам борьбы с иностранными агентами следует отнести и организацию наблюдения органами общей полиции. В указе Петра I от 25 мая 1718 года говорилось о том, что следует "накрепко смотреть приезжих, какие люди, и чтоб всякий хозяин тотчас объявил, кто к нему станет и какой человек ...". Устав благочиния или полицейский от 8 апреля 1782 года подробно определял аналогичные обязанности квартального надзирателя.

В качестве общепредупредительной меры, а также меры, используемой при расследовании деятельности уже выявленного агента противника, применялась перлюстрация (тайное прочтение) корреспонденции. Перлюстрация как контрразведывательное средство применялась еще при Петре I, но в наиболее широких масштабах она стала использоваться при императрице Елизавете. Умело применяя перлюстрацию, канцлер Бестужев разоблачил шпионов Лестока и вице-канцлера Воронцова.

На протяжении XVIII века для борьбы с иностранными агентами широко использовался розыск. Розыск лиц, уже известных властям, сопровождался такими мерами, как публичное объявление о появлении шпиона или группы шпионов в том или ином районе государства, сообщение характерных особенностей внешности разыскиваемых и т.п. В тактическом отношении розыск проводился открыто, что давало возможность использовать при розыске не только должностных лиц, но и население.

Активной мерой в борьбе с иностранными агентами являлось приобретение осведомителей в стране противника. Через таких осведомителей правительство России получало данные на шпионов, засланных в Россию или завербованных из числа российских подданных.

В XVIII веке большое значение придавалось вопросам правового регулирования борьбы с подрывной деятельностью агентов иностранных государств, с изменой Российскому государству со стороны отдельных его подданных. В деятельности по правовому регулированию борьбы с иностранными разведками в XVIII веке можно выделить два основных направления: определение состава шпионажа и других государственных преступлений, объектом посягательства которых являлась внешняя безопасность государства; правовое обеспечение организации конкретных мер по борьбе со шпионажем и другими формами подрывной деятельности противника.

Определение признаков состава шпионажа и других государственных преступлений, направленных на подрыв безопасности государства, имело огромное практическое значение для тех государственных органов, которые были призваны вести борьбу с данными преступлениями, Уяснение состава этих преступлений позволяло правильно подойти к определению признаков подрывной деятельности иностранных агентов. А по этим признакам можно было выявлять и разоблачать неприятельских шпионов и других преступников.

Разработке состава государственных преступлений в начале XVIII века большое внимание уделял Петр I. В подготовленных при его непосредственном участии двух основных сборниках уголовного права - Воинском уставе и Морском уставе - соответственно имелись главы XVI и XII под одинаковым названием "О измене и переписке с неприятелем". В этих главах определялись составы преступлений, по которым квалифицировалась подрывная деятельность агентов иностранных государств, а также изменническая деятельность отдельных лиц из числа российских подданных.

В деле правового обеспечения организации конкретных мер по борьбе со шпионажем и другими формами подрывной деятельности большое значение придавалось правовому регламентированию общепредупредительных мер. Активное нормотворчество в этом плане проявлял Сенат России. Сенатскими указами определялся порядок регистрации иностранцев в России, режим их проживания и т.п. Нередко Петр I издавал специальные указы по розыску неприятельских агентов. Такой указ, в частности, был принят в 1706 году для организации розыска шведских диверсантов.

Правовое регулирование борьбы с подрывной деятельностью иностранных разведок оформлялось юридическими правовыми актами, имевшими форму указов, регламентов, уставов. Эти акты, как правило, обладали высшей юридической силой, так как издавались от имени монарха и в редких случаях от имени Сената - высшего государственного органа, ответственного непосредственно перед императором.

Таким образом, на протяжении всего XVIII века Россия была объектом постоянных разведывательных устремлений со стороны иностранных государств. Следует подчеркнуть, что какого-либо специального органа для борьбы с подрывной деятельностью противника у России в то время не было.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]