Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции Должанова П.Б..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
9.3 Mб
Скачать
  1. Орловская рысистая порода лошади.

Работа по выведению орловской рысистой породы началась примерно с 1780 г. В этой работе особо необходимо отметить деятельность графа А.Г.Орлова - Чесменского (1737 - 1807). Была намечена задача получить быструю выносливую упряжную лошадь, способную рысью везти тяжелые кареты на большие расстояния.

Ранние коннозаводские опыты А.Г.Орлова относились еще к 60-м годам XVIII века и велись в подмосковном имении Остров (село Остров в настоящее время находится недалеко от станции Люберцы, здесь сохранился конный двор времен А.Г.Орлова).

По распоряжению Екатерины Второй Орлов имел возможность выбрать для своего завода лучших жеребцов и маток из дворцовых конных заводов. Очевидно, основную часть отобранного поголовья составляли лошади излюбленных пород того времени - испанской, датской, неаполитанской, английской, арабской, персидской, туркменской. Сюда стали поступать жеребцы и кобылы, приобретенные А.Г.Орловым во время русско-турецкой войны. По окончании войны в 1774 г. в Остров были приведены 12 жеребцов и 9 кобыл из Аравии и Турции, в их числе родоначальники орловских пород жеребцы Салтан и Сметанка. Серебристо-серый арабский жеребец Сметанка был куплен Орловым в Аравии за фантастическую цену - 60000 рублей (годовой бюджет Государственного коннозаводства в 1774 году составлял 25000 рублей).

Сметанка был лошадью исключительной. Он отличался большим ростом, нарядным эктерьером, превосходными движениями на всех аллюрах, в том числе легкой свободной рысью. Удлиненный корпус придавал ему сходство с упряжной лошадью. По утверждению специалистов того времени Сметанка был лучшей арабской лошадью.

Ввиду исключительной ценности Сметанки А.Г.Орлов не решился доверить его морским стихиям и отправил его не на кораблях вместе с другими лошадьми, а сухим путем. С охранной грамотой от турецкого правительства и в сопровождении конвоя Сметанку повели через Турцию, Венгрию и Польшу. Путь до Москвы занял около двух лет, и в Остров жеребца привели только в 1776 году.

В заводе Острова в 1776 г. кратковременно , но плодотворно использовали родоначальника орловской верховой породы бурого Салтана I. В 1778 году здесь была получена единственная ставка от Сметанки.

В условиях сурового климата Подмосковья ведение конного завода было сопряжено с большими потерями. Введенные западноевропейские и особенно южные азиатские лошади на пастбищах часто простужались и погибали. Не выдержав более одной зимы, пали Салтан и Сметанка. Конюшенное содержание еще более изнеживало молодняк.

В 1776 году Екатерина Вторая “пожаловала” графу Орлову-Чесменскому земли в Бобровском уезде Воронежской губернии - 120000 десятин непаханной степи, где веками паслись только сайгаки да дикие лошади-тарпаны. В 1776 г. в поместье Хреновое был основан конный завод, куда в период до 1778 г. постепенно из Острова было переведено конское поголовье. В 1818 г. было завершено строительство капитальных конюшен. К концу века поголовье конематок составляло 500-600 голов, а общая численность лошадей - до 3000.

Было применено закаливающее содержание лошадей с ранней весны до поздней осени, т.е. 7-8 месяцев в году лошади пользовались пастбищем. Основную часть рациона зимой составляло высококачественное сено и яровая солома, племенные лошади получали концкорма. Проводился обязательный заводской тренинг молодняка соответственно цели выращивания каждой породы в рысистом, верховом и чистокровном отделениях.

После смерти графа А.Г.Орлова через три года - в 1811 г. управляющим Хреновским конным заводом стал В.И.Шишкин, в течение двадцати лет до 1831 г. он довел завод до расцвета.

В создании орловской рысистой породы основную роль сыграл сын Сметанки и буланой датской кобылы Полкан I. Успех использования Полкана I объясняется, во-первых, упряжным типом его матери - датской кобылы; во-вторых, присущим Полкану I особенностям его экстерьера - относительно большой головой, лебединой, но малоподвижной шеей - признаками, недопустимыми для верховой лошади, но вполне приемлемыми и даже полезными для упряжной. В тоже время, Полкан I еще не обладал главным свойством, чего добивался Орлов - способностью бежать резвой рысью. Это свойство приобрели дети Полкана I от выведенных из Голландии фризских кобыл, улучшенных прилитием варварийской крови. В заводе использовали 7 жеребцов и 21 кобылу от Полкана I. Подлинным родоначальником рысистой породы стал Барс I, рожденный в 1784 г. от серой голландской матки N2. По соему росту, экстерьеру, силе и, главное, выдающимся рысистым способностям, Барс I соответствовал типу нарядного могучего рысака, которого стремился вывести А.Г.Орлов.

Барса I использовали в заводе 17 лет. Кобыл к нему подбирали четырех групп: арабо-датско-голландских, арабо-мекленбургских, английских упряжных (рысистых), чисто верховых. В полученном потомстве происходило накапливание положительных качеств арабо-датско-голландского комплекса. Наибольший успех был достигнут от сочетания Барса I с арабо-мекленбургскими кобылами, в результате чего были получены вороной Любезный I (1804 г.р.) и серый Лебедь I (1804 г.р.). Любезный I был любимым рысаком А.Г.Орлова. В заводе от Барса I были оставлены 8 сыновей и более 100 дочерей и внученк.

В 1836 году два жеребца - Бычок (1824) и Лебедь (1829) стали первыми орловскими рысаками, пробежавшими три версты резвее шести минут, Бычок установил рекорд 5 мин. 45 сек. Они были потомками Холстомера (Мужика), сына Барса I.

Последним из сыновей Барса I, оставленных в заводе, был Лебедь I, его использование было в высшей степени успешным. Особенно удачным было сочетание линий Любезного I и Лебедя I, которое В.О.Витт назвал “золотым скрещиванием”.

Потомок этого сочетания Лебедь IV был прямым предком рекордиста Улова.

При выведении рысистой породы в Хреновском заводе в значительной степени использовался инбридинг. Вначале он применялся на Сметанку, затем на Полкана I, и наконец на Барса I.

Таким образом, консолидация породы, особенно в первом десятилетии XIX столетия была достигнута путем использования близкородственного разведения, однако Орлов и Шишкин почти никогда не допускали кровосмешения, т.е. спаривания отца с дочерью или брата с сестрой. Обычно общие предки повторялись в рядах родословных II-III, III-III, III-IV. Одновременно проводилась внутрипородная дифференциация путем создания линий, разведение по линиям было новаторским приемом Орлова и Шишкина. Необходимым условием успеха был самый жесткий отбор как по экстерьеру, так и по работоспособности. Все рысаки проходили тренинг и испытания. Ни одна, даже самая нарядная лошадь, не получала заводского назначения, если она не была способна резво бежать. Рабочие качества испытывались как в резвом беге на короткие дистанции концами по 200 сажень (426), так на значительные расстояния - 18 верст (19,2 км).

Размах племенной работы в Хреновском заводе виден из следующих данных. Первоначально в завод были приведены и дали потомство 42 жеребца разных пород. Из 500 помесей первого поколения в рысистом отделении были оставлены 23 производителя (от 9 отцов). Во втором поколении родилось не менее 750 голов, из которых в производители отобрали 25 (от 7 отцов), в том числе Барса I. В третьем поколении было около 1000 голов приплода, но среди них только 12 сыновей Барса I сыграли основную роль в создании рысистой породы. Такой размах работы, отбор лучших производителей требовали колоссальных материальных затрат, что дало возможность создания рысистой породы.

Со второй половины 20-х годов XIX столетия стал значительно расширяться собственный конный завод В.И.Шишкина в селе Алексеевском Бобровского уезда Воронежской области. Шишкин стал регулярно покупать через третьих лиц на московских аукционах десятки молодых кобыл, которых сам же отправлял на продажу из Хреновского завода. В качестве производителей использовались Молодой Атласный и его полубрат Безымянка 1823 г. р. Кроме того, систематически проводилась тайная случка Шишкинских кобыл с лучшими производителями Хреновского завода. Таким путем были получены несколько первоклассных жеребцов и кобыл, оставленных Шишкиным в производящем составе своего завода, качество которого существенно возросло. Именно благодаря В.И.Шишкину орловский рысак распространился в частных конных заводах и стал основной русской заводской рысистой породой. Во всех российских губерниях возникло множество частных рысистых заводов, к 1850 г. их было уже сто.

3 февраля 1845 г. Хреновской конный завод был куплен в государственную казну у А.А. Орловой-Чесменской.

В 1870-1880 г.г. орловский рысак не встречал конкуренции на западноевропейский ипподромах. После того, как Бедуин Хреновского конного завода поразил всех своей резвостью на Всемирной выставке в Париже в 1867г., пробежав 3 км за 4 мин.45 сек., спрос на орловских рысаков значительно возрос. Агенты конноторговых фирм из Вены, Берлина и Парижа покупали в России целые ставки рысистых конных заводов; несколько партий орловских рысаков было продано даже в Аргентину.

Однако, в конце 1880 г. у орловцев появились конкуренты - американские рысаки.

Орловский рысак соединяет хороший экстерьер с выносливостью и хорошими движениями на шагу и на рыси. Промеры - высота в холке - жеребцы 161 см, кобылы 158 см; обхват груди - жеребцы 183 см, кобылы 180 см; обхват пясти - жеребцы 20,3, кобылы 19,8 см.

После Октябрьской революции в СССР созданы мужские линии Воина (2.12, 4.36), Ловчего (2.13), Барчука (2.12), Ветерка (2.16), Вандала (2.11), Эльбруса (2.10).