- •1. Проблема мультидисциплинированности в арх. Второй половины 20 века.
- •2. Специфика противостояния функционализма и традиционализма в рамках послевоенной арх-ной практики.
- •4. Мис ван дер Роэ творческие методы интернационального стиля.
- •5. Стандартизация и типовое серийное строительство в Европе и сша.
- •6. Проблема «иконоборчества» в истории становления и развития Современного движения.
- •8. Группа х и социальный эксперимент современной арх-ры.
- •9. Специфика развития позднего модернизма. Новый брутализм, голандский структурализм, японский метаболизм.
- •10. Элисон и Питер Смитсон и британская арх-ная школа после второй мировой войны.
- •13.Луис Кан и новый брутализм в сша.
- •14. Алдо ван Эйк и теория конфигуративного порядка.
- •15. Архитектура «homo ludenz” и градостроительный утопии 1960-х годов.
- •16. Архитектурная ассоциация в Лондоне и ее влияние на развитие архитектурной практики последней четверти 20 века.
- •17. Чарльз Мур и Майкл Грейвз . Влияние американского поп-арта на развитие постмодернистской архитектурной практики.
- •19. Переосмысление исторических стилей в практике архитекторов-постмодернистов. Два пути реконструкции истории: сша и Европа.
- •20. «Суперманьеризм» и подход к организации пространства в архитектуре постмодернизма.
- •21. Переосмысление классического наследия в творчестве Рикардо Бофилла.
- •23.Рем Колхас и эксперименты бюро ома.
- •24. Деконструктивизм в архитектуре. Главные теоретические труды и практика.
- •25.Эволюция творчества Захи Хадид. Параметрицизм Патрика Шумахера.
- •27. Ричард Роджерс и формирование хай-тека.
- •28.Сантьяго Калатавра. Особенности творческого метода.
- •29 Основные характеристики и пути развития направления хай-тек.
- •30. Скандинавская архитектурная традиция и принципы современной эко-культуры.
1. Проблема мультидисциплинированности в арх. Второй половины 20 века.
2. Специфика противостояния функционализма и традиционализма в рамках послевоенной арх-ной практики.
Функционализм стал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы. Глава и идеолог направления - Вальтер Гропиус. Классический пример этого направления - здание Баухауза в Дессау. В Голландии идеи функционализма пропагандировала группа "Стиль".
После войны были реализованы все масштабные замыслы, о которых грезили архитекторы в период между войнами. Это была идеальная ситуация для воплощения идей модернистов о радикальной расчистке центра города от старых тесных кварталов. В результате бомбардировок в период захвата стран нацистскими войсками были почти полностью уничтожены ряд городов, поэтому необходимо было принимать решение об их восстановлении. Казалось очевидным, что придумать единую схему реконструкции для всех разрушенных населенных пунктов невозможно. Чтобы определить предмет реконструкции, для каждого отдельного города требовалось, с одной стороны, зафиксировать ключевые элементы, необходимые для воссоздания его индивидуального облика (планировка, архитектура), а с другой – понять характер города и исключительность его функции. Сама по себе идея реконструкции города путем воссоздания и консервации памятников архитектуры не была новой. Размышления велись о спасении архитектурного наследия ради сохранности уникальной атмосферы города и его интенсивного развития. Безусловно, не в каждом городе решения о выборе модели воссоздания облика или восстановления функции принимались единогласно.
В первом случае речь идет о воссоздании облика, визуального образа города, во втором – о восстановлении его роли в политике, экономике, культуре.
В ходе дискуссии о возможных реконструкционных моделях архитекторы предложили два вектора развития градостроительства, определенных концепциями, которые отстаивали представители движений традиционализма и функционализма. два важных вопроса: о сохранении исторического характера традиционного города и о необходимости обеспечить функциональное развитие современного передового полиса. В первом случае речь шла о воссоздании визуального образа города, во втором — о восстановлении его роли (в экономике, культуре, политике), и здесь востребованным оказывался классический модернистский аппарат и проекты функционалистов.
Функционалисты осуждали проекты традиционалистов за романтизм и типологическую устарелость. По мнению функционалистов «адаптируя» идею микрорайона традиционалисты не достаточно пытались спрогнозировать социальные взаимодействие между членами разных общин, найти инструменты их интеграции. Для модернистов на этом этапе характерна попытка строго упорядочить жизнь горожан в соответствии с результатами всесторонних исследований. Планируя жилой район, авторы пытались выстроить универсальную иерархию урбанизации на всех уровнях: город организован вокруг исторических кварталов, которые обрастают районами, организованными в свою очередь вокруг районных общественных центров, та же схема повторяется на уровне микрорайонов. в конце 1960-х годов возник серьезный конфликт между жителями и муниципальными властями, связанный с очередной попыткой возвести в историческом центре квартал многоэтажных офисных зданий. Подобный перелом во взглядах стал возможен не только в силу изменений экономической ситуации и завершения фактической реконструкции городов, но также из-за разочарования в модернистской утопии. Все, что ценило «поколение реконструкции» в миг стало отвергаться. Коллективная память о недавнем прошлом играла незначительную роль сразу по окончании войны, но уже в конце 1960-х мировоззрение традиционалистов парадоксальным образом, оказывается востребованным.
3. «иконоборческое очищение». Интернациональный стиль и его наследие.
Интернациональный стиль — ведущее направление архитектуры 1930—1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт Якобус Ауд, Алвар Аалто. Не смотря на безусловную общность, интернациональный стиль никогда не был единым явлением. Тем не менее, его архитектура демонстрирует единство подхода и общие принципы: облегченные конструкции, новые материалы, модульная система, свободный план, каркасная структура, использование простых геометрических форм. Эстетика интернационального стиля снижала значение национальных деталей и исторического декора. Главными формообразующими элементами зданий стали прямые линии, чистые геометрические формы, лёгкие и гладкие поверхности из стекла и металла. В послевоенное время интернациональный стиль стал массовым явлением. Его можно считать явлением идеологического порядка, отражением социальных, политических и художественных стратегий. Критика скучности и ограниченности интернационального стиля прозвучала лишь в 1950—е годы и явилась важнейшим стимулом формирования архитектурного постмодернизма.
