Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Nanak.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
498.69 Кб
Скачать

П роф. Картар Сингх

Содержание

Подготовка к великой Миссии 3

Рождение и раннее детство 3

Образование 4

Священный шнур 6

Чудо за чудом 7

Женитьба и после 8

В Султанпуре 10

«Человечество — моя семья» 11

Все люди — братья 12

Гуру превозносит низкие касты 14

Гуру ставит на место надменных 15

Гуру исправляет ужасного разбойника 17

Четыре путешествия 19

Путешествие на восток (Курукшетра, Панипат и Дели) 19

Хардвар 21

Колдунья околдована 23

Возвращение в Пенджаб 24

Шейх Брахм из Пакпатана 26

Хамза Гхонз из Сиалкота 26

Дуни Чанд из Лахора 28

Карория: Картарпур 29

Джайны, йоги, суфии, Кауда 30

Возвращение с юга 32

Горакхмата становится Нанакматой 33

Мартанд, Мансаровар 34

Визит в Мекку 35

В Багдаде 36

Панджа Сахиб, или Святой отпечаток 39

Вторжение Бабура 40

Гуру в Картарпуре 44

Поселение в Картарпуре 44

Ачал Батала и Мултан 45

Баба Буддха 46

Баба Лехна 47

Возвращение в вечную обитель 48

Подготовка к великой Миссии Рождение и раннее детство

Гуру Нанак, основатель религии сикхов, родился утром 20-го числа месяца баисакх в 1326 году по летоисчислению самват. Этот день соответствует 13-му апреля 1469 г. Но, по некоторым причинам, которые нет необходимости здесь излагать, годовщина его рождения с давних пор отмечается в день полнолуния в месяце картик (октябрь–ноябрь). Он родился в маленькой деревушке под названием Талванди Раи Бхоки. По той причине, что здесь родился Гуру Нанак, эта деревня позднее была переименована в Нанкана Сахиб. Она расположена в 80-ти километрах к западу от Лахора. В настоящее время это район Шейкхупура, Пакистан.

Раи Бхоки изначально был индусским раджпутом из племени бхатти. Он и его сын, Раи Булар, приняли религию фанатичных мусульманских правителей. Затем ему был предоставлен джагир из примерно дюжины деревень вокруг Талванди.

Отца Гуру Нанака звали Калиан Дас Беди. Однако больше он известен под другим именем — Мехта Калу. Сикхи предпочитают звать его Баба Калу. Он состоял на службе у Раи Булара в качестве патвари, или агента и бухгалтера и жил, таким образом, в Талванди.

Мать Гуру звали Мата Трипта. Его старшая сестра, Биби Нанки, родилась в 1464 г. Она получила такое имя потому, что родилась в доме нанке, т. е. в доме своего нана, или деда по материнской линии. Гуру Нанаку, который родился пятью годами позже, дали его имя потому, что он был братом Биби Нанки.

В соответствии с обычаем, принятым среди индуистов, Мехта Калу послал за фамильным священником, или астрологом, пандитом Хардиалом, и попросил его составить джанам патри, или гороскоп, ребенка. Перед тем как приняться за составление гороскопа, пандит пожелал взглянуть на ребенка. После некоторого колебания со стороны Мата Трипты его просьба была удовлетворена. Младенец был вынесен к нему. Увидя его, Хардиал склонился перед ним и прикоснулся к его ножкам. Затем он поздравил Мехта Калу и сказал: «Счастлив ты, действительно очень счастлив должен быть, Мехтаджи, имея такого сына. Он будет великим человеком. Он будет любим и уважаем; более того, ему будут поклоняться как индуисты, так и мусульмане. Его имя и известность распространятся по многим странам. Он достигнет несказанных богатств и почестей. Он будет первым королем среди всех королей».

Сладкими, словно мед, были эти слова для Мехта Калу и Мата Трипты. Баба Калу был мирским человеком. Ему доставляли большую радость мысли о том, что его сын может приобрести славу, богатство и власть, что он может стать преуспевающим человеком этого мира.

В младенческом возрасте Нанак был очень необычным ребенком; он никогда не плакал, — даже тогда, когда был голоден. Счастливая улыбка никогда не сходила с его лица. Всякий, кто его видел, чувствовал притяжение к нему. Когда он лежал в колыбели, его глаза искрились весельем. Временами его лицо становилось спокойным и серьезным. Могло показаться, что он погружен в глубокие размышления.

С годами он подрастал и становился все более обаятельным и очаровательным. Он не был похож на других детей своего возраста. Он не терял времени и энергии на бессмыссленную болтовню и сплетни. Он не совершал ничего озорного или капризного. Ему нравилась простая пища и простая чистая одежда. Он был милым и добрым. Он был рад делать добро другим и помогать тем, кому была нужна помощь. Он любил всех, кому доводилось общаться с ним. Он любил бедных больше всех остальных. Он помогал им всегда, когда мог, и столько, сколько мог. Он отдавал им все, что ему удавалось добыть в доме. Но прежде всего, он отдавал им свою симпатию и любовь. Это делало его счастливым. Он никогда не хвастал своими благородными поступками. Он никогда не позволял гордости входить в его сердце. Он всегда был приятен и скромен.

Нанак был очень здоров и активен. Ему нравилось бегать и играть с другими детьми его возраста. У него было достаточно товарищей по игре. Все они были влюблены в него. Они считали его своим лидером и всегда охотно повиновались ему. Он никогда ни с кем не ссорился. Когда он замечал, что кто-то из его товарищей дерется, он мог заставить их прекратить драку и помириться.

Он также любил своих товарищей. Иногда он брал их к себе домой. Там он мог попросить свою маму дать им конфет. Мата Трипта была добросердечной и щедрой леди. Она искренне любила товарищей своего сына и с готовностью выносила для них поднос, полный конфет. Он сам раздавал конфеты своим друзьям. Ему доставляло огромное удовольствие подобное служение другим. «Такие действия, — обычно говорил он, — нравятся Всевышнему, который любит всех нас».

Рядом с домом Гуру был пруд с чистой водой. Он был окружен зеленым, покрытым травой, участком. Нанаку очень нравилось это место. Иногда он мог ходить в полном одиночестве по берегу пруда или сидеть здесь часами с полузакрытыми глазами, размышляя все время о Боге.

Раи Булар часто наблюдал за Гуру, погруженного в божественную медитацию. Вскоре он начал любить и лелеять Гуру Нанака. Позже он построил на этом месте часовню в память о божественной игре Гуру. Также он превратил пруд в бассейн. Гораздо позднее этот бассейн был расширен последователями Гуру. Красивая гурдвара была построена на этом месте, которое сейчас называется Бал Лила, или Детская площадка.

Вскоре проявилась другая черта его характера. Всякий раз, когда нищий, нуждающийся человек, садх или факир просили у дверей, ребенок бежал в дом, схватывал первую попавшуюся съестную вещь или какой-нибудь предмет из одежды, который мог добыть, и с сияющим и сочувствующим лицом передавал это в руки нищего. Его отцу доставляла мало удовольствия такая «расточительная» благотворительность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]