- •Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Кирово-Чепецка Кировской области
- •Оглавление
- •Вступление
- •Задачи исследования:
- •Владельцы Савальского имения
- •I. 1. Боярин Савали
- •I. 2. Помещики Семичевы
- •I.3. Род Татищевых
- •I. 4. Помещица Овцына
- •I. 5. Помещики де Бособры
- •I. 6. Помещики Александровы
- •Село Савали в годы Первой русской революции
- •Судьба имения в годы Советской власти
I. 5. Помещики де Бособры
После его смерти село перешло к родственникам Овцыной – Фрезе, а затем к Николаю Петровичу де Бособру, который оставил о себе память как поэт. Он устроил в Савалях кирпичный завод и оранжереи, что подтверждает савальский старожил Иван Семенович Чугунов. Он утверждает, что завод был разрушен в середине XX века (по неизвестной мне причине), и еще его отец занимался здесь производством кирпича. Сейчас на месте кирпичного завода бытовые постройки, но неподалеку я обнаружила огромные залежи глины, что наглядно подтверждает мои предположения о том, что завод работал на местном сырье. Николай Петрович интересен не только своей французской фамилией, но прекрасна и трогательна история его любви к своей родственнице Марии Николаевне Депрейс (в замужестве - Мертваго). Эту историю я нашла в статье Е. Поповой в «Сельской правде», 2004 год.
Николай Исаевич Депрейс имел дочь – юную и прекрасную Марию. Его племянник Николай де Бособр и Мария в юности полюбили друг друга, но отец наложил на их брак veto. Николай Исаевич не подозревал всей глубины чувства дочери, разбив тем самым ее жизнь. Сквозь годы понесли этот крест Николай и Мария.
Шло время, они временами виделись, но никогда не оставались наедине. В старых бумагах Марии, после ее смерти, были найдены письма и любовные стихи де Бособра. В 1856 году Николай Петрович тоже скончался, и у него на груди нашли медальон с портретом Марии.
Он умер сорокалетним холостяком, так как будучи верным сыном своего Романовского века, остался верен Марии до конца.
После смерти Николая Петровича во владение вступил его племянник Владимир Владимирович де Бособр. Он имел репутацию грубого, малообразованного картежника и пьяницы. Он очень любил собак и покупал породистых щенят. Чтобы они выросли сильными и здоровыми их вскармливали крепостные крестьянки. Его жена тоже имела крутой нрав: иногда она заходила в прачечную, и если ей не нравилось, как постирано белье, то прачек заставляли пить мыльную воду. При нем управляющим был Кирилла Иванович Кирпичев, а старостой – Епифан Забубенин.
Как и везде в России, в имении работали крепостные крестьяне. О тяготах крепостного гнета мне рассказал один из старожилов - Жирнов Николай Иванович. Все крестьяне работали на помещика. Рабочий день начинался с восходом солнца и завершался на закате. Во время работы староста за малейшую провинность (если крестьянин плохо жнет, оставляет колоски) избивал крепостных нагайкой. Крестьяне работали три дня на себя, три дня на помещика.
А Иван Семенович Чугунов рассказал о дворне помещика. Она составляла семьдесят пять человек. Все, что ими вырабатывалось (вышивали, ткали, шили), отдавалось помещику. При нем крестьян покупали и продавали, выигрывали и проигрывали в карты. Например, крестьян Забубенина и Сорокина де Бособр выиграл в карты у помещика Воронежской губернии. Но однажды Владимир Владимирович проиграл кучера с парой лошадей, несколько семей крестьян в Матвеевский завод Уржумского уезда. Судьбой крестьян полностью распоряжался помещик. Он говорил: «Уравнять надо всех». Сам выбирал жениху невесту и наоборот: жених красивый - невеста безобразная; жених ленив - невеста старательная. В солдаты шли также по воле помещика: отдавал самых ленивых и непокорных.
Жизнь была настолько тяжела, что все мечтали о воле, об улучшении положения. Выбирались из среды крестьян ходатаи перед барином, но все попытки заканчивались высылкой этих крестьян на вечное поселение в Сибирь. Так высланы были Афанасий Раздрогин, Спиридон Крысин.
Интересны сведения о том, как крестьяне в Савалях встретили реформу 1861 года. Манифест об освобождении крестьян был объявлен в марте 1861 года, до Савалей же эта новость дошла только в октябре. Владельцы знали о манифесте, но все еще пользовались даровой рабочей силой и молчали. Но в середине октября приехал в село «генерал» и приказал собрать взрослых крестьян. Они собрались у барского крыльца. «Генерал» объявил о манифесте и поздравил бывших крепостных с освобождением. Они упали на колени и стали благодарить. При отмене крепостного права помещики отрезали земли крестьян. Крестьяне были вынуждены платить большие деньги за землю. Таким образом, отмена крепостного права в 1861 году была проведена в интересах крепостников-помещиков, за счет ограбления крестьянства, как мы знаем из курса истории. А мой пример это еще раз наглядно подтверждает.
