- •Физиологичное (естественное) начало своевременных родов
- •Возможные последствия запланированных родов
- •Нормальная работа окситоцина
- •Общепринятые процедуры и практики в родильных отделениях, способные повлиять на физиологическое выделение окситоцина
- •Нормальная работа бета-эндорфинов
- •Общепринятые процедуры и практики в родах, способные сказаться на работе бета-эндорфинов
- •Нормальная работа эпинефрина-норэпинефрина и других гормонов стресса
- •Общераспространенные практики, способные повлиять на уровень эпинефрин-норэпинефрина и других гормонов стресса
- •Нормальная работа пролактина
- •Общепринятые практики и процедуры, способные повлиять на работу пролактина
- •Выводы и рекомендации
- •Об организации “the National Partnership for Women & Families” (Национальное партнерство для Женщин и Семей)
- •О программах Childbirth Connection
Нормальная работа пролактина
Пролактин – основной гормон репродуктивной системы и производства молока в организме женщины. Благодаря пролактину женский организм готовится к беременности и ГВ, способствует успешной адаптации к роли матери, отвечает за “заботливое поведение” у молодых матерей и отцов у всех млекопитающих. Вне репродуктивной системы его также можно рассматривать как гормон стресса и роста.
Уровень пролактина у женщины начинает расти с раннего срока беременности и может оказывать успокаивающее, антистрессовое воздействие, и также может оказывать положительное воздействие на плод. Ближе к концу беременности дальнейший рост уровня пролактина способствует формированию рецепторов пролактина в мозгу и тканях груди (исследовано на животных). При приближении родов увеличение количества пролактина также способствует утолщению децидуальной оболочки матки и, вероятно, имеет свою функцию в родах. Его присутствие в амниотической жидкости в легких плода в преддверии начала естественных родов может способствовать подготовке респираторной системы к запуску. Уровень пролактина у плода увеличивается ближе к началу родов и может ускорять благополучную адаптацию новорожденного.
Парадоксально, уровень пролактина в организме матери идет на спад по мере прогресса родов, в то время как вне родов стресс провоцирует выброс пролактина. Уровень пролактина резко возрастает прямо перед родами, скорее всего, в связи с пиковой концентрацией бета-эндорфинов и окситоцина, т.к. они оба стимулируют производство пролактина. В дополнение к этому, пролактин стимулирует выброс окситоцина, что обеспечивает окситоциновые пики на последнем этапе родов потуг и в момент непосредственно рождения ребенка.
Высокий уровень пролактина после родов держится несколько часов и может способствовать выработке молока и адаптации роженицы к роли матери. Скачки пролактина и кортизола совместно с ранним и частым прикладыванием к груди могут способствовать формированию рецепторов пролактина, что благоприятно сказывается на выработке молока (так называемая “теория пролактиновых рецепторов”). Выброс пролактина на этапе начала грудного вскармливания связывают с различными аспектами адаптации женщины к роли матери, такими как: уменьшение тревожности, агрессии и мышечного напряжения; адаптивность и формирование социальных предпочтений в пользу ребенка и заботы о нем, пластичность (качества, необходимые для взаимодействия с младенцем, способные лучше настроить матерей на приоритетность заботы о ребенке перед всем остальным).
Общепринятые практики и процедуры, способные повлиять на работу пролактина
В области выяснения вероятного воздействия на работу пролактина общепринятых практик и процедур в процессе ведения беременности и сопровождения родов пока не хватает качественных исследований.
Парадоксально, что стресс в процессе родов может подавить выработку пролактина, в результате чего роженица остается с недостаточным уровнем пролактина во время потуг и родов, что, вероятно, предрасполагает к негативным последствиям стресса, испытанного в родах, на дальнейшее грудное вскармливание. Эпидуральная анестезия может способствовать росту уровня пролактина в родах и падению уровня пролактина сразу после родов, но последствия этого также не изучены. Стимуляция родовой деятельности синтетическим окситоцином также может влиять на выброс пролактина. Простагландины могут подавлять действие пролактина, что также может негативно сказываться на успешности грудного вскармливания.
При применении кесарева сечения женщина может не испытать дородового повышения пролактина, пика пролактина на последних этапах родов и/или повышение уровня пролактина сразу после родов. После КС послеродовой выброс пролактина, связанный с началом грудного вскармливания, также может оказаться менее выраженным либо отсутствовать. Эти и другие факторы могут послужить причиной осложнений при попытках начать грудное вскармливание у женщин, прошедших через кесарево сечение. Также после КС у новорожденных может отмечаться пониженный уровень собственного пролактина, что, вероятно, вызывает затруднения с дыханием и понижение температуры тела. Тому же может способствовать отсутствие катехоламинового всплеска либо его недостаточность.
Разлучение матерей и новорожденных, характерное после КС, может также влиять на уровень пролактина у матерей в послеродовой период. Если разлучение мешает раннему началу грудного вскармливания и налаживанию регулярности и достаточной частоты ГВ, то изменяется процесс формирования пролактиновых рецепторов и это нарушение способно негативно отразиться на дальнейшем производстве молока и успешности грудного вскармливания.
