Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Альманах (сДУ) окончательный.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Фото Очерк об учительской семье Карпенко

Когда видишь людей пожилого возраста, думаешь о том, как важно прожить жизнь недаром, а так чтобы оставить добрый след на земле, принести людям пользу. Эти слова можно отнести к семье учителей Карпенко.

Карпенко Александра Федоровна, учитель химии и биологии – первый педагог с высшим образованием на селе. Более 37 лет отдала воспитанию подрастающего поколения.

Влюбленная в свою работу, много лет занимала должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Смысл жизни этого прекрасного педагога заключается в том, чтобы людям, которые окружают, было хорошо.

С Николаем Ивановичем они живут вместе более 50 лет. Знают Николая Ивановича в селе и стар и млад. С 1953 года, когда бывший моряк вернулся в родное село и взял в руки баян, началась его педагогическая трудовая деятельность учителя музыки. С тех пор и поныне не умолкает музыка человека беспокойного сердца.

Вот уже более пятидесяти лет он воспитывает своим мастерством не одно поколение детей. Полон энергии, которой нет границ, Николай Иванович продолжает работать в школе. Руководит фольклорным ансамблем «Казачата».

В домашнем архиве семьи Карпенко хранится более 70 грамот и дипломов разного достоинства. В 1999 году Николаю Ивановичу присвоено звание «Отличник образования Украины».

Фото Козак Валентина Григорьевна

Родилась в учительской семье в с. Тарасовка Черниговского района в 1926 году.

После окончания Ногайской средней школы, по направлению РОНО, обучалась на годичных курсах учителей русского языка и литературы при Запорожском пединституте, а затем заочно на филфаке Харьковского госуниверситета им. А.М. Горького.

Работала в Запорожской СШ №18, затем в Дрогобычском районе в с. Мистковичи. Но тянуло на родину. С 1950 года работает в Богородицкой ВШ учителем русского языка и литературы.

В 1959 году была назначена директором этой же школы и работала до 1986 года, т.е. до ухода на заслуженный отдых.

Она стремилась, чтобы в коллективе царила атмосфера доверия, уважения, общей увлеченности. Требовательная к себе, она была требовательна ко всем.

На протяжении 27 лет в должности директора в полной мере раскрылся ее организаторский талант и педагогическое мастерство.

На протяжении жизни принимала активное участие в общественной деятельности.

В Самборе была избрана районным депутатом Самборского совета, а в Юрьевке - 20 лет бессменный депутат Юрьевского сельского совета.

За многолетнюю деятельность награждена почетными грамотами районного управления образования и медалью «Ветеран труда».

Из газетных публикаций прошлого

УЧИТЕЛЬ

Фото Смаковский

Он шел тихой неторопливой походкой. Многие из прохожих тепло приветствовали его, справляясь о здоровье. С некоторыми из них он задерживался на несколько минут, о чем-то увлеченно беседовал, давал советы, внимательно выслушивал. Среднего роста, сухощавый немолодой человек легко и непринужденно общался с людьми всех возрастов. Называл их, в основном, по имени-отчеству. Это потому, что хорошо знал людей. Он не только обучал русскому языку в школе, но и дома, индивидуально. Некоторые из воспитанников, благодаря глубоким знаниям своего учителя, закончили различные вузы страны.

- Ты, я вижу по глазам, тоже поступил?- С едва уловимой ноткой сомнения спросил он пышущего здоровьем юношу. Конечно, Григорий Федорович! воскликнул тот, осторожно сжимая руку своего учителя. — Сочинение написал на пятерку, русский устно сдал на бал ниже. Но по конкурсу прошел. — Все о'кей! «Как у нынешней молодежи, все просто,- подумал бывший учитель русского языка, ныне пенсионер Г. Ф. Смаковский. Захотел - поехал, не получилось - вернулся, пошел работать. Возможно, и в мое время некоторые поступали так же. Я же не мог позволить себе подобной роскоши. Жизнь не баловала Смаковского. Родился и рос в бедной многодетной крестьянской семье. Отец умер, когда ему было всего шесть месяцев. Мать с утра до позднего вечера работала за гроши в колхозе. Жили едва сводя концы с концами, лишь бы не помереть с голоду. Пили лихое, Смаковские, полной чашей. Не то, что мяса — свежего хлеба , не всегда удавалось вдоволь наестся. Может, от того и рос младший слабым болезненным.

Малограмотная мать мечтала видеть образованными своих детей. Особые надежды возлагала на сына. Уж очень он тянулся к знаниям. Мечтала, чтобы стал учителем.

Школу Смаковский Г.Ф. заканчивал в Преславе. Ему, как представителю бедняцких слоев сельского населения, выплачивалась небольшая стипендия, большую часть которой отдавал Григорий Федорович матери. А она регулярно откладывала сбережения на покупку, коровы. В селе в те далекие тридцатые годы корова на селе являлась подлинной кормилицей.

Школа на всю жизнь осталась в памяти Григория Федоровича. Кроме русского — вспоминал он, — изучался украинский, болгарский и иностранный языки. Преподавание языков велось в ущерб другим наукам. Урезались часы литературы, математики, истории. Потому большая часть, заканчивающих школу учащихся ни по одному из предметов не получали твердых знаний. В языках «плавали», толком не разбирались ни в одном из них. И при поступлении в ВУЗы не выдерживали элементарной конкуренции, «заваливались» еще на первом экзамене.

Шанс болгарам предоставлялся только в одном из институтов — Одесском педагогическом, где профилировал болгарский сектор, готовились учителя для обучения болгарскому языку.Григорий Федорович, закончив восемь классов, поступил учиться в Преславский педагогический техникум. Ох, как радовалась мать, узнав об этом. Учитель — выходец из бедной крестьянской семьи. Разве можно не гордиться этим? Но радость матери оказалась преждевременной. Чтобы не огорчать ее, сын не сказал о закрытии техникума и о том, что он снова перешел учиться в обычную общеобразовательную школу. Об этом она узнала лишь после получения сыном аттестата, и, естественно, горю и отчаянию ее, казалось, нет предела. Что же ты теперь станешь делать? — спросила, вытирая слезы. - Пойду работать в колхоз.В колхоз? — переспросила отрешенно, и лицо ее потемнело от сковывающей душу боли.Материнское сердце не обманешь. Настоящая, искренне любящая детей мать может прочитать мысли ребенка. Прочла их и мать Григория Федоровича. Она поняла, что для поездки на учебу в город нужны деньги. И когда сына не было дома, она тайно продала корову. Собрала сыну нехитрый чемодан. Узнав об этом, Григорий Федорович пришел в негодование.

Теперь возник вопрос, куда ехать? В Одесский- было стыдно, уж очень бедно одет, а там много учится земляков. И решил поступать в Николаевский институт на факультет математики. В отличие от русскогоязыка, математику он знал хорошо. Сдал на пятерку. Кое-как с помощью товарища написал сочинение по языку, а физику «завалил». Ехать домой? Но коровьи деньги растрачены. Как смотреть в глаза матери?По воле случая Смаковский Г.Ф. поступает на факультет русского языка. Однако с мечтой о математике не расстался. На занятиях тайком решает задачи. Пытается перевестись. Не получается. И тогда, переломив себя, со всей серьезностью берется за изучение русского.На экзаменах Смаковский Г.Ф. вытягивает билет с вопросом о биографии Радищева. Гри­горий Федорович с задачей справился довольно легко, но после окончания рассказа преподаватель заметил:

- Литературу знаете. И тем не менее я вам даже тройки поставить не могу.

- Почему? — удивился Смаковский.

- Вы абсолютно не владеете русским языком. У вас отвратительное произношение. При подобной речи невозможно преподавать в школе русский язык. У вас два выхода: первый — забрать документы, второй — в кратчайший срок в совершенстве изучить русский. Для этого вам придется слушать радиопередачи только на русском языке, на таком же читать литературу, ходить чаще в русский театр и, самое главное, заиметь друга, в совершенстве владеющего русским, чтобы при общении он вас постоянно поправлял.

Но Смаковскому нельзя было отступать, и он выбрал второй путь.

Русификация украинцев и болгар дорого обошлась многим студентам. Не все выдерживали столь огромной нагрузки.

Друга, хорошо знающего русский, искать долго не пришлось, он жил в одной комнате. Радио и литература — тоже не составили проблемы. Сложнее обстояло дело с театром. Денег на него просто не было. Умудрялся скапливать гроши за счет питания. Недоедал. Качало от слабости. Однако в театр, хотя и не часто, ходил. Покупал по дешевке места на галерке.

Слушая воспоминания Григория Федоровича, я мысленно удивлялся тому, как он выдержал, не сломался. Месяцами не знал сытной пищи. Иногда даже не хватало трех копеек на трамвай. Ходил в рваной обуви. Узнав об этом, сокурсники сложились и купили ему новые ботинки. Тогда была другая молодежь. Она знала нищету и не смеялась над ней, а вместе старалась преодолеть невзгоды. А взаимопонимание придавало уверенности.При желании можно выучить любой язык, говорит Григорий Федорович, я не верю тем, кто сетует на свою национальность, якобы являющуюся одной из преград в постижении другого языка. Это не барьер. Все можно постичь и познать. Суть заключается в другом: ради чего? Тогда насильственно насаждалась русификация. Сейчас грядет украинизация. Сколько ожидается трагедий...

Постигнув в совершенстве русский язык, Г.Ф.Смаковский еще в студенческие годы начал его преподаваниепо несколько часов в неделю. Затем была первая самостоятельная работа в Акимовском районе. Здесь из-за своего упрямства и честности едва не угодил в тюрьму, пытаясь добиться правды. Она, как и сейчас, не очень-то нравилась чиновникам.

А случилось следующее: до приезда его в Акимовокий район, совхоз «Перемога» русский язык вела там пенсионерка. Диктант она диктовала так, что любой ученик мог написать его с минимальным количеством ошибок. Подчеркивала произношение, какую конкретную букву следует поставить в том или ином сложном слове. Потому и успеваемость в школе была довольно высокая. И остальные учителя позволяли ученикам соответствующие поблажки. За счет этого школа считалась одной из лучших в районе. Г.Ф.Смаковский с первых же дней работы нарушил установившуюся традицию. В результате 90 процентов учащихся написали диктант на неудовлетворительную оценку. Разразился скандал. Смаковский получил горячий разнос. Тогда, в знак протеста, он решил не выйти на работу.

— В те годы опоздание на двадцать с лишним минут могло обернуться годом тюрьмы, — вспомнил прошлое Григорий Федорович. — Если бы я не пошел работать в другую школу , не осознал, что плетью обух не перешибешь, то моя жизнь могла пойти по трагическому руслу.

Почти полвека отдал СмаковскийГ.Ф. народному образованию. Всякое за это время случалось. Дважды возглавлял отдел народного образования, но основную часть своей педагогической деятельности посвятил обучению детей русскому языку.

Уйдя на пенсию, Григорий Федорович не замкнулся в себе, не потерял связь с подрастающим поколением. Долгое время бесплатно давал уроки дома, готовя молодежь в различные учебные заведения. Сейчас, в связи с распространившимися новыми веяниями, организовал платные курсы. Ребята, как уже сказано в начале, посещают их довольно охотно.

Я поинтересовался у Григория Федоровича, много ли пользы от индивидуального обучения?

А как же? — удивился он. — Учитель не в силах обеспечить полную успеваемость всего класса. Ведь в нем несколько десятков ребят. И все разные. Одни хотят учиться, другие нет. Ко мне идут те, кто желает продолжить свое образование. И родители в том заинтересованы. Они постоянно подстегивают своего ребенка, контролируют. Да и деньги за обучение, пусть и небольшие, но оказывают воздействие на то, чтобы они были израсходованы не зря, с пользой для дела.

Почему евреев принято считать хитрыми и умными? — спросил Григорий Федоро­вич. И сам же пояснил:

Да потому что они вкладывают деньги в обучение с учетом их последующего значительного возвращения. Недаром сказано, что знание — сила, значит, и богатство. У нас же принято расходовать средства на обувь, одежду, мебель и другие нужды. На обучение выделяются крохи. Отсюда и проколы. А еще, я заметил, — подчеркнул Григо­рий Федорович, — что настойчивые и дисциплинированные дети в тех семьях, где они находятся под контролем родителей и подчиняются им, беспрекословно выполняют их волю. Где ведущая роль родителей отсутствует, там и порядка нет.

Недавно я снова встретил Г. Ф. Смаковского на улице города. Он также шел куда-то, не спеша, весь погружен в свои раздумья.

«Приморская степь» 14октября 1991г. И. Ахтиманов

УЧИТЕЛЬНИЦА

Фото Лукьяненко

Это было в 1952 году. На­дежда Павловна Лукьяненко, окончив Запорожский педагогический институт, при­была по назначению Мини­стерства просвещения УССР в Приморскую среднюю школу.

И вот уже 17-й год учительница русского языка и литературы работает здесь. Вместе, с ней тогда прибыла большая группа молодых учителей, но почти никто из них не прижился в Приморске.

Когда заговоришь с На­деждой Павловной о том, что ее удерживает, она отвечает: «Безусловно, ученики, коллектив учителей, с которыми сжилась, к которым привык­ла».

Надежда Павловна в таких случаях немногословна, она не любит говорить о своих привязанностях, тем более о своей любви к ученикам, к своей профессии, трудной и почетной. Но кто с ней рядом работает, тот знает, как она преданна делу, которому слу­жит.

На глазах коллектива На­дежда Павловна делала свои первые робкие учительские; шаги, приносившие не столь­ко радости, сколько огорче­ний. Но молодая учительни­ца упорно преодолевала труд­ности, набирала силы, и те­перь она — одна из уважае­мых наставников наших детей, опытных учителей русского языка и литературы.

Трудно, иногда невозможно, проникнуть в творческую лабораторию учителя. Уроки Надежды Павловны, вся ее работа лишены внешних, броских эффектов. Но когда бываешь на ее уроках, когда видишь ее с детьми, - убеж­даешься в том, что главное, определяющее, ее учитель­ский почерк - это глубокая искренность, желание во что бы то ни стало научить де­тей, заложить в них добрые начала, большую любовь к нашей Родине.

«Приморская степь» 8марта1969гГ. СМОКОВСКИЙ. Фото. А. Баранова

На снимке Н. П. ЛУКЬЯНЕНКО на уроке

ПИОНЕРВОЖАТАЯ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Белоровская фото