Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия, 10й семестр, 2017.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
217.54 Кб
Скачать

98. Открытие материального источника активности мышления.

Решение основного вопроса философии было распространено на общество. Совершено было развитие материализма, сформировался законченный материализм, который в одинаковой степени касался и природы и общества. Как только было выяснено, что в основе развития общества лежит основа развития производства, как только выяснилось что человек существо производящее, что животное к природе приспосабливается, а человек создаёт, вот тогда и можно было понять, раскрыть источник активности мышления. Существует духовная и материальная активность. До марксизма казалось, что духовная активность первична, а материальная активность вторична. Сначала ум, а потом труд. А вот уже в философии Маркса, наоборот, сначала производство основа всего, а потом, уже мышление, именно производство вызвало к жизни мышление, а не наоборот. Материальная активность источник духовной активности.

Мы говорили, что проблема свободы и необходимости неразрывно связана с проблемой предопределённости. Есть ли детерминизм? А если есть, то какой этот детерминизм.

99. Практика как основа проникновения общего из мира в сознание. Прагматический (диалектический) сенсуализм.

Таким образом, на вопрос верен ли постулат сенсуализма «нет ничего в разуме, чего не было бы чувствах» нельзя дать однозначного ответа. Ошибочен отрицательный ответ, но неверен и безоговорочно утвердительный. Единственно правильным является ответ: и да, и нет. Да — ибо нет никаких других каналов, которые бы связывали внешний мир с мышлением, кроме органов чувств. Нет — ибо содержанием мышлении являются общее, сущность, которых непосредственно нет в чувственного познании. Новый материализм включает в себя сенсуализм, но отличный от старого сенсуализма: он является не абсолютным, а относительным, диалектическим. Выявив роль практики, прежде всего производства, новый материализм раскрыл механизм проникновения общего, сущности из внешнего мира через чувственное познание в мышление.

Вполне понятно, что обратное воздействие сознания через практику на объективный мир не могло быть условно-рефлекторным. Оно могло быть только волевым. Возникновение понятий, целей, планов было одновременно и появлением воли.

100. Соотношение чувствозримого и умозримого миров для нас

Как уже неоднократно говорилось, только философы оказались в состоянии открыть, что мир существует не только вне сознания человека, но и в его сознании. Причем это открытие прежде всего относилось к чувствозримому миру. Но было время, когда все люди без исключения были наивными реалистами, да и сейчас большинство человечества принадлежит к их числу.

Для наивных реалистов, как и для субъективных идеалистов, существуют не два чувствозримых мира: один, существующий вне сознания (мир в себе), и другой, существующий в сознании (мир для нас), а только один единственный. Но если для субъективных идеалистов этим единственно существующим миром является мир для нас, то для наивных реалистов — мир в себе.

Еще хуже у наивных реалистов обстояло и обстоит дело с умозримым миром. В данном случае не признается бытие не только умозримого мира для нас, но и умозримого мира в себе. Реальный объективный мир, мир в себе всегда был и является единством отдельного и общего, объективных сингулатов и объективных же универсатов. Соответственно, человеческий мир для нас всегда был и является единством чувствозримого мира для нас и умозримого мира для нас. Однако умозримый мир для нас долгое время выступал в целостном мире для нас не как что-то самостоятельное, отличное от чувствозримого мира, а (как это было у И. Канта) в качестве костяка, скелета, каркаса чувствозримого мира. Этот понятийный скелет был облечен плотью и кровью чувствозримых явлений для нас: был «спрятан» в них, был «вмонтирован» в чувствозримый мир для нас и поэтому был совсем или почти совсем незаметен. Люди долгое время просто не замечали существования умозримого мира для нас, а тем самым и умозримого мира в себе. Они всегда зрели мир не только чувствами, но и умом, но долгое время не подозревали о существовании у себя умозрения.