Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Налоговое ответы .Портнова 29-42.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
38 Кб
Скачать
☆

31. Проблема списания безнадежных долгов по налогам.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. В частности, изменена ст. 59 НК РФ, посвященная списанию с налогоплательщиков безнадежных долгов по налогам и сборам. В обновленной ст. 59 НК РФ четко прописаны случаи, когда недоимка по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию долгами и списываются. Причем эти случаи списания безнадежных налоговых долгов относятся как к федеральным, так и к региональным и местным налогам и сборам.

Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть предусмотрены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам. Иначе говоря, на всех уровнях право установления случаев списания безнадежных налоговых долгов перешло от исполнительной власти к законодательной.

Порядок списания безнадежных налоговых долгов (общий для недоимки по федеральным, региональным и местным налогам) в силу п. 5 ст. 59 НК РФ в новой редакции утверждает ФНС России. Исключение составляют налоги, пени, штрафы, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России: порядок списания безнадежной задолженности по ним утверждает ФТС России.

Какие задолженности списываются

В Порядке уточняется, какая именно задолженность подлежит списанию в соответствии ним:

недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам (в постановлении № 100 — только по федеральным налогам и сборам);

в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения налогового законодательства, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) (новое);

задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам (было);

налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ (нет в постановлении № 100, но было предусмотрено ст. 59 НК РФ с 2009 г.);

задолженность по процентам, предусмотренным главой 9, а также ст. 176.1 НК РФ (новое).

Основания признания определяются законом

С момента вступления в силу новой редакции ст. 59 НК РФ основания признания установленные подп. 1—5 п. 1 и п. 4 самой статьи. А в Порядке они как раз и повторяются. Исключение составляет подп. 5 п. 1 ст. 59 НК РФ: «...в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». Этого основания в Порядке нет.

Перечень подтверждающих документов для списания безнадежных налоговых долгов

Причина 2.1 — ликвидация организации.

Причина 2.2 — признание банкротом индивидуального предпринимателя.

Причина 2.3 — смерть физического лица или объявление его умершим в порядке, установленном ГПК РФ. Решение в отношении недоимки и задолженности по налогам транспортному, земельному и на имущество физических лиц принимается в части их превышения над стоимостью наследственного имущества умершего (в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ) на основании документов.

Причина 2.4 — принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного для этого срока (в том числе определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании).

Причина 2.5 — наличие сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счета налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банке, но не перечисленных в бюджетную систему РФ, если банк ликвидирован на момент принятия решения.