Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
CMB18155_0_20170410_171239_54491.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.44 Mб
Скачать

1.3. Договор sui generis

Также существует точка зрения, согласно которой долевое участие является самостоятельным договором. Наиболее развернутое обоснование на этот счет сделал М.В. Петрухин, который приводит в обоснование своей позиции следующие аргументы <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 10 - 11.

Во-первых, Законом предъявляются особые требования к субъектному составу - застройщиком может быть лишь лицо, обладающее соответствующим статусом (обладание зарегистрированным в реестре правом на земельный участок, наличие опубликованной проектной декларации и разрешения на строительство). Представляется, что это не может служить убедительным основанием для выделения договора в качестве самостоятельного - многие подвиды иных договоров предъявляют особые требования к субъектному составу. На этой основе ГК РФ выделяет, к примеру, договоры розничной купли-продажи или контрактации.

Во-вторых, из определения договора, данного в Законе, усматривается сложный состав обязательства застройщика - строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, которое осуществляется застройщиком своими силами и (или) с привлечением других лиц на принадлежащем ему участке, в установленный договором срок, на денежные средства участников долевого строительства, и передача участнику долевого строительства объекта долевого строительства по окончании строительства и ввода объекта в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Тем не менее "сложность" данного состава вызывает сомнения - при первом прочтении очевидны сходства с формулировкой п. 1 ст. 740 ГК РФ в части определения договора строительного подряда (за исключением обязанности заказчика по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работ). Автор также отмечает, что под фактическим участием застройщика следует понимать "комплекс действий застройщика, направленных на: получение исходно-разрешительной документации, оформление земельного участка под строительство, разработку проектной документации, прохождение экспертизы, получение разрешения на строительство, выполнение комплекса строительно-монтажных работ своими силами и (или) с привлечением других лиц, ввод объекта в эксплуатацию" <1>. Правильным, на наш взгляд, было бы не прибегать к неоправданному расширению гражданско-правовых обязанностей застройщика, к которым следовало бы относить лишь строительные работы и передачу объекта. Иные обязанности носят публично-правовой характер, продиктованы требованиями земельного и градостроительного законодательства и лежат за рамками отношений сторон по договору долевого участия. Представляется, что надлежащее выполнение обязанности по строительству объекта и его передаче невозможно без исполнения публично-правовых предписаний и, таким образом, охватывается их выполнением. Кроме того, Закон предусматривает ответственность застройщика за просрочку передачи объекта, а за неполучение исходно-разрешительной документации дольщики, конечно же, не вправе требовать выплаты каких-либо неустоек.

--------------------------------

<1> Петрухин М.В. Указ. соч. С. 24.

С другой стороны, договор строительного подряда, к примеру, содержит именно обязанность заказчика по созданию необходимых для подрядчика условий, под которой понимается получение необходимой документации. Но в этом договоре подрядчик выполняет работы на чужом земельном участке, поэтому невыполнение указанной обязанности заказчика повлечет невозможность исполнения другой стороны и ее установление видится разумным. В то же время сложно представить себе на практике ситуацию, в которой дольщики совершают аналогичное действие в отношение застройщика.

Автором также приводятся такие аргументы, как наличие различных целей сторон договора, публичных элементов, предназначенных для защиты потребителя, и требования о государственной регистрации договора. Все это представляется не слишком убедительным. Во-первых, в подавляющем большинстве случаев стороны договора преследуют различные цели (кроме уже рассмотренного договора простого товарищества, предварительного договора <1> и так называемых "организационных договоров" <2>). Во-вторых, наличие публичных элементов не свидетельствует о самостоятельности договора, а дает лишь возможность выделить особый договорной подвид с повышенной защитой потребителей (бытовой подряд, розничная купля-продажа), которыми круг возможных дольщиков не исчерпывается. В-третьих, государственная регистрация договора, конечно же, не может служить тем критерием, которым, по всей видимости, хотел бы ее видеть автор. Даже до 1 марта 2013 г., когда регистрация сделок с недвижимостью была отменена (за некоторыми исключениями), сделки, которые должны были регистрироваться, выделялись, по мнению Р.С. Бевзенко <3>, на основании двух критериев - сделки между гражданами по приобретению жилья в силу чувствительности данного сегмента рынка (купля-продажа квартир, рента, дарение), а также сделки, порождающие эффект для третьих лиц (доверительное управление, аренда и др.). То есть само требование о государственной регистрации сделки указывает лишь на внимание законодателя к определенным имущественным отношениям, в противном случае пришлось бы признать, что договор продажи предприятия и договор розничной купли-продажи имеют различную, самостоятельную правовую природу, а не являются подвидами одного договорного типа.

--------------------------------

<1> С учетом того, что для предварительного договора в основном не свойственны предпосылки и элементы состава, необходимые для основного договора, как это справедливо обосновывает П.А. Меньшенин (см.: Меньшенин П.А. Особенности состава и предпосылок действительности предварительного договора // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 110 - 118).

<2> См., например: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 2: Обязательственное право. С. 3; СПС "КонсультантПлюс"; Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. 5-е изд. М.: Зерцало-М, 2013. С. 307.

<3> Подробнее см.: Бевзенко Р.С. Курс лекций по праву недвижимости в Российской школе частного права (2014/2015 учебный год) // http://zakon.ru/blog/2015/03/06/kurs_lekcij_po_pravu_nedvizhimosti_v_rossijskoj_shkole_chastnogo_prava_20142015_uchebnyj_god.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]