Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
CMB18155_0_20170410_171239_54491.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.44 Mб
Скачать

1.2. Подряд

Многие исследователи склоняются к квалификации рассматриваемого договора в качестве подряда (бытового, строительного) <1>. В обоснование этой позиции указываются идентичные цели сторон договоров - одна сторона создает объект недвижимости, а другая получает на него право собственности. В судебной практике существуют решения, принятые в соответствии с данной квалификацией <2>.

--------------------------------

<1> Мельник В.В. Договоры о долевом участии в строительстве // Вестник ВАС РФ. 2004. N 2. С. 186 - 187; Резцова Е.В. Правовая природа договора долевого участия в жилищном строительстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 42 - 44; Майборода Т.Ю. Договор долевого участия в строительстве жилья: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 7; Евсеева О.А. Правовые основания защиты прав граждан - участников долевого строительства жилья // Актуальные проблемы права в современной России: Сб. науч. ст. М., 2007. Вып. 4. С. 102 - 103.

<2> См.: Обобщение практики рассмотрения судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов // Бюллетень ВС РФ. 2003. N 2.

О различной правовой природе может свидетельствовать следующее. Во-первых, по договору строительного подряда именно на заказчике лежит обязанность предоставить подрядчику земельный участок, в то время как в долевом участии эти действия осуществляет застройщик (ч. 1 ст. 3 Закона). Это императивное правило п. 1 ст. 747 ГК РФ очень логично, поскольку право собственности возникает у заказчика первоначальным способом в силу принципа superficies solo cedit. Кроме того, с момента государственной регистрации договора долевого участия возникает режим законной ипотеки земельного участка (или права на него), а также строящихся объектов недвижимости, которые считаются находящимися в залоге у участников долевого строительства (ч. 1 ст. 13 Закона). То есть инвесторы объявляются законодателем кредиторами-залогодержателями, а, как известно, совпадение в одном лице собственника и залогодержателя невозможно в отечественном правопорядке.

Во-вторых, устанавливая критерий между договорами подряда и купли-продажи, цивилистическая наука еще в прошлом веке указывала на такое свойство подряда, как изготовление объекта для конкретного заказчика согласно его индивидуальным требованиям, а не на рынок. Иначе говоря, предмет договора подряда носит строго индивидуальный характер <1>. Для долевого участия характерна обратная ситуация. До заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства он (застройщик) должен опубликовать проектную декларацию, которая включает в себя в том числе информацию о проекте строительства, результатах государственной экспертизы проектной документации, разрешении на строительство (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 21 Закона о долевом строительстве). Кроме того, как отмечает Н.Б. Щербаков, оказывается не вполне определенной та часть предмета договора, которая касается строительства общего имущества многоквартирного дома. Очевидно, что участник строительства (заказчик) приобретет соответствующую долю в праве на общее имущество, однако с точки зрения предмета договора строительного подряда представляется практически неопределимым, какая часть указанной доли входит в содержание задания заказчика, а следовательно, неясным оказывается и то, когда это задание должно считаться исполненным <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Гражданское право / Под ред. В.А. Рясенцева. М.: Госюриздат, 1976. Т. 2. С. 148.

<2> Щербаков Н.Б. Указ. соч. С. 43.

В-третьих, дольщики не имеют права на пересмотр сметы, на внесение изменений в техническую документацию, осуществление контроля и надзора за деятельностью застройщика, не могут требовать возмещения расходов в связи с исправлением дефектов в технической документации в отличие от заказчика, который указанными правами обладает согласно ст. ст. 744, 748 ГК РФ. Также отметим, не углубляясь на данном этапе в рассуждения относительно природы прав дольщиков, что у заказчика по договору строительного подряда в случае расторжения договора до приемки заказчиком результата работы возникает вещное право на результат выполненной работы (ст. 729 ГК РФ) <1>, а у участника долевого строительства имеется лишь обязательственное право требования к застройщику на возврат денежных средств с процентами (ст. 9 Закона) <2>.

--------------------------------

<1> Подобное толкование ст. 729 ГК РФ подтверждается судебной практикой. ФАС Московского округа в Постановлении от 8 февраля 2007 г. N КГ-А40/12791-06 разъяснил, что подрядчик с прекращением договора теряет правовые основания владения результатом незавершенной работы, которые были установлены договором подряда. Требование заказчика о передаче ему результата незавершенной работы по правовой природе есть не что иное, как виндикация согласно ст. 301 ГК РФ, а согласно ст. ст. 301, 305 ГК РФ субъектом виндикации является либо собственник, либо иной законный владелец. Также о подобном толковании косвенно говорит разъяснение, содержащееся в п. 16 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. N 59), согласно которому "право собственности на объект недвижимости, не завершенный строительством, подлежит регистрации только в случае, если он не является предметом действующего договора строительного подряда и при необходимости собственнику совершить с этим объектом сделку".

<2> Петрухин М.В. Указ. соч. С. 24 - 25.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]