- •Лекция 8. Государственное управление в ссср в 50-80-е годы
- •XX века
- •Вопрос 1. Изменения в государственном аппарате в годы войны
- •Заключение
- •Вопрос 2. Изменения в государственном аппарате в послевоенный период
- •Вопрос 3. Развитие формы государственного единства и механизма управления страной
- •Вопрос 4. Форма государственного единства в условиях нарастания кризиса социализма
- •Вопрос 5. Государственный механизм ссср в условиях нарастания кризиса социализма
- •Вопросы для самоконтроля
- •Изменения в государственном аппарате в послевоенный период
Лекция 8. Государственное управление в ссср в 50-80-е годы
XX века
Вопросы:
Изменения в государственном аппарате в годы войны
Изменения в государственном аппарате в послевоенный период
Развитие формы государственного единства и механизма управления страной
Форма государственного единства в условиях нарастания кризиса социализма
Государственный механизм СССР в условиях нарастания кризиса социализма
Вопрос 1. Изменения в государственном аппарате в годы войны
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз потребовало принятия ряда чрезвычайных мер по мобилизации всех ресурсов государства на отпор агрессору и перестройке всей жизни страны на военный лад.
Необходимо было перестроить применительно к условиям войны работу государственного аппарата (как центрального, так и местного) и национально-государственное устройство страны в целом, управление вооруженными силами и их структуру, управление экономикой, социально-культурной сферой, охраной государственной безопасности и общественного порядка, приспособить к военным условиям правовую систему.
В первый же день войны – 22 июня 1941 г. – Президиум Верховного Совета СССР издал в рамках своих конституционных полномочий два принципиально важных указа, официально означавших вступление страны в войну. Первый их них – это Указ «О мобилизации в вооруженные силы граждан 1905–1918 гг. рождения», второй – Указ «О военном положении». В соответствии с этими указами резко пополнялись личным составом вооруженные силы и менялись функции органов государственной власти в области обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Они переходили к военному командованию – Военным советам фронтов, армий, начальникам военных гарнизонов. Они получали право устанавливать комендантский час, производить в необходимых случаях задержание и обыски подозрительных лиц, запрещать въезд в местности «нежелательных элементов», запрещать или ограничивать передвижение транспорта, регулировать порядок и время работы учреждений и предприятий, в том числе предприятий торговли, зрелищных учреждений (кино, театров и т.д.).
Изменения в государственном аппарате определялись главным образом военными обстоятельствами. В стране сложилась чрезвычайная обстановка в которой возник вопрос о самом существовании советского государства. Поэтому создавались чрезвычайные органы, а обычным органам придавались чрезвычайные полномочия. Продолжали действовать Верховный Совет СССР, СНК СССР, Президиум Верховного Совета СССР, общесоюзные, республиканские и местные органы управления, но значительно расширились и изменились их полномочия. Так, при СНК СССР был создан Совет по эвакуации, на плечи которого легла работа по перебазированию промышленности из западных районов страны в восточные и т.д. К новым органам управления можно отнести: Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др.
Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, 31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли совместное Постановление, которым признавалась необходимость создания Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточение всей полноты власти в его руках. Все граждане, партийные, советские, комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Состав Комитета был узким. Вначале в него входило пять человек, затем он был расширен до 9 человек. Возглавил его И.В. Сталин. ГКО не имел своего собственного аппарата и действовал, используя аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). Для подготовки проектов постановлений, решения конкретных вопросов, изучения и решения сложных вопросов ГКО создавал комитеты, советы, комиссии. Таким образом, ГКО занимался всеми проблемами, связанными с решением основной задачи – разгрома захватчиков. ГКО иногда решал и локальные задачи. Так, он руководил обороной Москвы и Ленинграда.
Существовал институт уполномоченных ГКО, которые обычно назначались для решения определенных вопросов. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые возглавлялись Первыми секретарями обкомов или горкомов партий. В них также входили председатели областного или городского исполкомов, представители военного командования, начальники управлений НКВД и другие лица. Они были созданы в Севастополе, Сталинграде, Одессе, Туле, Ростове, Воронеже и в других городах. Всего их было создано более 60-ти.
ГКО осуществлял интенсивную нормотворческую деятельность. За годы войны им было издано более 10 тыс. постановлений. Так, 17 сентября 1941 г. Комитет издал Постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Было установлено, что обязательное военное обучение должно осуществляться вневойсковым порядком без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Время занятий не должно было мешать нормальному ходу работы предприятий и учреждений. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. Для этого в составе Наркомата обороны было образовано управление всеобщего военного обучения (Всеобуч), а в военных округах, областных, краевых, республиканских военкоматах – отделы Всеобуча. В райвоенкоматах были 2–3 инструктора Всеобуча, в качестве которых привлекались командиры запаса и наиболее подготовленные рядовые старших возрастов, не призванные в армию.
В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались Военным советам фронтов, армий, военных округов, а где их не было – высшему командованию войсковых соединений. Они наделялись широкими чрезвычайными полномочиями – привлечение граждан к трудовой повинности для оборонных работ, охрана важнейших народнохозяйственных объектов и участие в борьбе с различными стихийными бедствиями, установление военно-квартирной обязанности для расквартирования воинских частей и учреждений, объявление трудовой и автогужевой повинности для военных надобностей, изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и отдельных граждан, регулирование времени работы предприятий и учреждений, обеспечение порядка уличного движения, организация всякого рода массовых мероприятий, определение порядка местожительства и передвижения.
По всем вышеперечисленным вопросам военные власти имели право издавать обязательные постановления, неисполнение которых влекло административную и даже уголовную ответственность. Военные власти имели право отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного исполнения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. На нее были возложены собирание документальных данных, их проверка, подготовка материалов о злодеяниях гитлеровских преступников и материальном ущербе, причиненном советским гражданам, колхозам и государству в результате оккупации советских территорий армиями гитлеровской Германии и ее сообщников. Комиссии было предоставлено право поручать надлежащим органам производить расследование, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания и иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников. Подобные комиссии были созданы в республиках, краях, областях и городах, подвергшихся оккупации. Иногда они создавались в городах, которые не были оккупированы, но находились в прифронтовой полосе или имели крупные военные объекты. 19 апреля 1943 г. Президиум ВС СССР издает Указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и их пособников», которым такие действия наказывались смертной казнью через повешенье незамедлительно после решения военно-полевых судов, при народе с оставлением тел на виселице на несколько дней, а пособничество – каторгой на срок 15–20 лет.
В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов, связанных с выполнением в условиях военного времени возложенных на народные комиссариаты СССР задач и в первую очередь с выполнением планов производства и строительства, СНК СССР Постановлением от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» предоставил им право: распределять и перераспределять материальные ресурсы наркомата между отдельными предприятиями и строительствами; разрешать директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы для выполнения производственных планов и заказов по договорам; перераспределять капиталовложения по сверхлимитным строительствам, разрешать пуск в эксплуатацию строившихся предприятий и их отдельных частей с последующим уведомлением СНК СССР, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ за счет капиталовложений, внелимитных затрат, капитального ремонта, а при отсутствии их – в счет себестоимости продукции и т. д.
Изменения в государственном аппарате в этот период были связаны и с расширением прав союзных республик. Так, 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». В соответствии с чем, в марте–октябре этого же года Верховные Советы союзных республик внесли изменения в свои Конституции, учредили наркоматы обороны, назначили наркомов. Такие воинские формирования были созданы и они сражались на фронтах войны. В тот же день (1 февраля 1944 г.) Верховный Совет СССР принял закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата иностранных дел в союзно-республиканский народный комиссариат». В 1944 г. Верховные Советы союзных республик создали наркоматы иностранных дел и назначили наркомов. Закон установил, что союзные республики могли вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Так, Белорусская ССР и Украинская ССР участвовали в учреждении Организации Объединенных Наций, создании и подписании Устава ООН1, 22 сентября 1944 г. между правительством Литовской ССР и Польским Комитетом национального освобождения было заключено соглашение об эвакуации литовского населения с территории Польши и польских граждан с территории Литовской ССР. Такие же соглашения были заключены Польшей с Белорусской ССР и Украинской ССР. В июне 1943 г. были установлены ранги для дипломатических представителей СССР за границей.
Для решения такой наиважнешей задачи, как обеспечения вооруженных сил новейшими видами военной техники, в сентябре 1941 г. был создан Народный комиссариат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Народный комиссариат минометного вооружения.
Понятно, что главные изменения в государственном аппарате коснулись вооруженных сил, т.к. они являлись главным звеном в решении основной задачи – разгроме врага. Поэтому Советское государство уделяло им особое внимание. Были внесены серьезные изменения в управление вооруженными силами. Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР, вскоре переименованная в Ставку Верховного Командования, а затем в Ставку Верховного Главнокомандования. Она должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган С.К. Тимошенко, а затем с 10 июля 1941 г. – И.В. Сталин. В Ставку вошли члены Политбюро и руководители Народногo комиссариата обороны. 19 июля 1941 г. И.В. Сталин был назначен Народным комиссаром обороны, а 8 августа 1941 г. – Главнокомандующим Вооруженными Силами. 10 августа 1941 г. Генеральный штаб Народного комиссариата обороны был переименован в Генеральный штаб вооруженных сил и подчинен только Верховному Главнокомандующему. Он являлся оперативным органом Ставки.
В августе 1941 г. было создано Главное управление тыла Красной Армии, возглавляемое заместителем наркома обороны. Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавлял командующий, являвшийся председателем военного совета.
В июле 1941 г. по Указу Президиума Верховного Совета СССР в вооруженных силах вводится институт военных комиссаров. Однако, военные комиссары не имели права контроля над командным составом, как это имело место в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции. 9 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР этот институт был упразднен, как выполнивший свою задачу – в армии устанавливалось полное единоначалие. Вместе с тем учреждаются должности «замполитов».
По решению ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Командования был создан Центральный штаб партизанского движения и образованы такие штабы Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии, а в оккупированных областях РСФСР действовали областные штабы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 г. вводится гвардейское звание и учреждается особый нагрудный знак «Гвардия». В январе 1943 г. для личного состава Красной Армии вводятся новые знаки различия – погоны. В июле 1943 г. было установлено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой состав, сержантский, офицерский и генералов.
В 1943 г. были учреждены новые ордена: «Победы», «Славы», «Отечественной войны», «Суворова», «Кутузова», «Нахимова», «Александра Невского» и др., а также новые медали. Президиум Верховного Совета СССР предоставил право военному командованию награждать отличившихся в боях орденами и медалями от его имени Президиума.
Указом от 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положено, и в районах военных действий». Теперь назначение председателей, их заместителей и членов военного трибунала производилось Народным комиссаром юстиции СССР. Председатели военных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели право временно отстранять и назначать председателей, их заместителей и членов нижестоящих трибуналов с последующим утверждением НКЮ СССР. Расширялась подсудность военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбои, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах. Жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного в конкретном случае времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение.
В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Для работников транспорта вводилась военная дисциплина, они объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте до конца войны. Дела о преступлениях на транспорте, соответственно, рассматривались в военных трибуналах и по законам военного времени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры устанавливались классные чины. Вводились соответствующие знаки различия и форма.
