Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исторические доказательства существования Иисуса Христа как основная тема исторической апологетики.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
285.97 Кб
Скачать

2. 5. 2. Датировка Евангелий

Стремление пересмотреть традиционные датировки Евангелий, отвечало еще одной из основополагающих идей теории мифологического существования Иисуса Христа. Как замечает В. А.Федосик, «оказывается,если расположить книги Нового Завета не в их обычном порядке, а по времени их написания, то получается потрясающая вещь — первые христианесоздавали свой образ Христа “от Бога — к человеку”. Представители мифологической школы поясняли: если бы Иисус существовал в действительности, то его образ создавался бы “от человека — к Богу”, т. е., реальнаяЕго жизнь с течением времени обрастала бы все большим количеством преданий, легенд, мифов, и в результате Он бы был обоготворен. А в НовомЗавете, дескать, все обстоит как раз наоборот. Вначале христиане считалиИисуса Христа только Богом и лишь затем принялись создавать ему биографию человека жившего на земле, распятого и воскресшего»167.

Свою «датировку» Нового Завета мифологисты, с «благословения» Ф. Энгельса,позаимствовали из работ основателя Тюбингенской школы (о которой так положительно отзывался Ф. Энгельс) ФердинандаКристиана Баура (FerdinandChristianBaur) (1792-1860). По своим воззрениям Ф. Баур «стоял на позициях рационализма… Вопросы о Богочеловечестве и Воскресении обходил как недоступные разуму»168. Пересматривая традиционные датировки Евангелий и других новозаветных книг Ф. Баур, применял диалектический принцип Гегеля (как неоднократно было отмечено ранее, гегельянцами с свое время были также Б. Бауэр, К. Маркс и Ф. Энгельс): тезис — антитезис — синтез (позднееК. Маркс и Ф. Энгельс на основе гегелевского диалектического идеализма, создадут философскую основу марксизма — диалектический материализм. Здесь этот принцип Гегеля трансформируется в первый закон диалектическогоматериализма — законединства и борьбы противоположностей).

По замечанию прот. А. Меня, «Баурприменил гегелевскую концепцию развития(тезис — антитезис — синтез). Сначала, по его мнению, Церковь не выходила за рамки иудейства (кроме веры в Воскресение и мессианство Иисуса). Этот период в истории Общиныон назвал петринизмом (по имени ап.Петра), антитезой ей был паулинизм(по имени ап. Павла), который полностью отрицал Ветхий Завет. Столкновение между ними якобы завершилось синтезомв писаниях ап. Иоанна»169. Даже согласно современной протестантской оценке, «хотя в XIX в. Баур сыграл главную роль в развитии историко-критического метода, его скорее можно назвать философом, чем библеистом и историком»170.По замечанию архим. Августина (Никитина), «впоследствии радикальные исторические выводы и результаты реконструкций Баура были во многом смягчены или же опровергнуты в рамках исторического анализа источников евангельской традиции, который был проведен уже вне Тюбингенской школы. Острой критике Баур подвергался со стороны русских православных богословов и церковных историков»171.

Ф.Баур «самым ранним из сочинений Нового Завета считал Апокалипсис, а самым поздним — евангелие от Иоанна»172. Несмотря на то, что взгляды Ф. Баура были опровергнуты уже в кон. 30-х гг. ХIХ в., его датировку новозаветных книг, исходя из своих антирелигиозных целей, спустя полвека, принял Ф. Энгельс. В своей работе 1883 г. «Книга Откровения», посвященной Апокалипсису ап. Иоанна Богослова, он писал: «это отнюдь не самая непонятная и таинственная, а, наоборот, самая простая и ясная книга из всего Нового завета… она была написана в 68 г. или в январе 69 г. нашей эры и… она поэтому не толькоединственная книга Нового завета, дата которой действительно установлена, но и древнейшая из этих книг. Как выглядело христианство в 68 г., мы можем видеть в ней, как в зеркале»173.

«Толкование»Апокалипсиса Ф. Энгельсом, мягко выражаясь, ниже всякой критики. Но датировка (восходящая к Ф. Бауру, но Ф. Энгельс привязывает ее к правлению Нерона) и ход мысли Ф. Энгельса,относительно «развития» христианства, был принят мифологистами в качестве своеобразного «руководства к действию».

В итоге у мифологистов в хронологии новозаветной литературы Апокалипсис датируется 68-69 гг., послания ап. Павла (написанные якобы разными людьми) — кон. I— нач. II вв., Евангелия «создавались в течение первой половины II в.»174, т. е. якобы теми, кто сам не видел Иисуса Христа и писал с чужих слов. Получалось, что «в “Откровении Иоанна” Иисус Христос изображен фантастическим божественным существом, в посланиях Павла он уже постепенно приобретаетчеловеческие черты, и, наконец, только в Евангелиях появляется его земнаябиография. Таким образом, с ног на голову переворачивалась новозаветнаяхронология»175.

Следует отметить, что это действительно так и есть, поскольку, самый ранний известный на сегодняшний день евангельский фрагмент (отрывок из Евангелия от Иоанна), — Папирус 52 (Р 52) или т. н. «папирус Райленда», «датируется 20-ми гг.II в.»176. Но зато такой хронологией мифологистов обосновывался тезис мифологического существования Христа: «от Бога — к человеку».

Интересно отметить, что папирус Райленда, обретенный в 1920 г., был исследован К. Г. Робертсом еще в 1934 г., но мифологическая школа сознательно игнорировала эту историческую находку и продолжала упорно «отстаивать» свою хронологию. Таким образом, в 1930-е гг. теория мифологического существования Иисуса Христа в который раз, со времени своего возникновения, в ХVIII в., продемонстрировала, что ей объективно не нужно опираться на научные данные (на протяжении всего времени ее существования они ее постоянно опровергали). И опять-таки, в который раз мифологическая теория продемонстрировала,что она — идеологический инструмент антихристианской пропаганды (в советских реалиях — т. н. «атеистической»).

Однако поздняя датировка Евангелий мифологистами, — 1 пол. II в., входит в противоречие, не только известными на сегодня артефактами (папирусом Райленда), но и с достоверно подтвержденными фактами историческими, — ссылками на Евангелия в памятниках раннехристианскойписьменности I— сер. II вв.

В Дидахэ (2 пол. I в.177) (полное название — Учение Господа народам чрез 12 апостолов), — «самом раннем, помимо Нового Завета, дошедшем до нас памятнике христианской литературы»178, по мнению исследователей, хотя и не содержится прямых ссылок на Евангелия, однако явно прослеживается «зависимость от Евангелия от Матфея (или от Евангелий от Матфея и от Луки)»179. Также, хотя Дидахэ «неизвестен дошедший до нас текст Евангелий»180, тем не менее, в нем полностью приведена молитва Отче наш181.

В Послании ап. Варнавы (кон. I в.) имеются такие слова: «будем внимательны, чтобы не оказаться, как написано, многими званными, но немногими избранными»182. Здесь помимо цитирования слов Иисуса Христа, содержащихся сразу у двух евангелистов (Мф. 22, 14; Лк. 14, 24), важное указание автора, что эти слова им известны, как уже зафиксированные письменно.

В I-м Послании к Коринфянам (ок. 95) сщмч. Климент, папа Римский († ок. 101)цитирует Евангелия от Матфея183, Марка184и Луки185.

Сщмч. Игнатий Богоносец († 107), в Посланиях, авторство которых «патрологической наукой в целом решается в пользу историчности Игнатия Богоносца и аутентичности егоПосланий»186 (существует еще 8 Посланий сщмч. Игнатия Богоносца,авторство которых сомнительно), обильно цитирует (иногда в перифразах) уже не только Евангелия, но и другие новозаветные тексты.

В Посланиях сщмч. Игнатия Богоносца (кон. I — нач. II вв.) имеются следующие ссылки:

вПосланиик Ефесянам — на Евангелия от Матфея187 и Марка188, Послания ап. Павла к Ефесянам189 и 1 Коринфянам190, а также параллели к Посланиям Иакова и 1 ап. Петра191;

в Послании кМагнезийцам — на Евангелие от Матфея192, а также Послания ап. Павла: 1 к Тимофею193, к Титу194 и Ефесянам195;

в Послании кРимлянам — на Евангелия от Матфея196 и Иоанна197, а также Послания ап. Павла: 1 Коринфянам198 и 2 Коринфянам199;

в Послании кФиладельфийцам — на Евангелия от Луки200 и Иоанна201, а также Послания ап. Павла: 1 Коринфянам202 и 2 Коринфянам203;

в Послании к Смирнянам — на Евангелие от Матфея204, а также Послание ап. Павла к Евреям205;

в Послании к Поликарпу — на Евангелие от Матфея206, а также Послание ап. Павла к Ефесянам207.

Сщмч. Поликарп Смирнский (†156), ученик ап. Иоанна Богослова, в своем единственном сохранившемся Послании к Филиппийцам, «написаном вскоре после смерти»208сщмч. Игнатия Богоносца(† 107), т. е. — в нач. II в., ссылается на: Евангелия от Матфея209, Луки210 и Марка211, 1 Послание ап. Петра212, 1 Послание ап. Иоанна Богослова213,Послания ап. Павла: к Ефесянам214, Галатам215, Римлянам216, 1 к Тимофею217, 1 Коринфянам218, 2 Коринфянам219и 2 Фессалоникийцам220, а также Деяния апостолов221.

Приблизительно этим периодом, — ок. 110 г. датируется сочинение свт. Папия епископа Иераполя Фригийского († 155 или 165) «Изложение изречений Господних». До настоящего времени оно сохранилось лишь в фрагментах в трудах других христианских писателей. Согласно общему выводу исследователей, ок. 110 г. (т. е.в нач. II в.) свт. Папию Иерапольскому «были известныуже почти все сочинения, вошедшие в состав Нового Завета, включая Апокалипсис»222.

К нач. II в. принадлежит свидетельство одного из первых христианских писателей-апологетов Аристида Афинского (II в.). В своей «Апологии», («время составления апологии и имя императора, которому она была адресована (Адриан или Антонин Пий), не поддаются точному определению (крайние даты — 124 и 143 годы»223), Аристид свидетельствует одновременно об историческом существовании Иисуса Христа и о том, что Его земная жизнь записана в Евангелиях. Аристидговорит: «Он принял плоть и Сын Божий стал человеком. О пребывании Его ты, царь, если угодно, можешь узнать из называемого нами “Евангельского Писания”»224. Также в «Апологии»Аристид еще 5 раз говорит о «писаниях христиан»225, очевидно, имея в виду и другие новозаветные книги.

Окончить рассмотрения свидетельств о широком использовании Евангелий(как и других книг Нового Завета)раннехристианской литературой (точнее дошедшей до настоящего времени и известной на сегодня) до сер. II в., — а именно к этому времени относит только лишь их составление мифологическая школа, можно I Апологией мч.Иустина Философа († 165). Известно, что мч. Иустин Философ составил 2 Апологии и «большинство исследователей относят составление Апологий ко времени около и несколько позднее 153 г.»226. Ссылки на Евангелия имеются только в IАпологии, что обусловлено содержанием сочинений писателя-апологета.В I Апологиимч. Иустин Философ цитирует все четыре Евангелия: от Матфея227, Марка228, Луки229 и Иоанна230.

Таким образом, тезис приверженцев теории мифологического существования Иисуса Христа о том, что Евангелия не могут являться историческими источниками, на основании пересмотра традиционных датировок их написания (в I в.) является ложным и крайне тенденциозным. Причем традиционный довод мифологистов, применяемый ими для внехристианских свидетельств историчности Спасителя о том, что это позднейшие вставки христиан, в отношении сохранившихся памятников раннехристианской письменности I — сер. II вв. явно абсурден. Подобные «вставки» (даже из немногих приведенных вышеок. 100 ссылок на Евангелия и другие книги Нового Завета) для литературных памятников, найденных и введенных в научный оборот в разных местах и в разное время, попросту физически невозможен.