Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уч-см.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
866.93 Кб
Скачать

3.2. Формирование новых экономических отношений в России

Результаты социально-экономического развития мирового сообщества во многом определяются приоритетами в сфере организации общественного производства и отношений к собственности. Поэтому не случайно на протяжении ХХ века велся активный поиск наиболее рациональной формы общественного устройства путем противопоставления двух основных концепций экономической деятельности: либеральной и административной.

Первичная и наиболее распространенная в мировой практике либеральная концепция общественного производства основана на индивидуализме, частной собственности и свободе предпринимательской инициативы при минимальном вмешательстве государства в процесс хозяйственной деятельности.

Сформировавшиеся в конце ХIХ и начале ХХ века на либеральных взглядах капиталистические отношения обладали существенными преимуществами в виду разработки, прежде всего, научных основ управления в виде теории классического менеджмента с различными школами, способами мотивации инновационного поведения и моделями реализации потенциальных способностей личности.

В то же время, как показал исторический опыт, раннему капитализму присущи ряд объективных и субъективных негативных качеств в виду недостаточного технического оснащения и низкой производительности труда, длительной продолжительности рабочего дня и тяжелых условий жизни наемных работников.

Концентрация собственности и финансовых ресурсов в руках ограниченного круга наиболее предприимчивых лиц объективно создавала условия для роста напряженности в обществе и побуждала к появлению революционных идей по переустройству общественных отношений.

Теоретической основой либеральных экономических взглядов считается концепция Адама Смита (1723-1790) с независимым от воли человека действием "невидимой руки рынка". Шведские экономисты Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале считают [68, с. 232], что в глобальном мире экономические отношения реализуются по четырем основным моделям (Табл. 3.2), которые основаны на своих принципах и роли государства.

Северо-американская модель экономических отношений основана на невмешательстве государства в экономические отношения по принципу "делай все, что хочешь" в пределах действующего законодательства при минимальном государственном регулировании рынка. Главная национальная идея государства заключается во всемерном поощрении предпринимательской активности и предоставлении возможности быстрого обогащения наиболее активной части населения, не считаясь с моральными нормами. Малообеспеченным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий.

Таблица 3.2.

Основные модели экономических отношений

Модель

Принцип

Роль государства

1. Северо-американская.

2. Европейская.

3. Азиатско-коллективистская.

4. Некоторых стран Восточной Европы и Латин-ской Америки.

Делай все, что хочешь.

Делай все, что хочешь, но до определенного предела.

Мы все знаем, что мы делаем, и правительство знает, что мы делаем.

Делай то, что я хочу, иначе я тебя уничтожу.

Минимальная роль государства в регулировании рынка.

Сильный государственный аппарат, имеющий возможность регулировать рынок.

Сильный государственный аппарат, взаимное доверие.

Государственные решения мотиви-рованы материальной заинтересован-ностью узкой группы лиц, принимаю-щих решения (клептократия).

Однако, как показал исторический опыт, вследствие отсутствия какого-либо регулирования капитализма в Америке в 1930-х гг. возникла "великая депрессия" [21, с. 274] и лишь приход к власти президента Франклина Делано Рузвельта в марте 1933 г. [37, с. 100] и его "Новый курс" позволили вывести США из глубокого социально-экономического кризиса с помощью мер государственного регулирования экономики.

В составе нового курса президентом Ф. Рузвельтом были реализованы меры регулирования [44, с. 196] в четырех основных сферах:

финансовые законы, запрещающие банкам самостоятельно вести предпринимательскую деятельность, а только осуществлять кредитование предпринимателей и граждан;

структурная перестройка экономики, в том числе запрет на закупку иностранных товаров по госзаказу, за исключением тех товаров, цена которых вдвое ниже американских при соответствующем качестве;

социальная политика, включая снижение уровня безработицы за счет общественных работ по строительству дорог, аэропортов, создание 1300 трудовых лагерей на 300 тыс. безработных;

региональная политика в виде оказания финансовой помощи депрессивным регионам и проведение акций по сплочению нации.

Кроме того согласно плану Маршалла была создана вторая экономика США в виде зарубежных филиалов и дочерних компаний крупных американских корпораций.

Внимательное изучение опыта государственного регулирования экономики США вполне может оказаться полезным России в период преобразования дикого капитализма американского типа в социальное правовое демократическое государство.

В настоящее время достаточно высокий экономический потенциал США, которые длительный период с 1865 г. не вели войну на своей территории, сочетается с трудноразрешимыми экономическими и социальными проблемами. В первую очередь это чрезвычайно высокий внутренний долг, минимальные государственные социальные гарантии, подавляющая платность социальных услуг высокого качества, унизительное положение коренного населения (индейцев), вынужденных проживать в фактически организованном гетто.

Тревожным является насаждение уверенности в превосходстве нации, что обусловило чрезвычайную агрессивность поведения в мире, особенно после окончания Второй мировой войны, непрерывная милитаризация экономики, провоцирование локальных конфликтов в различных регионах земного шара, что создает реальную угрозу стабильности в мире.

Вызывает обоснованную тревогу также практика использования долларов как средства международного обмена, который в годы Второй мировой войны был подкреплен золотым запасом. В 1973 г. [44, с. 197] обмен долларов на золото окончательно прекращен, поэтому в США осуществляется бесконтрольное его печатание без подкрепления золотым запасом, что чревато негативными экономическими и социальными последствиями для всего мира.

Европейская модель регулируемого государством рынка создает благоприятные условия как для экономического роста, так и для развития социальной сферы. Наиболее показательным является опыт реализации концепции социального рыночного хозяйства [44, с. 260] "отца западногерманского экономического чуда" Людвига Эрхарда (1897-1977).

Особенностями "третьего пути" Германии стали сочетание протестантства с его стремлением к рыночному хозяйству и социальных принципов католицизма, прагматизма и учета традиционной немецкой законопослушности граждан.

По существу концепция социального рыночного хозяйства близка к кейсианской теории косвенного регулирования рынка [21, с. 212] и включает:

правильный выбор общественных приоритетов развития страны;

целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений экономической деятельности;

меры сокращения бюджетных расходов, особенно сведения до минимума служебных поездок;

смягчение налогового бремени на бизнес;

защита внутреннего рынка от внешних конкурентов;

эффективная система занятости населения, переподготовка кадров и общественные работы;

специальная система социальной защиты как "свобода и самостоятельность сильным и милосердие к слабым", освобождение от налогов малообеспеченных слоев населения, финансирование социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан.

Объединенная Германия в настоящее время одна из наиболее экономически мощных стран Евросоюза, вместе с тем и в ее развитии появляются существенные проблемы [44, с. 260], включая стагнацию производства, государственную поддержку убыточных компаний для достижения стабильности в обществе, коррупционные скандалы, высокий уровень безработицы до 11%. Все еще ощущаются различия между восточными землями "осси" и западными землями "весси" с разными уровнями социально-экономического развития.

Подвергаются обоснованной критике право на "достойное существование" при всеобщем благоденствии в "государстве - собесе", когда выгодно быть безработным при налоге в 42% и достаточных пособиях по безработице. Прием массовых потоков беженцев из стран Африки и Ближнего Востока могут создать дополнительные проблемы ФРГ в социально-экономическом развитии.

К тому же поспешные действия по созданию единого экономического пространства на европейском континенте из стран с различным уровнем развития уже также приносят первые негативные последствия.

Особое место в европейской модели занимает скандинавский опыт социально-экономического развития [21, с. 218].

В частности шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на преодоление имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Основной смысл скандинавской модели состоит в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преобладанием частной собственности и предпринимательства, доля частного сектора в экономике составляет 85%. По образному выражению бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: "Зачем резать курицу, несущую золотые яйца".

В руках государства всего находится около 4% основных фондов, а доля государственных расходов составляет 70% от ВВП, причем более половина из них направляется на социальные нужды. Естественно это стало возможным только при самой высокой в мире ставке индивидуального налогообложения, которая достигает до 56% [44, с. 253], в то время как в Финляндии - 53%, во Франции - 48%, в Германии - 42%.

Такая модель получила название "функциональная социализация", когда функция производства ложится на частные предприятия, действующие в конкурентной рыночной среде, а функция обеспечения высокого качества жизни населения, включая занятость, образование, здравоохранение, социальное страхование, транспорт, социальная инфраструктура - на государство.

Шведская модель экономики Гуннара Карла Мюрдаля [21, с. 218] характеризуется высоким уровнем социализации с социальной ориентацией рынка, социально регулируемой экономикой, социальным государством и социальным партнерством в сфере труда. Этому способствовал традиционный нейтралитет Швеции во время кровопролитных войн.

Однако постепенно знаменитый "шведский социализм" начал давать сбои: снижение стимулов к труду из-за избыточных налогов, падение численности экономически активного населения. С вступлением страны в Евросоюз стали снижаться индивидуальные налоги до 53%, одновременно наращиваются высокотехнологичные и наукоемкое производство в сферах электроники и телекоммуникаций, медицинских приборов, автомобилестроения, судостроения, фармацевтики и биотехнологии.

Азиатско-коллективистская модель социально-экономического развития в наиболее ярко выраженном виде представлена на примере японского опыта. Японская модель [54, с. 153] характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения, в том числе и заработной платы от роста производительности труда. Это позволяет снизить себестоимость и достичь конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознании населения, приоритете интересов нации перед интересами конкретного человека и готовности населения на определенные материальные жертвы во имя процветания страны.

Коллективистские начала во многом определяются поведением руководящего состава коммерческих компаний [21, с. 226], заработная плата которого лишь в 7-8 раз больше вновь принятого работника, отсутствием личных кабинетов и доступностью руководства для сотрудников, питание в общих столовых. Таким образом пропагандируется организация как "ути" (дом, семья) и "гири" - долг чести добросовестно трудиться на общее благо, когда в начале каждого рабочего дня принято пение гимна фирмы.

В результате 70% японцев [21, с. 228] считают себя обязанными принимать близкое участие в делах друзей (в США - 45, Англии - 36, ФРГ - 31, Франции - 12, в России - 6%).

Клептократия как влияние ограниченной группы лиц на вектор социально-экономического развития некоторых стран Восточной Европы и Латинской Америки [68, с. 232] характерна возможностью резких изменений ситуации, прежде всего, путем военных переворотов и хронической недооценкой значения уровня жизни населения. Примерами могут быть Румыния, Албания, Украина, Чили и некоторые другие страны, для которых общественная стабильность и качество жизни населения зависят от положения лиц, дорвавшихся до власти, как правило, на определенный непродолжительный период.

Вторая концепция организации экономической деятельности и общественных отношений основывается на идеологии коллективизма и всеобщего равенства, стремлении к реализации социалистических идеалов в процессе революционных потрясений с последующим созданием справедливого государственного устройства во всем мире, устраняющего социальное неравенство.

Теоретические основы социалистических взглядов базируются на христианских заповедях, поэтому социалистические идеи весьма привлекательны для широких масс населения, а также для амбициозных личностей, которые, как правило, далеки от обладания механизмами практического их воплощения в реальность. Крайней формой реализации социалистических идеалов в начале ХХ века стал октябрьский переворот в России, который в последующем с идеологических соображений был назван Великой Октябрьской Социалистической революцией.

Социалистический эксперимент продолжался 75 лет и в ходе противостояния двух противоположных систем оказал существенное влияние на формирование экономических отношений во всем мире. Прежде всего под влиянием возросшего профсоюзного движения и угрозой новых социальных взрывов ранний капитализм вынужден был вырабатывать ряд теоретических и практических мер по учету социальных потребностей населения.

Этому способствовали также небывалые темпы научно-технического прогресса и рост производительности общественного труда, которые позволили заметно устранить или ослабить негативные стороны капиталистических отношений, что привело к созданию в странах Запада постиндустриального общества.

Одновременно стали все более проявляться очевидные слабые стороны механизма реализации социалистических идеалов. К ним следует отнести, прежде всего, инертность и недостаточная гибкость административной системы управления сложнейшим народно-хозяйственным комплексом, построенным преимущественно на проведении недостаточно продуманных компаний.

К ним можно отнести, прежде всего, ускоренную индустриализацию страны путем предельного напряжения труда населения, коллективизацию, которая фактически разорила уклад жизни в огромной аграрной стране и привела к ликвидации собственника земли. В процессе проведения данных компаний велась ожесточенная борьба с инакомыслием как основа будущих массовых репрессий.

Неоднозначность пройденного страной пути связана с несомненными хозяйственными достижениями благодаря революционному энтузиазму народа, торжеству идей равенства и социальной справедливости, но в то же время с огромными людскими потерями от развязанного политического террора, в результате которого пострадал в основном цвет нации.

К тому же нельзя не учитывать влияние негативных личных качеств высших руководителей страны, особенно противоречивых и подчас одиозных личностей, предпочитающих применение насилия для построения справедливого общества, террор против инакомыслящих, невыполнимые волюнтаристские или популистские обещания.

В конечном счете в противоборстве двух систем более жизнеспособной по уровню производительности общественного труда и внедрению достижений научно-технического прогресса оказалась рыночная концепция, основанная на заинтересованности населения в труде, что и определило неизбежный переход России к рыночным отношениям, но в надежде на реализацию социальных ожиданий народа.

Эти ожидания связаны, прежде всего, с частичным сохранением бюджетной сферы, которая должна оказывать населению бесплатные социальные услуги на налоговые поступления граждан, что означает формирование в России смешанной экономики, а также необходимость выполнения государством задач создания и обновления производственной и социальной инфраструктуры.

Вектор развития социально-экономических отношений в российской коммерческой сфере пока находится на уровне американского "дикого капитализма" в период накопления первичного капитала, что вызывает серьезные опасения для социальной стабильности. В то же время имеется широкий спектр накопленного положительного зарубежного опыта, однако каждый из них в чистом виде и в полной мере не применяться в условиях смешанной экономики современной России в связи различиями национальных особенностей и нравственных традиций.