Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Rebrik_V_V_-_Drevneegipetskaya_magia_i_meditsina(1).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.51 Mб
Скачать
  1. Психические болезни.

Текстам египетской медицины известны душевнобольные, но им не посвящено ни одной книги, ни одного раздела в трактатах. Для этих случаев не было и специального врача. Душевнобольной считался в глазах общества человеком, заслуживающим сожаления, сравнимым со слепым, парализованным или карликом, о которых должны были заботиться другие. Поскольку для психических болезней невозможно было найти «естественную» причину, то в качестве объяснения оставалось лишь предположение, что здесь произошло вмешательство руки или «дуновения» богов и демонов. Поэтому душевнобольного обозначали как «человека в руке бога». Этот образ не следует понимать в нынешнем смысле этого слова, т.е. что этот человек занимал привилегированное положение по отношению к своему богу и находился под его защитой. Скорее имеется в виду «рука бога» в качестве причины, которая охватывает человека, бьет его или овладевает им, так что человек становится «одержимым». Сама эта характеристика уже показывает, что здесь требуются не медицинские тексты, а религия с ее возможностями молитвы или магия с ее заклинаниями.

В медицинских текстах мы везде наталкиваемся на необъяснимые явления, в которых речь идет о том, что «нечто вступило извне». При этом слово «извне» обозначает области за пределами нашего ощущаемого мира. Поскольку согласно египетским представлениям сердце является вместилищем рассудка и настроения, в высказываниях по поводу сердца чаще всего локализуются подобные феномены. В глоссе о сердце говорится: «Что касается ярости из-за (явления), вошедшего извне, это означает, что сердце в ярости из-за явления, вступившего извне». Поведение человека, следовательно, является последствием поведения сердца, и это вновь возводится к воздействиям извне. Уже Эббелл узнал в этой ярости состояние "маниакального душевного состояния". Здесь следует различать, поражено только лишь сердце или и сам человек тоже: когда сердце находится в состоянии помрачения и наступают приступы потери сознания, действия сердца соответствуют действиям человека. Даже когда сердце «переполнено» и это объясняется забывчивостью сердца («как у того, кто думает о чем-то другом»), это также обозначает соответствующую реакцию у человека: он не может более вспомнить о вчерашнем дне, как указывается в описании старческих жалоб. Это же верно и тогда, когда сердце отвлечено и забывчиво, причем причиной этих нарушений является вредоносное влияние мага-жреца. Это может обозначать, что сердце пренебрегает своей нормальной работой, т.е. бьется нерегулярно или слабо: вариант «сердце на конце» (вместо «забывчиво») в названном выше описании старости указывает в этом направлении. Это совершенно однозначно, когда сердце не говорит и сосуды сердца названы немыми; здесь, естественно, нем не сам человек, а его пульс не прослушивается.

В соответствии с лечением демонической болезни, вызванной инкубом, упоминается средство для «изгнания забывчивости сердца, бегства сердца и уколов сердца», что Грапов понимал как «забывчивость, бегство мыслей и угрызения совести», но сто, вероятно, означает «органические» дисфункции сердца: нерегулярный пульс, приступы слабости, колющие боли. Весьма спорным остается вопрос, являются ли фразы о том, что женщина «не может видеть» или «не может слышать сказанное» свидетельством «ментального» феномена. В офтальмологии также существовали средства против нарушений зрения, а среди средств от ушных болезней встречается слечай уменьшенной способности слуха.

Один случай психического нарушения упомянут в сравнении: среди ран черепа в «Книге ран» находится осколочное ранение под кожей головы, т.е. без внешне видимого ранения. Последствия его, впрочем, примерно те же, что и в случае душевной болезни (паралич половины тела и нарушение зрения), поэтому врачу советуют не путать оба случая. При потере сознания в связи с осколочным переломом кости виска в качестве сравнения приводится болезнь, вызванная «воздействием извне» (Арорlexia cerebri, согласно неврологу Герхарду Риттеру).

Некоторые из этих болезней имеют в египетской медицине собственные имена, например «погружение» (вариант болезни, вызванной инкубом), в котором предполагают эпилепсию. Наряду с заклинаниями против не применяются средства для питья и приема внутрь, иногда также мази. Среди лекарст немало определенных логически: кал осла, мошонка буланого осла, свиной жир, кровь каменного козла, растение «бычий шар» и моча девушки - одним словом, средства, весьма пригодные для борьбы с инкубами всех видов!

Вне медицинских текстов описываются также случаи старческого безумия. Кроме того, упоминаются припадки душевного расстройства или краткосрочные нарушения душевных функций: приступ потери сознания главного героя «Повести о Синухете» при аудиенции у царя и помрачение разума как момент, вызвавший его бегство за границу, являются здесь главными примерами. Сюда же относится любовное безумие, которое можно вызвать благодаря волшебному средству, так чтобы очарованная бегала за мужчиной, «как бык за кормом». Широко известен отчет Унамуна о его поездке в Библ (11 в. до Р.Х.), в котором отмечается и ранняя форма религиозного пророчества: во время принесения жертвы Амон овладел жрецом и привел его в ярость, продолжавшуюся всю ночь. Повеление египетского бога, переданное в состоянии одержимости, дало истории положительное завершение. Египетской литературе известны также пограничные случаи болезненной ностальгии, ревности и любовного страдания.

  1. Болезни матери и ребенка (гинекология и педиатрия).

  1. Учебные тексты.

Идентична ли «книга» учебных текстов о женских болезнях, которая содержится в папирусе Кахун (ок. 1850 г. до Р.Х.) с «Книгой о состоянии женщин», известной Клименту Александрийскому (ок. 200 г. н.э.), остается неизвестным. Отдельные гинекологические учебные тексты содержатся также в папирусах Эберса, Смита (обратная сторона), Рамессеум III и IV ; таким образом, существовали папирусы, посвященные лишь женским болезням.

Папирус Кахун не имеет заглавия, по крайней мере в начале. Возможно, что оно находилось в конце свитка, однако от него ничего не сохранилось. Поэтому папирус начинается с заглавия первого случая: «Искусство лечения [женщины, чьи глаза] больны, так что она не может видеть и страдает в области затылка. Тогда ты должен сказать: это [избыточные вещества] матки в ее глазах. Что ты должен сделать против этого: окурить ее ладаном и свежим маслом; окурить ее вульву этим; окурить ее глаза "бедрами иволги". Затем заставить ее съесть свежую ослиную печень."

Уже из этого первого случая "Книги о женских болезнях" становится понятным, что ее учебные тексты весьма кратки по сравнению с "Книгой желудка", "Книгой ран" и "О нарывах". Здесь нет обследования и определения симптомов: они обнаружены уже в заглавии, за которым следует диагноз. Отсутствует и вердикт (за исключением двух случаев). Терапия приводится довольно подробно. В нашем случае болезни глаз и ушей возводятся к болезнетворным веществам, исходящим из матки. Очевидно, не только желудок считался очагом болезни, из которого непереработанные продукты гниения по сосудам распределяются по организму, но и матка. В "Книге сосудов" матка не упомянута (там описан мужчина), но можно полагать, что согласно египетской теории матка при помощи сосудов сообщалась со всем телом. Оба лекарства, "ослиная печень" и "бедро иволги", указывают на магические представления: в осле воплощается бог Сет, многократно стремившийся предотвратить рождение своего заклятого врага Хора уже во чреве его матери Исиды, например, при помощи преждевременного кровотечения, при этом Исида была вынуждена защищаться при помощи амулета, т.н. "крови Исиды", который она вводила в вульву как тампон. Примеру из божественного мира подражали в различных вариантах будущие матери и женщины, страдающие болезнями матки, здесь это выражается в поедании (т.е. уничтожении) частей осла. Иволга считалась птицей, связанной с половым сношением, изображавшимся в завуалированном виде в сценах ловли птиц.

Второй случай посвящен женщине с болями в утробе, рядом с животом. Врач должен спросить ее: "Что это ты обоняешь?" Когда она скажет тебе: "Я обоняю жареное", тогда ты должен сказать: это излияния утробы". Единственное лечение состоит в окуривании "чем- нибудь, что она (также) обоняет как жареное". Уже первый исследователь папируса Ф.Л.Гриффит трактовал этот случай как рак матки ^rc^orna uteri), при котором возникает такой характерный запах. Египтянам не обязательно был известен рак во всех своих проявлениях и воздействиях, но им могла быть известна типичная форма проявления этого варианта. Кроме симпатического лечения курительным средством с тем же запахом, египетские врачи не предлагали никакой терапии.

Следующий случай посвящен болям в заднем проходе, области половых органов и «корнях» бедра; их диагностируют как «испражнения матки» и лечат напитками.

Лишь два текста посвящены проявлениям болезней матки, возникшим вследствие родов. Боли в области половых органов, вульвы, окружения вульвы и задней части тела приписываются «сильному увеличению вследствие родов» и лечатся вливанием свежего масла в вульву и задний проход. Когда же все члены болят и женщина испытывает страдание в области глазных полостей, то речь идет о «сужении матки вследствие родов». И от этого помогает средство для питья.

В большинстве случаев ссылки на прошедшие или предстоящие роды отсутствуют: кроме болей в нижней части тела часто упоминаются части тела, не имеющие ничего общего с маткой, но могущие заболеть вследствие ее испражнений и излияний.

Когда женщина страдает от зубной боли и не может открыть (?) рот, то это возводят к спазму жевательного мускула ^rism^), вызванному из-за утробы. Кроме средства для окуривания, предписывается вливание в вульву, состоящее из «мочи буланого осла на второй день после того, как он ее выделил». Затем следует неизлечимый вариант: «Когда она страдает в области половых органов до вершины ног и до ягодиц, это ядовитая змея, с пути которой следует уйти». Имеется в виду, что болезнь проявляется как токсическое воздействие ядовитой змеи. Термин служит для обозначения неисцелимой болезни. «Моча буланого осла», как и в первом случае, указывает на бога Сета.

Даже когда у женщины болит затылок, область половых органов и уши, так что она не может слышать говорящееся, за это считается ответственным перемещение или сдвиг матки. Интересно указание по применению, показывающее экономию в редакции текста: «Тогда ты должен сделать против этого то же, что и любое лечебное средство для изгнания избыточных веществ матки», при этом упоминается первый случай, в котором описывались подобные явления в шее и глазах. То, что оба случая взаимосвязаны, показывает и оценка невролога: «Эти данные дают возможность с известной вероятностью предположить, что в связи с заболеванием гениталий наступило интракраниальное осложнение, т.е. метастазация первичной опухоли. Описанные симптомы были бы в таком случае выражением повышения интракраниального давления: оцепенение затылка... с последующим амаврозом вследствие атрофии зрительного нерва и помрачение сознания, в результате чего пациент не мог слышать говорящееся, с ним нельзя было говорить» (Герхард Риттер, цит. Вестендорф, С. 196).

В одном случае боли в вульве и во всех частях тела сравниваются с теми, которые испытывает «вышедший». При болях желудка мы уже встречались с этим теримином в его полном варианте: «вышедший из эмбриона»; он описывает боли при наступлении схваток, которые египтяне представляли как действия ребенка, пробивающегося к месту рождения, подобно тому как в Амарнском гимне Солнцу птенец проклевывает яйцо. Терапия этих «кажущихся схваток» весьма проста: женщина должна есть жир, пока не выздоровеет.

В случае заболевания «водянистым» (неконтролированным) испусканием мочи источником считался не мочевой пузырь, а матка. Рекомендуется весьма подробная терапия: «Бобы; некий плод; луковица (?) кипрской травы; тонко измельчить в «водянистом» (разведенном) пиве, 1 гин (0,5 л); сварить, пить 4 раза по утрам. (А именно) она должна проводить день, лежа и голодая. Она должна вставать рано, чтобы выпить гин средства. Она должна проводить день, голодая, пока не наступит время после завтрака». «Водянистое» пиво вновь является симпатическим средством.

Даже боли в ступнях и ногах при беге возводятся к «испражнениям» матки, однако лечение производится при помощи натирания больных ног и рук глинистым илом.

Лишь один случай (Кахун, №17) посвящен послеродовым осложнениям, упоминаются кровь и плацента, боли в голове, во рту и части руки. Диагноз разрушен, но от терапии сохранилось натирание осадком сладкого пива и, вероятно, форма окуривания.

Затем рассматриваются три случая: «[Когда] от нее ничего не исходит, то ты должен смешать переработанный финиковый сок с осадком сладкого пива; заставить ее сесть на него". Когда у женщины что-то выходит, она принимает средство для питья. "Если же у нее идет кровь или избыточные вещества..." (здесь текст обрывается).

Папирус Эберса приводит среди рецептов для женщин три связных учебных текста, вероятно, взятых из "Книги женщин", но не содержащихся в папирусе Кахун.

Первый случай рассматривает болезненное истечение из женщины; хотя менструация прямо не упоминается, но, как и в последующих случаях, речь может идти о ней. "Когда ты обследуешь женщину, у которой что-то вышло как вода, причем его конец как запекшаяся кровь, тогда ты должен сказать: это ранга от царапины на ее матке. Тогда ты должен сделать для нее (следующее: взять) нильскую воду водоноса, растворить в ней мед и свинцовый блеск; помазать, сделать перевязку из тонкого льна; вкладывать как тампон в ее вульву на протяжении 4 дней". Очевидно, господствовало наивное с нашей точки зрения представление, что кровь вызвана вследствие раны, а кровотечение можно остановить, заткнув отверстие, через которое кровь вытекает. Об источнике раны-царапины мы ничего не знаем; вероятно, что речь идет о Сете, который вызывал у женщин преждевременные кровотечения и прекращал роды. Мифологическим оьразцом является богиня Исида, чей сын Хор по воле Сета не должен быть родиться, так как Хор должен был выступить мстителем за своего отца Осириса. Против вредных действий Сета женщины защищались тампоном во влагалище - и процедура приобретала смысл.

Два других случая относятся к однозначным нарушениям менструации: "Когда ты обследуешь женщину, у которой болит одна сторона половых органов, тогда ты должен сказать: это нерегулярность ее менструации". Лишь после того как она начинается, врач должен дать больной смесь из измельченного лука, некоего растения и муки из сосновых опилок и перевязать этим область половых органов. Во втором случае женщина провела без менструации уже много лет; она постоянно выделяет со рвотой нечто, подобное речной воде, а ее живот как будто находится под воздействием огня. Однако это явление прекращается после рвоты. Даигноз гласит: "Это застой крови в ее матке". Смесь лекарств (из плодов можжевельника, тмина, ладана и земляного миндаля) вместе с коровьим молоком и костным мозгом бедра быка перерабатывается в напиток, который следует пить 4 дня подряд.

Папирус Смита на своей обратной стороне, без всякой связи с предыдущим, имеет еще один учебный текст, похожий на случай учебного текста Эберса, но отличающийся способом лечения: "Когда ты обследуешь женщину, у которой болит желудок, а менструация не выходит, ты найдешь нечто на верхней стороне ее пупа; тогда ты должен сказать: это запор крови в ее матке". Предписывается многократно комбинируемый рецепт: средство для питья (из растения "вам", масла или жира и сладкого пива); специальное средство для ускорения течения крови (из соснового масла, тмина, свинцового блеска и ароматической мирры), которым смазывают область половых органов; средство для натирания области таза (растение с названием "ухо ласки или лисицы" слудет довести до гниения в масле или жире); и, наконец, окуривание миррой и ладаном, производимое "между ее бедрами; добиться, чтобы дым от него проник в ее плоть (вульву)".