Г. Прайветт
[Сравнительный анализ пикового переживания, пиковой деятельности и потока]1
Описаны пиковое переживание (глубокая радость), пиковая деятельность (сверхнормативное функционирование), а также поток (опыт внутреннего вознаграждения) и проведено их детальное сопоставление. Пиковое переживание и пиковая деятельность являются моделями оптимального опыта человека и потому имеют большое значение для изучения личности. Поток, несмотря на то, что не всегда бывает на высоком уровне продуктивности, имеет с ними много общего. Важными атрибутами всех трёх видов опыта являются: абсорбция, субъективная значимость, чувства радости, спонтанности, собственного могущества, а также переживания своей целостности и вовлечённости. У каждого из них есть и свои, отличительные особенности. Так, пиковое переживание по своему характеру мистическое и трансперсональное; пиковая деятельность, как взаимодействие, отчетливо сфокусирована и на субъекте и на значимом для него объекте; поток же является захватывающе привлекательным. Кроме того, описываются различия между этими конструктами, связанные с чувством я и мотивацией. Обсуждаются некоторые следствия для будущих исследований и практики.
На протяжении 20 – 25 последних лет происходит «тихая революция»2 или «разумная эволюция»3, подталкивающая психологию в сторону гуманитарной науки, которая изучает целостного человека и служит широким, адекватным основанием психологической помощи4. В предшествующие полвека психология ориентировалась главным образом на изучение поведения путём лабораторных экспериментов и на исследование патологии в связи с клинической практикой. Появившиеся сравнительно недавно гуманистическая, экзистенциальная и феноменологическая точки зрения делают акцент на более целостной психологии, которая рассматривает переживаемое (experience)5, наряду с поведением и позитивное, наряду с патологическим6. Эта «третья сила» не только вносит интересное и важное содержание в психологию, но и предлагает новую методологию7, которая позволяет включить в исследование личности, в качестве основного материала, данные, как субъективного опыта, так и поведения.
Третьим компонентом науки, дополнительным к её содержанию и методологии, является систематическая организация знаний8. Цель настоящей статьи состоит в организации знаний о трёх феноменах позитивного опыта. Для достижения этой цели рассматриваются и поясняются данные исследования этих феноменов и, главное, проводится их сопоставление. В литературе по гуманистической психологии встречаются два конструкта9, которые описывают глубокий позитивный опыт. Во-первых, пиковое переживание (peak experience), которое определяется как момент глубокого опыта, высоко оцениваемого субъектом10. Во-вторых, пиковая деятельность (peak performance), которая определяется как эпизод сверхнормативного функционирования11. В том и другом конструкте представлены как оптимальные уровни функционирования, так и субъективный опыт, который не зависит от конкретного вида поведения – это может быть, к примеру, межличностное взаимодействие. Итак, общим для конструктов пикового переживания и пиковой деятельности является то, что они представляют собой модели оптимального опыта человека, подобно тому, как конструкт самоактуализации является моделью личностного развития12. В этом смысле пиковое переживание и пиковая деятельность являются прототипами и родовыми конструктами13.
Третий феномен, поток, определяется как опыт внутренне порождаемого наслаждения деятельностью14. Он сходен как с пиковым переживанием, так и с пиковой деятельностью, поскольку включает в себя радость и чувство ценности пикового переживания, а также поведение пиковой продуктивности. Поток, сам по себе, не подразумевает оптимальную радость и продуктивность, но может включать в себя либо одно из них, либо оба.
Целостное и детальное описание каждого из этих феноменов, говорит о том, что они перекрываются. Рассмотрение этой очевидной взаимосвязи необходимо как для теории, так и для практики. Можно ожидать, что описания пикового переживания, пиковой деятельности и потока будут совпадать по многим пунктам, поскольку каждый из этих феноменов представляет собой разновидность позитивного, субъективного опыта. Более того, одно и то же событие может включать в себя несколько этих разновидностей. Конструкты, используемые в этом случае совместно, позволяют рассмотреть данное событие с различных точек зрения. С другой стороны, каждый конструкт описывает особый вид опыта, который может возникать изолированно. Следовательно, каждый конструкт включает в себя характеристики общие с другими конструктами и собственные характеристики, и может быть рассмотрен как синдром, то есть, как паттерн признаков, который в каком-то конкретном случае необязательно присутствует целиком.
Настоящее исследование представляет собой анализ тех детальных описаний указанных феноменов, которые приводятся в публикациях исследователей и теоретиков. Определение и прояснение общих и отличительных характеристик пикового переживания, пиковой деятельности и потока проводится путем их сравнения.
Пиковое переживание
Маслоу пишет, что пиковые переживания – это «моменты наивысшего счастья и реализации потенциальных возможностей»15 В пиковых переживаниях он находит такой уровень субъективного опыта, который превосходит повседневный опыт по своей интенсивности, смыслу и богатству содержания. Лич определяет пиковое переживание как «субъективно ценное переживание, характеризующееся такой интенсивностью восприятия, глубиной чувств или осознанием глубокой значимости, которые приводят к его выделению в более или менее постоянном контрасте с переживаниями, окружающими его в пространстве и времени»16. Ласки, при изучении «экстаза», дополнительно определяет пиковое переживание как «радостное, преходящее, неожиданное, редкое, ценное и необычное до такой степени, что зачастую кажется проявлением сверхъестественных сил»17
Маслоу и Ласки собирали, с помощью интервью и опросников, ретроспективные самоотчёты о пиковых и экстатических переживаниях. В исследовании принимали участие студенты, друзья, а также люди, приглашённые по почте и радио – разнообразная, но не случайная выборка. Странные ответы не включались в анализ содержания. Она согласна, что на основании этих данных сделать вывод о каких-либо индивидуальных различиях в способности испытывать экстаз невозможно.
Пиковая деятельность
Пиковая деятельность является эталоном максимального использования потенциала человека; она более эффективна, креативна и продуктивна, чем привычное поведение, или превосходит его в каком-то другом отношении. Операционально, с целью исследования, пиковую деятельность определяют как «поведение, превосходящее обычное поведение». При этом подразумевается, что человек использует в полную силу свою какую-то способность. Пиковая деятельность – это высокий уровень функционирования, не обусловленный каким-то определённым видом деятельности. Следовательно, он может проявиться в любой деятельности: как креативность в занятиях искусством, физическая сила в критической ситуации, ловкость в спорте, хорошее владение какой-либо теоретической проблемой или богатство межличностных взаимоотношений. Пиковая деятельность может быть единичным эпизодом жизни, но может возникать и часто, а иногда воспроизводится постоянно. В качестве конструкта-прототипа, понятие пиковой деятельности полезно для теоретического осмысления потенциала человека и обнаружения характеристик, общих для всех видов опыта, связанных с реализацией его способностей18.
Целостное описание пиковой деятельности сделано недавно на основании теоретических работ и факторного анализа ретроспективных самоотчётов 120 респондентов, данные которых были систематически отобраны из большого массива материалов. В этом исследовании участвовали 4 группы респондентов, работающих в области психологии, профессиональной переподготовки, последипломной подготовки психологов-консультантов и в области искусства; они описывали свои переживания в различных видах деятельности. Частота возникновения пиковой деятельности среди населения в целом не изучалась19.
Поток
Чиксентмихайи описал состояние потока как опыт, который человек обычно испытывает во время игр и, при определённых условиях, в других видах деятельности20. Поток определяется как наслаждение деятельностью (enjoyment), внутренне вознаграждающее или аутотелическое переживание. Люди, как правило, стремятся к потоку ради самого потока. Они наслаждаются им.
Поток варьирует начиная с монотонного, почти автоматического поведения с незначительным увеличением удовольствия от деятельности и кончая очень сложным поведением. Так, микропоток жевания резинки, может быть незначительным, тогда как глубокий поток, иначе говоря, макропоток разворачивается на всю глубину, во всём диапазоне потенциала и может сопровождаться переживанием экстаза. Чиксентмихайи обнаружил, что чаще всего люди испытывают поток в игровом поведении. Игры (games and play) можно рассматривать как виды поточной деятельности, как «структуры действий, которые незамедлительно максимизируют внутренние вознаграждения их участнику»21. Деятельность вознаграждает сама себя. Ключевым для ситуации потока является вызов (challenge), соответствующий умению (skill) человека. Когда такое согласование происходит, возникает поток, уносящий прочь скуку и тревогу.
Чиксентмихайи анализировал ретроспективные самоотчёты о потоке, собранные у скалолазов, композиторов, танцоров, шахматистов и баскетболистов22. Уровни умений в той или иной деятельности участников исследования были различными. Поэтому уровни функционирования и степень наслаждения деятельностью не служили критериями для определения данного конструкта и выявления данного переживания. Поток выдвигает на первый план наслаждение деятельностью (enjoyment). Конструкт потока представляет собой образцовый пример внутренней мотивации и вознаграждения.
