Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1voenno_istoricheskaya_antropologiya_ezhegodnik_2002_predmet.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
11.39 Mб
Скачать
  1. 2. Измерения и типология

  1. История свидетельствует, что воинственность как социальное свой­ство присуща индивидам, группам, классам, народам, государствам, ан­типолитическим обществам. Она проявляется либо как устойчивое каче­ство - эго (воспроизводящееся из поколения в поколение, на протяже­нии длительного периода, всей жизни индивида или определенной со­циальной группы), либо как неустойчивое, временное, скоротечное -воинственный пафос, исчезающий в изменившихся условиях. Нередко она вспыхивает и гаснет сравнительно быстро, а также зреет, накапли­вается или убывает незаметно и в продолжении долгого времени. В ис­тории известно, например, что скифы (1II-IV вв. до н.э.), норманны (VIII-XI вв.), тибетцы (V-VIII вв.) и другие племена и народы отлича-

  2. лись длительной воинственностью (по 2-3 века), которая впоследствии ослаблялась, пропадала, заменялась миролюбием. В ХХ в. десятки наро­дов колебались от воинственности к миролюбию и затем снова к воин­ственности. Циклы, колебания, “качели” воинственности соответствуют качанию политики государств, отражают способность этого качества быстро распространяться, передаваться по различным каналам, заражая большинство обществ. Так в ХХ веке трижды человечество, потрясенное бедами войн, преисполнялось решимостью покончить с ними (после первой, второй и “холодной” мировых), воинственностью вообще. Но всякий раз почти единодушный пацифизм сменялся принятием и под­держкой новых кровопролитий. Цикличность воинственности в ХХ веке в глобальном масштабе может быть изображена графически.

  3. График колебания воинственности в хх в.

  1. 8 8о

  2. 70

  1. fт, 60

  1. 50

  1. 40 з0

  1. I

  2. 20

  1. 0 191С 1919 19С0 1950 1960 1980 1990

  1. годы

  1. кривая циклов

  2. минимальный уровень воинственности

  1. Из графика видно, что пики воинственности становились все про­должительнее и происходил рост минимального (начального) уровня, от которого начинался каждый новый пик.

  1. Воинственность характеризуется и измеряется по многим показате-

  1. лям: доле устойчиво-воинственных людей в обществе (распространен-

  1. ность); потенциanу воинственности (максимальному проценту людей,

  1. способных проявить воинственность при возникновении войны); по-

  2. тенциалу поддержки войны общественным мнением; масштабам, степе­ни, уровню проявления; накоплению или убыванию, эволюции (мони­торинг); ранжированию субъектов (носителей) воинственности и т.п.

  3. “Пограничным” показателем воинственности является готовность граждан сражаться с оружием в руках за свою страну, ибо отказ от этого означает полное внутреннее отрицание (уклонение) людей от войны -абсолютный пацифизм. По этому показателю страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем “готовности сражаться”, т.е. по принятию оборонной войны как личного долга со всеми его страданиями и возможной гибелью.

  4. Таблица 1

  1. Группировка государств по готовности населения сражаться за страну*

  1. N п/п

  1. Высокий

  1. уровень (от100

  1. до 70%)

  1. % людей,

  1. готовые

  1. сражаться

  1. М

  1. п/п

  1. Средний

  1. уровень (от70

  1. до 35%)

  1. % людей,

  1. готовых

  1. сражаться

  1. N п/п

  1. Уровень ниже

  1. среднего (от 35%о и ниже)

  1. %о людей, готовых

  1. сражаться

  1. 1

  1. Норвегия

  1. 85,2

  1. 1

  1. Исландия

  1. 68,8

  1. 1

  1. Германия

  1. -35,0

  1. 2

  1. Румыния

  1. 84,0

  1. 2

  1. Великобри_

  1. 2

  1. Бельгии

  1. 33,1

  1. танин

  1. 67,9

  1. 3

  1. Данил

  1. 83,1

  1. 3

  1. Россия

  1. 66,0

  1. 3

  1. Италии

  1. 25,0

  1. 4

  1. Польша

  1. 78,5

  1. 4

  1. Венгрии

  1. 65,5

  1. 4

  1. Японии

  1. '17,0

  1. 5

  1. Швеции

  1. 77,5

  1. 5

  1. Словакии

  1. 59,0

  1. 6

  1. Финляндия

  1. 77,0

  1. 6

  1. Португалия

  1. 57,7

  1. 7

  1. Болгарии

  1. 76,6

  1. 7

  1. Канада

  1. 56,4

  1. 8

  1. Чехия

  1. 73,4

  1. 8

  1. Северная

  1. Ирландии

  1. 54,9

  1. 9

  1. США

  1. 71,1

  1. 9

  1. Франции

  1. 53,0

  1. 10

  1. Испании

  1. 43,4

  1. Источник: Рукпеигиников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998. С. 295.

  1. Сильный крен в сторону пацифизма немцев, итальянцев и японцев, которые в первой половине ХХ века были самыми воинственными наро­дами, объясняется хорошим усвоением антимилитаристских уроков 1945 г., восприятием войны как пути к самоуничтожению. Существенно проявля­ется пацифизм и у народов процветающих западньix государств: Испании, Франции, Канады, Великобритании и др. По этому показателю к ним приближаются и США, занимающие последнее место среди государств с

  1. высоким уровнем готовности граждан сражаться за свою страну`. Наш народ, который отличался на большей части ХХ века сочетанием миро­любия и высокой готовности защищаться с оружием в руках (до 90-95%), съехал по индикатору “готовность сражаться” далеко вниз.

  2. Что касается устойчиво-агрессивных людей, групп, государств, то, по общему мнению большинства исследователей, их воинственность растет по всем параметрам. Особенно характерно это для высших госу­дарственных и общественно-политических деятелей, представителей господствующих, богатейших, а также бедствующих классов, социаль­ных групп, народов, государств ( коалиций).

  3. Политики и ученые стран НАТО упорно утверждают воинственный подход к решению важнейших проблем глобализации, демократизации и прав человека, стремятся превратить в норму “гуманитарные интер­венции”, подобные действия в Югославии, право применять силу без мандата ООН. Такая воинственность знаменует возможность наступле­ния эпохи вооруженного попрания суверенитета любого государства. Под воинственные установки подводится материальное основание -большое увеличение расходов на обеспечение военного превосходства. Деятели США открыто заявляют, что распространение американских ценностей и защита прав человека во всем мире будут без колебаний подкрепляться силой.

  4. Обычно считают, что наиболее высокая доля воинственных людей среди военных. Однако на практике это бывает не так. Гражданские политики бывают часто самыми воинственными людьми, подталкиваю­щими и принуждающими военных к применению силы, зачастую в уз­кокорыстных эгоистических целях. Цари, императоры, президенты, как правило, инициировanи военное насилие, войны и конфликты. Извест­но, что военные деятели США много раз сдерживали воинственность Р.Никсона, Р.Рейгана, Б.Клинтона от чрезмерных воинственных амби­ций. В 1990-е годы в России президент Б.Ельцин неоднократно бук­вально уламывал генералов, принуждая их пустить в ход военную силу.

  5. Большую актуальность имеют исследования, развернувшиеся на За­паде и у нас, по изучению воинственности глав государств, а также их “ястребиного” окружения.

  1. Внешняя и военная политика государств выражает не только неукро­тимые объективные законы, но и зачастую становится заложником агрес­сивного характера и психологии высших руководителей. Многие военные события происходят, в основном, по их воле и желанию. На Нюрнберг­ском процессе подчеркивалось, что не будь таких извергов во главе Гер­мании, как Гитлер, Геринг, Рибентропп и др., была бы невозможна вто­рая мировая война. Представляют большой интерес попытки некоторых историков дать сравнительный анализ воинственности властителей.

  1. Заслуживает в этом плане особого изучения деятельность великих воителей прошлого - Александра Македонского, Чингисхана, Батыя,

  1. Статья написана до террористических актов в США 11 сентября 2001 г., после которых настроения американцев изменились. - Лрим. ред.

  1. Наполеона и др. Каждый из них - изобретатель, конструктор, творец военных предприятий огромнейшего масштаба. Подобно создателям фирм, машин и технологий, каждый из них мог бы сказать: “Это я дал идею, замысел и план деяний по завоеванию мира, приспособил для их осуществления устройство государства и жизнь народа. Это я, подобрав соратников, помощников, исполнителей, организаторов, создал средства и силы, необходимые для осуществления невиданного до меня военного предприятия. Это я вдохнул воинственность в сердца и души подданных, своей армии”. Роль великих воителей в “производстве” огромных войн еще не исследована с должной глубиной. Если война есть цель ума и рук человека, то в первую очередь - великих воителей. Они - фокус, через который воплощаются в жизнь объективные факторы - в частности, воз­можность сотворения войны. Их сознание, психология, воля и энергия определяют степень, форму, масштаб, глубину использования возможно­сти ддя войны. Не появись они, не было бы той воинственной души, ко­торая играла роль задающего генератора огромнейшего исторического дела. Они, подобно магниту, притягивают к себе авантюристов, фанати­ков, романтиков, искателей приключений, “войноголиков”, заряженных крайней воинственностью. Удельный вес устойчиво-воинственных людей, потенциально способных увлечься милитаристическими призывами, а также поддерживающих войну, как показывают исследования, постепенно убывает, хотя эта тенденция сопровождается и величинами противопо­ложного характера1°. Даже в случаях необходимого отпора агрессору и для несения воинской службы в мирных условиях все больше людей стано­вятся воинами по обязанности, а не по внутреннему влечению.

  2. Это характерно и для России. Большинство молодых людей, прихо­дящих на службу в Вооруженные Силы, не пылает желанием стать во­инскими профессионалами, считает выполнение воинских обязанностей неприятным долгом, тем более не горит стремлением отправиться в “горячую точку” воевать. Около 80% призывников в России идут на военную службу без желания. В последние годы устойчиво сохраняется высокая доля уклонистов (около 10%) в призывном контингенте. По­добные тенденции развиваются и в западных странах.

  3. Это создает большие проблемы для комплектования, поддержания не­обходимой боеспособности и боеготовности армии, и в практическом при­менении в конфликтных ситуациях. В последние годы Россия вынуждена в связи с этим восстанавливать систему военно-патриотического воспитания молодежи, ввести начальную военную подготовку в школах и вузах, активи­зировать и расширять работу РОСТО, ужесточать правила призыва на воен­ную службу, уголовную ответственность за их нарушения и т.п.

  4. Отношение людей, тех или иных социальных групп, общества в це­лом к войне определяется многими факторами: социально-политичес­ким характером войны, государства и общества; социальной структурой и отношениями между группами, классами, гражданами; тем, что дает им война; направленностью воспитания народа в отношении войны и военного дела; системой военной социализации личности и образа жиз-

  5. 2 Заказ 2612 ни. По мере усиления социальной дифференциации общества, станови­лись более многообразными отношения общества, социanьны х групп и индивидов к войнам. Спектр разнообразных отношений расширялся от

  6. стремления одних к войне до полного и безоговорочного отрицания ее

  7. другими. Между крайностями увеличивалось многообразие сложных и противоречивых отношений. Но при всем этом пробивалась все более настойчиво, особенно со второй половины ХХ века, тенденция быстрого нарастания массы людей, выступающей против всяких войн. После вто­рой мировой войны появились горы книг, в которых с отчаянием, гру­стью и недовольством, либо наоборот с радостью и оптимизмом писалось о6 ослаблении солдатского духа у новых поколений почти всех народов, о массовом исчезновении вкуса к военному делу, нежелании участвовать в войнах и даже исполнять воинскую службу в мирных условиях.

  1. Не претендуя на полную точность, попытаемся отразить в таблице типологию людей по отношению к войне и военному делу на примере России 11.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]