Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Куракин Влияние родительской семьи на партнерские отношения (2).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
287.27 Кб
Скачать

2.3 Влияние родительской подсистемы на возникновение проблем в партнерских отношениях

Родительская подсистема может влиять на проблемы формирования и поддержания партнерских отношений по трем каналам:

  • Нарушенные «порядки любви» в отношении одного из партнеров с родителем.

  • Нарушенные «порядки любви» в отношениях родителей одного из партнеров.

  • Нарушенные «порядки любви», образующие идентификацию с членом рода одного из партнеров.

Нарушенные порядки в отношении ребенка и родителя приводят к тому, что ребенок не проходит полноценный процесс формирования в себе мужественности/женственности. Мальчик отказывается от материнского, развивая мужские качества «стоя с отцом», и тогда ему необходима женская часть в партнерше. Женщина отказывается от сильной связи с отцом, развивая женские качества, и тогда она может прийти к партнеру в отношениях. Когда родителям что-то нужно, они обращаются к партнеру или к своим родителям. Если же родитель обращается со своими притязаниями, которые не соответствуют отношениям, к детям (например, с тем, что дети должны родителей утешать), тогда это переворачивание, перверсия отношений, парентификация. Но дети не могут защитить себя от этого. В этом случае их во что-то впутывают, и они начинают считать себя вправе на что-то, что им не подобает. Такие переплетения могут привести к тому, что девочка может не отойти в первый раз от матери, тогда она не узнает привлекательность быть рядом с мужчиной. Если она не отошла от отца обратно к матери, то также ей сложно «подойти» к другому мужчине как к партнеру. Получается ей либо не хочется полноценных отношений, либо место в душе занято отцом. То же самое происходит и с мальчиком.

Отношения родителей между собой также влияют на то, как ребенок в последующем будет строить свои отношения. Он берет от родителей их модель отношений в соответствии с порядком равновесия, который гласит, что родители «дают», а дети «берут». Отказываясь от родительских моделей, ребенок нарушает порядок привязанности к семейной системе и чувствует себя виноватым, даже если эти родительские модели разрушают его текущие отношения. Так что за свой прогресс и свое новое счастье платить зачастую приходится виной.

Самым разрушительным для партнерских отношений является образование идентификации с членом рода или двойное смещение.

В этом случае подавленное поведение члена рода перенимает в последующем другой член рода и исполняет его, но уже по отношению не к тому, кому это поведение предназначалось изначально, а к своему партнеру. Таким образом, поведение меняет и своего исполнителя, и свой объект. Двойное смещение.

3. Применение метода системных расстановок в работе с темой партнерских отношений

3.1. Расстановка л.

Девушка Л., примерно 20 лет, в данный момент в отношениях не состоит.Проходит сеанс психотерапии.

Есть старший брат, разница в 1,5 года. Живет в полной семье, мама старше отца, доминирует в отношениях. У мамы первый брак, но были какие-то отношения с троюродным братом, о которых не говорят, хотя Л. предполагает, что там была сильные чувства и, возможно, они до сих пор актуальны. У мамы в первую беременность был выкидыш, ее отец умер, когда она была беременна вторым ребенком.

Интервью:

«Страх отношений с мужчинами. Несамостоятельная. Мама за меня чаще принимает решения. Делаю в отношениях то, чего не хочу, поддаюсь влиянию. Хочу уметь отказываться от того, что мне не хочется делать» (Чувства, которые мешали ей говорить «нет», назвать затрудняется).

Предположительная степень готовности 20%.

Первые фигуры: мужчина (потенциальный партнер), заместитель клиента и заместитель чувств, которые мешают говорить «нет». Так как клиент не осознавал чувств в ситуации принуждения, первоначальные фигуры были выбраны, чтобы помочь ему прояснить чувства и была возможность провести расстановку.

Первый образ:

Заместитель клиента чувствует веселье на грани истерики, стало «не по себе», когда ввели фигуру Мужчины. Появилась злость, огорчение, разочарование, когда ввели фигуру чувств «Нет».

Заместитель Мужчины не реагирует на фигуру Заместителя клиента. От фигуры чувств «Нет» его словно магнитит, чувствует давление, связь, притяжение. Тяжесть в спине, плечах.

Заместитель Чувств испытывает болезненные ощущения. Жар, холод. Ком в горле.

(Первая гипотеза терапевта: идентификация с членом рода, пережившим травматический опыт с мужчиной)

Образ после первого движения:

У заместителя Клиента растет раздражение. Она злится. Много агрессии.

Заместитель Чувств «Нет» ощущает жар, все тело горит, но когда заместитель Клиента говорит про злость, то это «охлаждает». После этих слов стало легче дышать, появилась печаль. Заместителю Клиента интересно все что делает и говорит фигура Чувств, а когда фигура молчит, то заместителю Клиента спокойно и хорошо.

Заместитель Мужчины смотрит в никуда, у него нет цели.

(Фигура чувств и фигура Клиента смотрят в одну точку, у терапевта возникает предположение о перенятых чувствах. Сам клиент эмоционально реагирует на слова заместителей, но осознание того, с кем связан данный процесс пока не наступило. Терапевт вводит абстрактную фигуру владельца чувств «Нет»)

Образ после ввода Фигуры автора перенятых чувств:

Фигура чувствует отталкивание в области шеи, на уровне тела – тепло, в животе ощущение легких переживаний. Заместитель чувств «Нет» обрадовался появлению фигуры, но появился ком в горле. Заместителю Клиента не понравилось появление новой фигуры, ему не нравится, что им весело, рождаются чувства злости, раздражения и страха неизведанного. Опасение по отношению к Фигуре.

Дальше Фигура тоже начинает агрессивно реагировать на заместителя Клиента, у нее появляется негодование. Заместитель Клиента чувствует обиду, попадает в детское состояние.

Клиент узнает в этом взаимодействии свои отношения с бабушкой. В детстве ей не хватало внимания от нее и до сих пор в клиенте живет обида за то, что ее брату доставалось больше внимания. Когда терапевт спросил про родителей, то Л. ответила, что с ними эмоционального контакта не было. Родители осуществляли формальный уход и присмотр за ребенком.

(У терапевта возникает гипотеза, что обида первоначально, все таки, направлена не к бабушке, а к матери, которая не оказывала должного эмоционального внимания ребенку.Он выводит абстрактную фигуру и вводит фигуру матери клиента)

Образ после ввода фигуры Мамы:

Клиент плачет. Фигура мамы чувствует грусть, разочарование, ей не хочется никуда смотреть, возникает ощущение, что кого-то не хватает. Тяжесть в груди, от которой хочется избавиться. (Л. озвучивает, что у ее мамы в первую беременность был выкидыш, второй ребенок родился с соматическими проблемами, на третью беременность врачи рекомендовали делать аборт, но родилась Л.)

Заместителю Клиента грустно, печально от фигуры Мамы, боится, что она повернется. Чувствует себя в возрасте 5-7 лет. Клиент откликается на это воспоминанием о том, как врач в детстве дотрагивался до ее интимных органов.

Заместитель мамы разворачивается к фигуре мужчины.

(Фигура мамы говорит о том, что кого-то не хватает. Сообщает о чувстве тяжести. Разворачивается к фигуре мужчины после слов клиента о прикосновении доктора к интимным местам. У терапевта возникает предположение, что это связано с материнской историей травматического взаимодействия с каким-то мужчиной. Он вводит фигуру маминой Тяжести - события, которое вызвало эти переживания).

Образ после ввода фигуры Тяжести:

У заместителя Клиента уходит опора из под ног, она опирается на фигуру Тяжести, так появляется баланс, ей холодно. Теперь она может смотреть на фигуру Мамы. Заместитель мамы чувствует тяжесть в плечах, но нет никаких эмоций. Ощущает холод внизу живота. Фигура тяжести чувствует мурашки. Ей хочется вылезти из собственной шкуры. Хочется лететь и ощущать удовольствие.

Фигура Чувств ощущает тошноту от фигуры тяжести и она озвучивает : «Я за всех все волоку». Фигура Мужчины чувствует себя неприкаянно, ему неинтересны чужие разборки. Заместитель клиента не хочет видеть фигуру Чувств, не видит Мужчину, она смотрит на маму и хочет ей доказать: «Я могу».

Заместители слабо осознают свои чувства, только телесные реакции. Клиент подтверждает, что в жизни он мало ориентируется на чувства, больше живет миром фантазий.

Терапевт предлагает следующие разрешающие фразы:

Заместитель Клиента: Мама, мне тяжело нести твою тяжесть. Я также как и ты не буду чувствовать страха, я лучше буду изображать маленькую девочку, подчиняться другим, передавать им право решать за меня.

(Л. подтверждает, что в ее душе сейчас это главный конфликт: любовь к маме вместе с тяжестью и отказом от чувств, либо спокойствие и благополучие)

Заместитель Мамы: Я не могу тебя защищать, спасибо тебе за то, что несешь мою тяжесть. Я благодарю тебе за это.

Заместитель Клиента: Я из любви к тебе несу твои тяжелые переживания. Я так же как и ты боюсь мужчин.

Заместитель Мамы отвечает на это, что она не боится мужчин, а скучает по ним. Точнее, по какому-то конкретному.

Клиент говорит, что это может быть только ее троюродный брат.

История про троюродного брата возникала уже в первичном интервью. Информация об этих отношениях ограниченная. Клиент рассказывал, что у них была любовь, но затем они разъехались на какое-то время, а когда мама приехала в гости к троюродному брату, то у того дома сидела другая женщина. Он познакомил маму с ней. Мама ничего не ответила, просто ушла. Ей тогда было 17 лет, троюродный брат был старше.

(Терапевт делает гипотезу, что травматическое событие, связанное с мужчиной, это отношения с троюродным братом. Л. говорит, что эти отношения не приветствовались со стороны родни. Терапевт выводит фигуру мужчины и вводит фигуру троюродного брата мамы)

Образ после ввода фигуры Троюродного брата:

Как только ввели фигуру Троюродного брата, фигура Мамы стояла в стороне и не смотрела на него. У нее было много обиды и боли.

Дальше было много осознаваний телесных и эмоциональных реакций во взаимодействии фигуры Мамы и фигуры Чувств. Это был этап структурной интеграции. Мама принимала свою отторгнутую часть с чувствами боли, обиды, злости, стыда и любви по отношению к троюродному брату. Фигура Мамы развернулась к фигуре Троюродного брата признала любовь и боль, полученную в отношениях с ним. Заместитель клиента проговорил следующие фразы: «Мама, я очень тебя люблю, мне в детстве не хватало твоего внимания и любви, я очень в ней нуждалась. Из любви к тебе я до сих пор несу тяжесть. Я также как и ты отвергала свои эмоции страха, злости, стыда. Со временем я буду учиться их принимать и чувствовать».

На этом расстановка была закончена.