Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
My_otvet.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.12 Mб
Скачать

58.Борьба двух концепций пространства и времени в Новое время (Ньютон-Лейбниц)

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная органи­зованность и изменчивость бытия. Пространство и время — это формы бытия материи.

Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами, которые его организуют. Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущ­ности, которые существуют сами по себе, независимо от мате­риальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал, например, И. Ньютон. Встречалась она и в древней философии, например представление древнегреческих философов-атомистов (Демокрита, Эпикура) о пустоте неявно предполагало концепцию субстанциальности пространства.

Кстати, точка зрения на субстанциальный характер пространства может разделяться как материалистами, так и идеалистами.

Это зависит от того, как решается вопрос об объективности пространства. Если оно понимается как объективно существующая реальность, то это точка зрения материализма. Например, мета­физические материалисты XVII—XVIII столетий понимали прост­ранство как объективно существующую независимо от человека и его сознания субстанцию, которая не зависит от материи. Идеали­сты тоже могут представлять пространство как особую субстан­цию, но порожденную сознанием, как своеобразное состояние субстанции духа, его модификацию.

В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности про­странства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство ч и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту кон­цепцию развивал с позиции идеализма. С позиций материалисти­ческой реляционной концепции подходит к рассмотрению прост­ранства и времени диалектический материализм. Он считает их объективными, независящими от человека и человечества форма­ми бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.

59. Пространство и время как формы существования материи.

Для обыденно-житейских представлений пространство и вре­мя — нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевид­ное. Но если задуматься над тем, что же все-таки такое прост­ранство и время, то возникают сложные вопросы, напряженно обсуждавшиеся в истории философии и естествознания. В настоя­щее время нельзя решать их без опоры на достижения современ­ной науки, причем не только достижения естествознания, но и тех данных социальных, гуманитарных дисциплин, которые раскры­вают различные аспекты пространственно-временных представле­ний, их роли, места в человеческой жизни и деятельности.

Зададимся вопросом, каков смысл категорий «пространство» и «время». В своей деятельности мы обнаруживаем такие особен­ности структурной организации мира, что части и элементы, из которых построены материальные объекты, определенным образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устой­чивые конфигурации, что задает границы объекта по отношению к окружающей среде. Можно сказать, что каждый объект харак­теризуется своеобразной «упаковкой» входящих в него элементов, их расположенностью относительно друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме того, каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит с ними.

Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира — свойства объектов быть про­тяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами — выступают как первые, наиболее общие характери­стики пространства. Если их абстрагировать из действительности, отделить от самих материальных объектов, то мы получим пред­ставление о пространстве как таковом. Именно так и склады­ваются представления о пространстве и понятие пространства, возникающие как результат активного взаимодействия человека с внешним миром, в ходе которого выявляются перечисленные выше предельно общие особенности его структурной организации.

Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, посколь­ку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на элемен­ты, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и раз­витии, они представляют собой процессы, которые разверты­ваются по определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна дру­гую. Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией мо­жет наступать быстрее или позже. Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоя­тельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоя­нии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

В обыденной жизни и в практике понятие времени образуется благодаря сравнению, сопоставлению различных процессов дви­жения. Например, мы говорим: лекция длится полтора часа. Это значит, что сложные, развертывающиеся один за другим качествен­но специфические процессы (текст, который излагает лектор, запись и усвоение этого текста слушателями и т. д.), взятые как единое целое, сравниваются, сопоставляются с другим процес­сом — колебаниями маятника часов и вызванным этими колеба­ниями движением часовой и минутной стрелок.

Для того чтобы произвести отсчет времени, мы всегда находим какой-то квазипериодический, то есть повторяющийся в некоторых основных чертах, процесс, который выбираем за эталон, и с ним сопоставляем непериодические, более сложные процессы. Периоди­ческий процесс вращения Земли вокруг своей оси делит время на сутки. Движение Земли вокруг Солнца отмеряет года. Важно, однако, что во всех рассмотренных случаях отсчета времени мы поступаем одним и тем же образом: сравниваем между собой качественно различные процессы движения.

Человеку свойственно и интуитивное чувство времени, не всег­да им осмысливаемое. Его можно зафиксировать эксперименталь­но. На чем же основано интуитивное чувство времени? В нашем организме существует множество периодических процессов, кото­рые выступают в функции часов. По ним как бы измеряется дли­тельность внешних процессов. Оказывается, что все организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические часы, в функ­ции которых выступают различные жизненные ритмы — перио­дически возникающая и затухающая активность клеток и отдель­ных органов.

Мозг человека также обладает определенными ритмами своей активности. Существуют так называемые альфа-ритмы, которые характеризуют активность мозга,— это тоже своеобразные биоло­гические часы. Творец кибернетики Норберт Винер высказывал гипотезу, что именно «тикание» этих часов составляет основу интуиции времени. Пока точно неизвестно, какие именно типы часов играют главную роль в интуиции времени. Высказывается гипотеза, что у высших животных и человека мозг объединяет в единый сложный часовой механизм самые разные ритмы работы органов.

Весьма интересна и другая гипотеза, которая связывает чувство времени с состоянием обмена веществ. Высказывается предположение, что, поскольку в связи со старением интенсив­ность обмена веществ уменьшается, замедляется ход нашего внут­реннего биологического «часового механизма».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]