Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Khirurgia_uchebnik.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.12 Mб
Скачать
  1. Terebinthinal 50,0. Ее вводят в раневой канал (по­лость) и пропитывают ею марлевые дренажи.

Биологическая антисептика. Применя­ют средства бактериального, растительного или жи­

вотного происхождения Для подавления активности микробов и повышения защитных сил организма. Био­логические антисептики, применяемые при лечении ран, обладают не только местным, но и общим дей­ствием. К ним относятся бактериофаги, гамма-глобу­лины, поливалентные вакцины, стафилококковый ана­токсин, гипериммунная стафилококковая плазма, ан­тибиотики, фитонциды.

Антибиотики. Используют их при лечении гнойных и осложненных инфекцией ран. В связи с большим их количеством возникают трудности в выборе и ра­циональном применении. В хирургической практике заслуживают внимания следующие препараты: полу- синтетические пенициллины (ампициллин, ампиокс, карбенициллин), действующие бактерицидно на боль­шинство возбудителей гнойной инфекции, резистент­ной к другим химиопрепаратам, и при тяжело проте­кающей грамотрицательной инфекции; 3—4 поколения цефалоспоринов (моксалактам, цефтазидин, цефатак- сим, цефтриксон и др.). Цефалоспорины имеют широ­кий спектр, хорошо переносимы, некоторые из них обладают пролонгирующим действием.

Из аминоглюкозидов гентамицин наиболее эффек­тивен в борьбе с тяжело протекающей раневой инфек­цией, особенно грамотрицательной микрофлорой. Его используют для местного воздействия на раны и внут­ривенно с профилактической целью перед тяжелыми операциями и после них, а также до определения наибольшей чувствительности микрофлоры к одному из испытуемых антибиотиков. Канамицин показан при выделении грамотрицательной микрофлоры.

Антибиотики целесообразно применять в виде но- вокаин-антибиотиковой блокады, орошений ран и введения в сложные антимикробные порошки, исполь­зуемые для депонирования после хирургической об­работки ран. Местное применение антибиотиков целе­сообразно сочетать с сульфаниламидами, а при тяже­ло протекающей инфекции — с внутримышечными или внутривенными инъекциями.

Необходимо иметь в виду, что антибиотики в зна­чительной степени угнетают активность и задержива­ют развитие бактерий. Однако окончательно ликви­дирует их организм своими силами. Значительную роль в развитии защитных реакций организма играют гамма-глобулины, ДНК и РНК ядер клеток, причаст­ных к выработке гамма-глобулинов. Для успешной борьбы со стойкой стафилококковой инфекцией ис­пользуют стафилококковый анатоксин, создающий антистафилококковый иммунитет. Высокой эффектив­ностью обладает гипериммунная стафилококковая плазма, полученная от иммунизированных животных стафилококковым анатоксином.

К средствам, повышающим неспецифическую им­мунологическую реактивность, относятся гормональ­ные препараты (АКТГ, кортикостероиды), применяе­мые в сочетании с антибиотиками в малых дозах, не превышающих 0,003 г/кг массы животных. Однако следует учитывать и отрицательное действие гормо­нальных препаратов при гнойной хирургической ин­фекции. Введенные в значительных дозах без анти­биотиков, они способствуют генерализации инфекции.

Усиливают иммунологические реакции, фагоцитоз и восстановительные процессы препараты: метилура- цил, пентоксил, липополисахариды микробного проис­хождения — пирогенал и др.

Фитонциды. Вещества растительного происхожде­ния оказывают отрицательное действие на микробов. Они обнаружены в чесноке, луке, листьях черемухи, едком лютике, соке хвои, листьях эвкалипта и душис­того тополя, зверобое и других растениях. Наиболь­шей силой обладают фитонциды чеснока и лука. При­готовленные кашицы лука или чеснока накладывают шпателем на раневую поверхность, образуя слой тол­щиной не менее 5 мм, рану закрывают плотной бума­гой и накладывают повязку, меняя ее ежедневно. Хорошие результаты дают фитонциды чеснока в ма­зях и эмульсиях.

Ускоряет заживление гнойных ран у лошадей и со­бак свежеприготовленная кашица из корневища хре­на. Препарат, приготовленный из экстракта зверобоя (иманин), действует преимущественно на грамполо- жительных микробов. Его 0,5—1%-ный раствор при­меняют для орошения свежих и гнойных ран.

Бактериофаготерапия. Применяют ее для лечения гнойных ран. Положительный лечебный эффект на­блюдается только в тех случаях, когда используют специфический бактериофаг, соответствующий ране­вой микрофлоре данного животного. Использование

специфических бактериофагов затрудняётся изменчи­востью микрофлоры ран и тем, что данные микробио­логического исследования могут быть получены лишь через 24—48 ч после взятия материала. Если в ране обнаруживают стафилококков и стрептококков, то берут смесь стафило- и стрептофагов. Поверхностные раны орошают бактериофагом, а в глубокие вводят пропитанные им марлевые дренажи. При обильном нагноении бактериофаг вводят после удаления гноя ежедневно, а при умеренном — через каждые 2— 3 дня до перехода раны во вторую фазу заживления.

Лечение ран, заживающих под стру­пом. У грызунов и птицы какого-либо лечения не требуется. Для создания некоторой эластичности стру­па смазывают его жировыми средствами типа касто­рового масла, ланолином пополам с вазелином. У других животных перед применением лечебных средств проводят тщательный туалет раны, удаляют загрязнения с раневой поверхности. Образованию струпа способствуют солнечная радиация, высушива­ющее действие тепловых лучей (лампы соллюкс, «ин- фраруж»), обработка 5—10%-ным раствором нитрата серебра (ляпис), бриллиантовой или малахитовой зе­ленью, пиоктанином.

Струп следует сохранять до конца заживления. Чтобы струп не растрескивался и был достаточно эластичным, его смазывают также касторовым мас­лом или бактерицидными мазями (йодоформной, ксе­роформной и др.).

Лечение гнойных ран. В тех случаях, когда свежие случайные и огнестрельные раны не полно­стью иссекают, в них развивается острое гнойное воспаление. При этом значительно усиливаются фаго­цитоз и ферментативные процессы в ране, в ней на­капливается гнойный экссудат, резорбция которого приводит к гнойно-резорбтивной лихорадке, у живот­ных повышается общая температура, учащаются Пульс и дыхание и пр. В дальнейшем эти показатели могут возрастать при ухудшении общего состояния. Лечение таких ран в первой фазе должно быть ком­плексным, направленным прежде всего на профилак­тику инфекции и освобождение раны от мертвых тка­ней путем сочетанного применения химической, физи­ческой и биологической антисептики до и после

хирургическом обработки ран. При этом должны быть устранены ниши, карманы, удалены мертвые ткани по типу частичного иссечения. При необходимости рану рассекают до нужных размеров.

После иссечения и остановки кровотечения рану депонируют сложными порошками либо дренируют с линиментами или гипертоническими растворами. По­следние используют до появления грануляций. В це­лях профилактики инфекции внутримышечно инъеци­руют антибиотики.

Во второй фазе раневого процесса целесообразно применять линимент Вишневского на касторовом мас­ле, ксероформную мазь с наперстянкой; при наличии бледных грануляций — средства окисляющей терапии, а при крупнозернистых, красных — рану ощелачива- ют, усиливая дегидратационный процесс и улучшая гранулирование и эпителизацию раны.

При отсутствии надлежащего лечения гнойная ра на может осложниться аэробной инфекцией, вызывае мой в большинстве случаев стафилококками и стреп­тококками. В результате этого в зоне раны возникают прогрессирующие напряженные отеки и клеточная инфильтрация, края раны становятся напряженными и нередко развернутыми. В ране накапливается боль­шое количество гноя, мертвых тканей, обнаруживают­ся ниши и карманы. Пальпация зоны раны сопровож­дается сильной болевой реакцией. Могут выявляться признаки лимфангита и лимфонодулита. Животное угнетено, аппетит снижен или полностью отсутствует; у рогатого скота, кроме того, понижается процеес жвачки, в тяжелых случаях она может отсутствовать; резко снижается удой; у лошадей, собак и других животных повышается общая температура на 2®С и более; пульс значительной частоты, дыхание поверх­ностное и частое. У крупного рогатого скота темпе­ратура тела нередко субфебрильная, но пульс и дыха­ние значительно учащены. У всех животных в крови снижено количество эритроцитов, гемоглобина и лей­коцитов со сдвигом нейтрофилов влево.

Рана, осложненная анаэробной инфекцией, харал- теризуется признаками газовой флегмоны или ана­эробной гангрены.

Гнойную рану обрабатывают с обязательным про­ведением местной и общей антибиотике- и сульфанил­амидотерапии и другими лечебными процедурами, входящими в противосептическую и симптоматическую терапию. Во второй фазе лечение такое же, как и при неосложненных инфекцией гнойных ранах.

Лечение длительно не заживающих ран. Раны, не заживающие в обычные сроки, отно- сктся к длительно заживающим. Это часто наблюда- ется при значительных повреждениях мягких тканей, особенно в сочетании с дробными переломами костей, нарушением целости магистральных сосудов и нервов, а также при осложнении ран инфекцией. Задержка заживления таких ран обусловлена двумя основными причинами: 1) значительным удлинением периода и био«- логического очищения от мертвых тканей при нали­чии инфекции и инородных предметов в ране и 2) на­рушением процесса гранулирования и эпидермизации вследствие пышного роста гидремичных грануляций либо раннего перезревания их и превращения в руб­цовую ткань. Этому способствуют задержка гноя в ране и длительное раздражение ее химическими сред­ствами, дренажами и пр.

Кроме приведенных причин большое значение име­ют: 1) алиментарное и старческое истощение; 2) зло­качественный рост опухолей; 3) общая инфекция; 4) хроническая интоксикация; 5) сердечно-сосудистые заболевания; 6) нарушение трофики; 7) гипо- и авита­минозы; 8) нарушение всех видов обмена. Сюда же следует отнести радиационные поражения (лучевая болезнь); антисанитарные условия содержания и ухо­да за животными. Небрежное и неправильное выпол­нение лечебных процедур во многих случаях оказы­вается ведущей причиной длительно не заживающих ран.

В подвижных областях тела затормаживают за­живление периодические разрывы сосудистых капил­ляров, сопровождающиеся кровотечением из них и образованием трещин среднего слоя грануляций. В ре­зультате таких повреждений заживление каждый раз начинается как бы сначала.

Патогенез при длительно не заживающих ра­нах довольно сложен и во многом зависит от этиоло*- гических факторов. Основные патогенетические изме­нения указанных ран находятся в прямой связи с гид- ратационными и дегидратационными процессами, а также нарушением и истощением биологических воз­можностей регенерации покровного эпителия, что во многом зависит от нарушения трофической иннер­вации.

В тех случаях, когда заживление раны замедляет­ся в фазе дегидратации, сущность патогенетических изменений в ране сводится к замедлению или полно­му прекращению гранулирования вследствие трофиче­ских нарушений, ухудшения кровоснабжения форми­рующихся грануляций и задержки экссудата.

В других случаях ускоренный процесс дегидрата­ции формирующихся грануляций возникает в резуль­тате раннего алкалоза в зоне раны, что приводит к перезреванию грануляций и рубцеванию их. Это за­медляет и приостанавливает эпителизацию раны. В свою очередь, замедленная эпителизация способст­вует перезреванию грануляции. Данные изменения, связанные с сосудисто-первичными нарушениями, со­провождаются явлениями гиалинового перерождения и фибриноидного некроза. При этом вокруг сосудов, подходящих к раневой зоне, образуются инфильтраты коллагеновых, тучных и гигантских клеток; возника­ют тромбозы и тромбофлебиты. В нервных волокнах обнаруживаются демиэлинизация, дегенерация шва- новских клеток, утолщение с последующей фрагмен­тацией осевых цилиндров.

На фоне указанных изменений зона нормальных грануляций уменьшается, а глубжележащие слои под­вергаются склерозу (рис. 20). При этом слои эпите­лия образуют ненормальные разрастания в виде «языков», врастающих в глубокие участки фиброзно измененной грануляционной ткани (рис. 21). Местами появляются ороговевшие участки в виде жемчужин. В таких ранах заживление останавливается, они мо­гут оставаться годами без признаков регенерации эпи­телия и гранулирования, что переводит рану в дли­тельно не заживающее состояние. Для такой раны характерны два основных вида патологических грану­ляций.

Патологические грануляции. Гидремиче- ские грануляции. К ним относятся: а) раздражен ные — они крупнозернистые, красные, кровоточащие;

б) воспаленные грануляции напоминают нервые, но имеют признаки изъязвления (некротизации) и более 20. Склерозированная рубцовая ткань в длительно не заживаю­щей ране:

/ — рубцовая ткань, подвергшаяся геалинизацни; 2 —суженные сосуды вследствие разроста их эндотелия; 3 — нормальные сосуды (гистологиче ский срез, по А. Н. Голикову).

выраженный отек; в) фунгозные, они грибовидные, грануляции разрастаются за кожные края раны; они дряблые, серовато-бурые, грязно-желтые, синюшные, легко кровоточащие, с признаками некротического распада; покрыты грязно-бурым, как правило, жид­ким зловонным экссудатом, края раны при таких грануляциях в состоянии отека, сильно болезненные, температура тела обычно 'повышена; наблюдаются угнетение животного и выключение из функции соот­ветствующей части тела; возникают фунгозные грану­ляции при наличии в глубине (под ними) инфекцион­ного очага некротизированных фасций, связок или Сухожилия, инородного тела, напоминающие густую слизь. Такие грануляции сочетаются с застойным отеком зоны раны либо обусловлены активностью кишечной палочки

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]