3.1. Поперечное профилирование террас
При поперечном профилировании характеризуют морфологию каждого элемента. Определяют ширину, относительную и абсолютную высоту террасы. Следует различать общую ширину террасы и ширину террасовой ступени. Общую ширину надпойменной террасы, как и поймы, измеряют между тыловыми швами террасовой площадки с вышерасположенными уступами или коренными склонами. Эту величину можно найти в тех местах, где террасовые ступени наблюдаются по обе стороны реки. Если же террасовые ступени сохранились только с одной стороны, то измеряют лишь ширину террасовой ступени, т. е. расстояние от тылового шва до подножия уступа к нижерасположенной террасе или пойме. Ширина террасовой ступени равна или чаще всего меньше ее общей (первоначальной) ширины.
При изучении геологического строения надпойменных террас давлении их разреза выделяют русловую, пойменную, статичную фации древнего аллювия, имея при этом в виду, что по механическому составу, текстурным особенностям они могут существенно отличаться от аналогичных фаций современного аллювия. Причиной этих отличий являются специфические условия (геоморфологические, геотектонические, климатические), в которых протекала деятельность древних рек. Чем отчетливее террасы выражены морфологически, тем полнее представлен их геологический разрез. У размытых террас полный разрез древнего аллювия вероятнее всего можно встретить на сохранившихся участках первичной террасовой поверхности, близ тылового шва, обычно прикрытого склоновыми отложениями.
В отличие от современного аллювия нормальную мощность древнего аллювия непосредственно определить нельзя. Поэтому генетическую категорию террас – эрозионно-аккумулятивную, эрозионную или аккумулятивную с аллювием соответственно нормальной мощности, ниже или выше нормы – устанавливают по косвенным признакам. К ним относятся: соотношение фаций древнего аллювия, его состав (особенно гранулометрический), рельеф коренного ложа.
У эрозионных террас аллювий незначительной мощности, представлен преимущественно русловой фацией крупнозернистого состава, старичные отложения отсутствуют, пойменные – недоразвиты, коренное ложе наклонено в сторону бровки.
У аккумулятивных террас аллювий большой мощности, представлен преимущественно русловой фацией из не очень крупного обломочного материала при значительном участии осадков пойменной фации и старичных отложений, причем последние прослеживаются в разрезах линзами на разных уровнях, явно свидетельствуя о перемещении русла реки вверх по мере накопления осадков.
У эрозионно-аккумулятивных террас одинаково хорошо развиты пойменная и русловая фации аллювия, линзы старичных отложении прослеживаются в поперечном разрезе примерно на одном уровне, ложе аллювия горизонтально (Ламакин, 1948; Шанцер, 1951, 1966; Карташов, 1961; Лютцау, 1964).
Все эти признаки действительны только в комплексе друг с другом, так как каждый из них в отдельности не всегда связан динамической фазой флювиального процесса. Например, если и реки с бассейна сносился в большом количестве крупнообломочный материал, то аккумулятивные террасы могут быть сложены грубозернистым аллювием. У ветвящихся на рукава (фуркирующих) и меандрирующих рек даже в эрозионно-аккумулятивной (равновесной) фазе линзы старичного аллювия несколько смещаются по высоте за счет различий глубины реки в разных частях извилин (стариц), а также в результате периодического то спрямления, то меандрирования русла. Аккумулятивный генезис террас обычно хорошо опознается по очень большой мощности аллювия, достигающей нескольких десятков и даже сотен метров. Эти цифры заведомо больше нормальной мощности, которая даже у крупных современных рек редко превышает 20–30 м.
Изучая разнородные по фациальному составу горизонты аллювия, устанавливают закономерности их распределения в разрезе, прослеживают контакты между ними (размыва, прислонения, спокойного налегания), подчеркнутые резкой сменой состава отложений, грубозернистыми базальными горизонтами, погребенными почвами, торфяниками. Эти сведения, дополненные результатами палеонтологического анализа, изучения гранулометрического и вещественного состава пород, позволяют расчленить речные отложения на разновозрастные свиты, выделить соответствующие им погребенные террасы, установить время и условия накопления аллювия. Как и в современных отложениях, линзы старичного аллювия наиболее перспективны для комплексного фациального анализа. Они очень богаты остатками животных и растительных организмов, что позволяет использовать их в качестве опорных горизонтов для биостратиграфического расчленения древнеаллювиальных толщ и построения широких палеогеоморфологических выводов.
К существенным признакам ложа древнего аллювия, кроме отмеченных выше его очертаний в поперечном профиле, относят также положение по отношению к ложу современного аллювия. Здесь могут быть два случая:
1) ложе древнего аллювия расположено ниже ложа современного аллювия, т. е. современный аллювий залегает на размытой поверхности древнего аллювия;
2) ложе древнего аллювия расположено выше ложа современного аллювия, т. е. падает к нему уступом.
Цоколь террасы, или уступ ложа, может быть скрытым, когда он находится ниже меженного уровня воды в реке, и открытым, когда он возвышается над рекой и в подмываемых берегах выходит даже на дневную поверхность. Таким образом, цокольные террасы следует подразделять на террасы с открытым цоколем (т. е. собственно цокольные в обычном понимании этого термина) и террасы со скрытым цоколем. Для каждого цоколя определяют его абсолютную и относительную высоту (превышение над ложем современного аллювия и высоту над меженным уровнем реки).
Цоколь террас может быть сложен коренными породами (коренной цоколь), четвертичными не аллювиальными отложениями и, наконец, аллювием погребенных или размытых более древних террас. В последнем случае выделение цоколя нередко связано с трудностями и требует применения указанной выше комплексной методики.
При морфологическом изучении террас обращают внимание на их выраженность в рельефе, что позволяет судить о степени их последующего разрушения под воздействием различных факторов. Морфологические признаки хорошо сохранившейся террасы следующие: общая горизонтальность ее площадки, слабое эрозионное расчленение, четкость бровки и тылового шва, формы и элементы флювиального микрорельефа, сохранившиеся от пойменной стадии развития террасы.
Наклон террасовых площадок к руслу обычно бывает вторичным, но он может быть также и первичным, возникшим одновременно с образованием данной террасы. Так, небольшим первичным уклоном обладают площадки эрозионных террас. Это доказывается тем, что их ложе также наклонено к руслу и прикрыто маломощным слоем выстилающего аллювия. Вторичный поперечный уклон террасы приобретает под воздействием главным образом склоновой денудации в прибровочной части и склоновой аккумуляции близ тылового шва. В этом случае площадки срезают древний аллювий под углом к поверхности ложа и незаметно переходят в нижний и верхний уступы; бровка и тыловой шов очень нечетки, отличаясь сглаженными округлыми очертаниями в поперечном профиле. Морфологически такие террасы или ряды террас выражены плохо, образуя как бы выположенное основание (продолжение) коренного склона долины.
Для каждой первично или вторично наклонной террасы определяют экстремальное и среднее значения относительной высоты на изучаемом поперечном профиле. Кроме того, стараются установить истинную высоту террасовых площадок и ложа (плотика), имея в виду, что первичная поверхность сглаженных террас лучше всего сохраняется близ тылового шип под склоновыми отложениями. В тех местах, где террасы полностью погребены под неаллювиальными отложениями, например эоловыми, делювиальными, проблематичными, различают истинную и наложенную (видимую) поверхности террасы.
При наличии в долине нескольких террас устанавливают их соотношение между собой в поперечном профиле. По этому признаку различают террасы наложенные, вложенные, прислоненные и врезанные. Различные соотношения между террасами вместе с динамическими типами террас характеризуют развитие эрозионно-аккумулятивной деятельности водных потоков при формировании долин.
Наложенные террасы состоят из залегающего друг на друге аллювия, так что самая верхняя терраса – дневная, а более низкие – погребенными соответственно более древние (рис. 7, а).
Наложенные террасы образуются в результате преобладания аккумулятивной деятельности русловых потоков, возможно чередовавшейся с периодами эрозии или равновесного развития, зафиксироваными в контактных поверхностях размыва или наложения разновозрастных аллювиальных свит.
Вложенные террасы – все дневные, состоят из аллювия, залегающего друг на друге, но с признаками размыва контактных поверхностей. Ложе более высокой
Рис. 7. Типы соотношений речных террас и отвечающие им фазы развития долины
М – нормальная мощность аллювия.
древней террасы расположено глубже ложа более низкой молодой террасы (рис. 7,6). Вложенные террасы образуются в результате: 1) ритмического чередования эрозионной аккумулятивной деятельности русловых потоков, когда глубина эрозии и мощность последующей аккумуляции становятся все меньше от одной террасы к другой, или 2) сокращения нормальной мощности аллювия одновременно за счет уменьшения высоты разливов и повышения дна русловых потоков.
Прислоненные террасы – дневные, состоят из прислоненного друг к другу аллювия при единой горизонтальной или наклонной поверхности ложа (рис. 7, в). Образуются вследствие сокращения нормальной мощности или же благодаря врезанию реки до ложа ранее возникшей аккумулятивной террасы.
Врезанные террасы – дневные, состоят из аллювия, полностью или частично прислоненного к породам ложа (цоколя) более высоких древних террас (рис.7, г).Образуются вследствие преобладания эрозионной деятельности русловых потоков, прерывавшейся периодами аккумуляции или равновесного развития.
Соотношения между террасами и динамические типы террас наглядно отображают с помощью поперечных профилей (разрезов), на которых показывают: породы ложа, аллювий различных фаций. Подобные разрезы позволяют судить об истории формирования террас и долины в целом, о последовательных этапах и величине эрозионной и аккумулятивной деятельности русловых потоков, о том, какие террасы возникли вследствие прерывности эрозионного процесса, чередования эрозионной и аккумулятивной деятельности и какие образовались в ходе единого этапа врезания долины, сопровождавшегося блужданием меандр.
